КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Задачи для подготовки
I. Мотивация темы. Многомерное шкалирование. Исходный уровень знаний. Для усвоения темы студент должен владеть понятиями: шкалы, многомерное шкалирование, психологическое пространство.
В основе модели многомерного шкалирования (МШ) лежит целый ряд предположений о структуре процессов различения объектов-стимулов. Физически каждый объект-стимул характеризуется множеством признаков, например, «объем», «форма», «пространственное положение», «высота», «длина» и т.п. Сами признаки могут быть простыми и сложными, многомерными. Например, "высота" и "длина" — одномерные признаки, а "форма" и "положение" — многомерные. Отдельный одномерный признак может служить какой-либо одной размерностью более сложного признака, высота геометрической фигуры есть одна из разновидностей признака "форма". Каждый стимул характеризуется определенными значениями или степенью выраженности признака. Точно так же, как стимул характеризуется набором некоторых физических признаков, перцептивный образ стимула (иногда говорят просто — образ) может характеризоваться набором субъективных признаков. Психофизикам известно, что такому, например, физическому признаку, как интенсивность светового излучения, субъективно соответствует яркость; такому, как вес — тяжесть и т.п. Субъективные признаки, также как и физические, могут быть простыми (одномерными) и сложными (многомерными). Однако физическая размерность стимула и субъективная размерность образа в общем случае не совпадают. МШ основывается на положении, что различение стимулов определяется расхождением по ограниченному числу, простых субъективных признаков, которые учитываются при суждениях о различии или сходств стимулов. Исходя из этого положения и ставится главная задача многомерного шкалирования — найти минимальное число субъективных признаков, определяющих различена стимулов человеком, и вычислить значение признаков, которыми характеризуются данные стимулы. Такая постановка задачи — выявление системы базисных субъективных признаков стимула независимо от физических коррелятов — позволяет подойти по-новому и к решению основной психофизической задачи — построению функции, связывающей субъективную шкалу стимулов. В отличие от традиционного подхода, когда для заданного физического признака стимулов строится соответствующая субъективная шкала и определяется связывающая да психофизическая функция, МШ дает возможность для заданного субъективного признака стимула определять его физический коррелят, т.е. брать за основу не физическую, а психологическую характеристику стимула. Такой подход к построению психофизической функции может быть полезным для случаев, когда один субъективный признак определяется системой нескольких физических признаков, и тогда изменение одного физического признака ведет к изменению сразу нескольких субъективных признаков. Решение задачи МШ основано на использовании принятия психологического пространства, точки которые представляют исходные стимулы. Аналогично геометрическим представлениям вводится система координат, число которых определяется числом простых субъективных признаков. Это число задает размерность психологического пространства. Оси координат представляют собой шкалы соответствующих субъективных признаке положение точек-стимулов в пространстве задано значениями признаков. Предполагается, что расстояние между точками в пространстве есть некоторая функция от субъективного сходства или различия. Метрическая задача МШ заключается в том, чтобы через получаемые суждения о сходстве или различии между стимулами определить расстояния между точками. Решение задачи состоит в построении модели субъективного расстояния в психологическом пространстве.
Лабораторная работа № 3.
Методика «Лица» Исходный уровень знаний. Для усвоения темы студент должен владеть понятиями: шкалы, виды шкал, использование шкал в психологии, многомерное шкалирование. Цель работы: практическое освоение метода многомерного шкалирования и овладение навыками применения его в психологических исследованиях для измерения сложных субъективных переменных. Оснащение: компьютерная программа «Practika». Порядок работы: при отработке задания каждый студент выступает сначала в роли испытуемого, а затем обрабатывает собственные данные. Проба начинается со звукового сигнала «Внимание». После предъявления стимула в течение четырехсекундного интервала испытуемый должен оценить по 10-балльной шкале степень различия лиц с контрольным стимулом: 0 – различия минимальные, 9 – различия максимальные. Оценки фиксируются на цифровой части клавиатуры и потверждаются нажатием клавиши «ENTER».
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |