Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иллюзия установки




Вводные замечания. Существует определённый вид иллюзий восприятия, классическими примерами которых являются иллюзии веса, объёма, величины. Если испытуемому предложить несколько раз поднять одновременно двумя руками пару предметов заметно неодинакового веса, то предмет, оказавшийся в той руке, в которой перед этим был более тяжёлый, покажется ему более лёгким.

Аналогичное явление будет наблюдаться, если в предварительных пробах испытуемый получил в руки два предмета разного объёма. Через определённое число проб равные по объёму предметы он оценивает как разные, причём обычно большим по объёму кажется предмет в той руке, в которой до этого находился меньший. Эти иллюзии имеют эквивалент и в зрении.

Вэтих примерах можно выделить следующие общие черты ситуаций и свойств возникающих иллюзий.

1. Перед испытуемым ставится задача сравнительной оценки пары объектов по какому-либо параметру: весу, объёму, размеру.

2. Опыт состоит из двух серий: предварительной, или установочной, и основной — контрольной. Цель предварительной серии — создать у испытуемого предпосылки для возникновения иллюзий, цель основной серии — обнаружить иллюзию.

З. Впредварительной серии предъявляется пара заведомо разных объектов, в контрольной — пара одинаковых.

4. Вконтрольной серии испытуемый обычно допускает ошибку в направлении контраста: меньшим (более лёгким) кажется то и объект, которому в установочной серии соответствовал больший (более тяжёлый). В некоторых случаях (обычно при незначительных различиях между объектами и в предварительной серии) имеет место ассимилятивная иллюзия: в контрольной паре большим (более тяжёлым) кажется тот объект, которому в установочных сериях соответствовал также больший (более тяжёлый) объект. Для объяснения подобного типа иллюзий было предложено несколько теорий.

1. Теория Мюллера. При повторном взвешивании первой пары объектов у испытуемого вырабатывается привычка мобилизовать более сильный мышечный импульс для более тяжёлого предмета. Когда после этого ему даются два предмета одинакового веса, то мобилизованный в соответствующей руке импульс к более тяжёлому предмету вызывает ощущение неожиданной его лёгкости. Недостатком теории Мюллера является то, что она объясняет иллюзию веса и не применима к иллюзии других модальностей.

2. Теория «обманутого ожидания». Всоответствии с этой теорией при повторном поднимании предметов разного веса у испытуемого формируется ожидание в одной руке более тяжёлого веса. В контрольном опыте ожидание испытуемого оказывается обманутым. В результате происходит недооценка веса в данной руке. С теорией «обманутого ожидания» не согласуется тот факт, что иллюзия сохраняется у испытуемых в контрольной серии на протяжении нескольких проб, где ожидание должно исчезнуть. Противоречащие этой теории факты были получены в экспериментах Д.Н. Узнадзе. Висследовании Узнадзе испытуемый проходил предварительную серию в состоянии гипноза, где ему многократно давали в руки шары разных объёмов. Вконтрольной серии испытуемого выводили из состояния гипноза и предъявляли ему шары одинаковых объёмов. Оказалось, что и в этих условиях имела место контрастная иллюзия, несмотря на то что испытуемый ничего не помнил о предварительных пробах.

З. Теория установки Д.Н. Узнадзе. Впроцессе жизненного опыта у человека формируется определённое внутреннее состояние, которое подготавливает его к восприятию дальнейших событий. Эти состояния, с одной стороны, имеют бессознательный характер, с другой — являются фактором, направляющим и определяющим содержание нашего сознания. Д.Н. Узнадзе назвал эти состояния установкой субъекта. Согласно теории установки контрастная иллюзия объясняется следующим образом. Врезультате предварительных проб у испытуемого создаётся установка на то, что в очередной паре ему будут предъявлены заметно различающиеся объекты. Когда ему в контрольной пробе предъявляют пару одинаковых объектов, он вынужден изменить установку. Новая установка оказывается противоположной предыдущей, и испытуемый воспринимает ситуацию в соответствии с нею, хотя эта установка объективно не обусловлена. В результате возникает иллюзия. По мере повторения проб в контрольной серии эффект иллюзии постепенно угасает ввиду того, что новая иллюзия уступает место объективно правильной установке на равенство объектов. Ассимилятивная иллюзия, как отмечалось выше, обычно наблюдается при незначительной разнице между объектами в установочной паре. Всоответствии с теорией установки она объясняется тем, что в результате предварительных проб у испытуемого создаётся установка на то, что в одной руке объект будет несколько больше (тяжелее), чем в другой.

Поскольку реальное воздействие контрольной пары не противоречит резко установке, последняя не разрушается, а ассимилирует данные воздействия. В результате испытуемый оценивает как больший объект в той руке, в которой в предварительной серии находился также больший (более тяжёлый) объект.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.