Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стробоскопическое движение




II. Исходный уровень знаний.

I. Мотивация темы.

Исследование перцептивных процессов.

Тема 3. Изучение познавательной деятельности человека.

Обработка результатов.

После окончания опыта каждый студент получает распечатку матрицы субъективных различий 12×12, каждый элемент этой матрицы является результатом усреднения 4-х оценок.

Группы:

Группа А (Лица) файлы ekman 02.jpg

ekman 05.jpg

ekman 06.jpg

ekman 20.jpg

Группа В (эмоции) восторг

страх

отвращение

 

Матрица субъективных различий (пример):

 

Stimul А=1 А=2 А=3 А=4
В=1        
В=2        
В=3        

 

Число в матрице составляет признанный неиспользуемый уровень различия между соответствующими стимулами, усредненный по двум повторам и нормированный в диапазоне от 0…100.

По результатам делается вывод о преобладании тех или иных черт в выражении лица в соответствии с той или иной эмоцией.

 

Контрольные вопросы.

1. В каких случаях применяется многомерное шкалирование?

2. Какая главная задача многомерного шкалирования?

3. Какова метрическая задача многомерного шкалирования?

4. Что берется за основу в многомерном шкалировании?

 

 

Каждый знает, что полное впечатление движения может возникнуть при быстрой смене неподвижных картин, как это бывает, например, в кино. Такое кажущееся движение называют “стробоскопическим движением”, или “фи-феноменом”. Оно может быть понято как пример временного слияния. Так, например, если установить в нескольких сантиметрах друг от друга два источника света и попеременно (через 1-2 сек.) их включать, то наблюдатель воспринимает две следующие одна за другой вспышки света. Если временной интервал между вспышками постепенно сокращается, происходит удивительное перцептивное преобразование: кажется, что левая световая точка движется вправо, пересекая пространство, разделяя эти точки. Наконец, когда временной интервал становится совсем коротким, ощущение движения пропадает, и вспышки видятся одновременно, каждая на своем месте.

При простом изменении временного интервала между стимулами возникают три качественно различных впечатления: последовательность, движение и одновременность. Наиболее замечательно то, что кажущееся движение совершенно отчетливо заполняет пустое пространство между двумя стимулами.

Естественно предположить, что причиной этого является движение глаз. Поскольку глаза движутся от одного стимула к другому, их поворот создает кинестетические сигналы, преобразуемые в восприятия движения. Это предположение легко опровергается тем фактом, что движение можно наблюдать одновременно в противоположных направлениях. Больше того, чтобы испытуемый увидел кажущееся движение, совсем не обязательно последовательно стимулировать различные точки сетчатки. Рок и Эбенхольц создали остроумную экспериментальную методику, позволявшую их испытуемым монокулярно видеть поочередно вспыхивающие световые линии как находящиеся в разных местах пространства, хотя при этом возбуждалась одна и та же область сетчатки. Они получали этот эффект, заставляя испытуемого двигать глаза из одной позиции в другую таким образом, чтобы обеспечивалось фовеальное видение каждой линии. В другом же случае условия подбирались так, что испытуемый не воспринимал линии как пространственно разделенные, хотя раздражались различные участки сетчатки. В этом случае испытуемые двигали глазами из стороны в сторону так, чтобы поочередно видеть единственную неподвижную вспыхивающую линию то фовеа, то периферией. Таким образом, достигалась последовательная смена участков сетчатки при отсутствии реального разделения линий: при этом отсутствовало также восприятие их как находящихся в различных местах. Кажущееся движение возникало только в первых условиях, во вторых же оно никогда не наблюдалось. Это говорит о том, что необходимым условием восприятия движения между двумя точками является видение расстояния между ними, а не их сетчаточное разделение.

До сих пор остается неясным, является ли фи-феномен врожденным или приобретается в процессе научения. Есть данные, подтверждающие обе точки зрения. Например, Рок, Таубер и Хеллер, используя факт, что рыбы имеют тенденцию плыть в направлении вращения барабана, показали, что новорожденные гуппи спустя несколько минут после рождения делают то же самое, если их поместить внутрь неподвижного барабана, который только кажется вращающим. Это кажущееся вращение создавалось последовательными включением вертикальных столбиков вдоль стенок барабана, создавала иллюзию его вращения. Когда направление кажущегося движения менялось, рыбы меняли направление своего движения. Этот эффект наблюдался гуппи во всех пробах тогда и только тогда, когда скорость смены столбиков была умеренной. Как известно, то же самое наблюдается и при фи-феномене.

Смысл этих результатов в том, что новорожденные гуппи, в самом деле, воспринимают кажущееся движения, и поскольку у них нет предварительного зрительного опыта (они содержались в темноте), это восприятие должно иметь врожденную основу. Те же исследователи предположили, что новорожденные дети тоже могут воспринимать кажущееся движение. Но демонстрация врожденных основ данного феномена не устраняет возможности его модификации по мере приобретения опыта. Например, намного труднее воспринимать кажущееся движение между двумя объектами, имеющими разную форму. Причина в том, что движение в такой ситуации гораздо хуже осмысливается. Точ и Интельсон приходят к аналогичному выводу, а именно, что направление кажущегося движения зависит от значения используемых стимулов.

 

 

Лабораторная работа № 4.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.