Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок работы




План занятия.

II. Задачи для подготовки.

I. Мотивация темы.

План занятия.

В рамках лабораторного эксперимента.

Психологическое исследование

План занятия.

Психологическое измерение. Шкалы в психологии.

II. Задачи для подготовки.

I. Мотивация темы.

Тема 1. Приемы измерений в психологическом исследовании (18 ч).

1. Особенности психологического измерения.

2. Свойства шкал, допустимые преобразования.

3. Классификация измерительных процедур по степени структурной сложности шкалы (нольмерное, одномерное, многомерное шкалирование).

4. Психологическое пространство.

 

 

1. Специфика лабораторного эксперимента в психофизике.

2. Ролевые позиции экспериментатора и испытуемого.

3. Трудности использования эксперимента и возможности их преодоления.

 

Тема 2. Естественно – научная парадигма исследования в психологии (основы психофизики) (18 ч).

1. Проводить лабораторное исследование порогов и чувствительности.

2. Интерпретировать полученные результаты.

3. Выделить по эмпирическим данным общепсихологические и индивидуальные закономерности психологического пространства.

4. Строить психометрическую кривую.

1. Теория обнаружения сигнала.

2. Методы обнаружения сигнала:

– метод «Да-Нет»;

– метод двухальтернативного вынужденного выбора (2АВВ);

– метод оценки.


 

3. Методы измерения порогов:

– метод минимальных изменений;

– метод средней ошибки;

– метод постоянных раздражителей.

Лабораторная работа № 1.

Метод «Да-Нет»

Исходный уровень знаний. Для усвоения темы студент должен владеть понятиями: анализатор, порог, абсолютный и разностный пороги, чувствительность, методы измерения порогов, теория обнаружения сигналов, ошибка предвосхищения, ошибка ожидания, влияние факторов тренировки и утомления на обнаружение сигнала.

 

Цель.

1. Практическое освоение метода «Да-Нет» на примере обнаружения зрительного сигнала.

2. Исследование динамики d' и β в зависимости от влияния несенсорных факторов.

Оснащение: компьютерная программа «Practika».

Задание 1.

Данное исследование начинается с тренировочных серий. В предполагаемой цели описывается ситуация обнаружения сигнала порогового уровня, следовательно в ходе тренировочных серий необходимо подобрать соответствующие параметры обнаруживаемого сигнала. В компьютерной программе предполагаются различные сигнальные и несигнальные стимулы, например, обнаруживать букву R на фоне L, I на фоне 1 или Q среди О. Принимая во внимание индивидуальные особенности зрения испытуемого, следует подобрать такие стимулы, которые будут с трудом отличаться друг от друга, и в этом смысле, по-видимому, вариант R и L будет адекватен лишь для тех студентов, у кого не очень хорошее зрение.

Введём операциональный критерий «пороговости» обнаружения сигнала: индекс сенсорной чувствительности d’ должен быть в диапазоне от 1 до 2, что соответствует вероятности попаданий явно меньшей 1 и вероятности ложных тревог, превышающей 0. Например, если тренировочные серии проводятся при априорной вероятности предъявления сигнала, равной 0,5, то соответствующие значения вероятностей попаданий и ложных тревог будут приблизительно такими: Р(Н) - от 0,7 до 0,8, а р(FА) - от 0,1 до 0,3, как, например, в табл. 1.

Далее необходимо выполнить несколько экспериментальных серий при различных условиях априорной вероятности и платёжных матрицах. Эти приёмы наиболее прямо и наглядно показывают испытуемому, как следует изменить стратегию обнаружению сигнала, чтобы оптимальным образом выполнить свою задачу – эффективнее обнаруживать сигнал в ситуации неопределённости. Очевидно, что изменение априорной вероятности формирует соответствующие изменения ожиданий испытуемого в отношении последовательности предъявляемых в данной серии стимулов.

Чтобы устранить два основных фактора, мешающих проведению эксперимента, - тренировку и усталость, используем приёмы по позиционного уравнивания.

Каждую серию эксперимента (допустим, что их будет 5 - по числу разных априорных вероятностей) разбивают на две подсерии, и эти половины располагают в эксперименте в следующем порядке: Р(0,1) – Р(0,3) – Р(0,5) – Р(0,7) –Р(0,9) – Р(0,9) – Р(0,7) – Р(0,5) – Р(0,3) – Р(0,1).

Для подбора условий стимуляции можно менять[1]:

- сами стимульные буквы;

- расположение и размер букв;

- время экспозиции;

- яркость букв;

- межпробный интервал.

Номер серии Р(Н) Р(FА) ВР, мс d'
  0,62 0,68 0,74 0,78 0,81 0,78 0,34 0,3 0,23 0,18 0,20 0,20   0,72 0,99 1,38 1,69 1,72 1,61

Таблица 1. Результаты тренировочных серий (задача-обнаруживать Q на фоне О, длительность стимула - 250 мс, МСИ - 2000 мс) - пример

 

 

 

 

;

In .

Условные обозначения:

Hit – правильно обнаруженный стимул;

S – общее количество стимулов;

P (S) – априорная вероятность предъявления сигнальной пробы;

P (H) – вероятность правильных обнаружений;

P (FA) – вероятность ложных тревог;

d’ – мера чувствительности наблюдателя к сигналу;

β – индекс критерия принятия решения;

Bp – среднее время;

σBp – стандартное отклонение Bp;

Hit, CR, M, FA – количество попаданий правильных ответов, пропусков и ложных тревог, соответственно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.