Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование понятийного мышления




Интерпретация.

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

 


с помощью методики "Логика связей".

Вводные замечания. Методика "Логика связей" чаще используется в классической литературе под название "Сложные аналогии", но поскольку методика "Простые аналогии" и "Сложные аналогии" различаются между собой по дальнейшему увеличению абстрагирования и дифференциации именно отношений между понятиями, предлагается более точное ее название – "Логика связей".

Цель: методика направлена на выяснение того, в какой мере испытуемым доступно понимание абстрагированных типов связей между отдельными понятиями, а так же распространение этого понимания на другие, конкретные примеры.

Оснащение: бланк методики "Логика связей", протокол занятия.

Ход работы:

Методика состоит из двух этапов. В начале испытуемым предлагают специальный верхний раздел бланка, где перечисляются 6 типов различных связей между понятиями, и предлагают самостоятельно, в крайнем случае, с помощью экспериментатора определить эти связи. Если испытуемый оказался не в состоянии выполнить ту часть задания, дальнейшее проведение эксперимента не имеет смысла. В случае положительного результата переходят ко второму этапу.

Испытуемому предлагается 20 пар понятий, рядом с которыми расположен цифровой ряд от 1 до 6 по количеству определяемых связей. Задача испытуемого состоит в выборе правильной цифры, обозначающей один из 6 типов связей.

Обработка и анализ результатов:

Правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный – 0 баллов. Результаты суммируются. Максимально возможный результат – 20 баллов.

Результаты менее 10 баллов считаются неудовлетворительными.

Вывод:

В какой мере испытуемым доступно понимание абстрагированных типов связей между отдельными понятиями, а так же распространение этого понимания на другие, конкретные примеры.

 

Контрольные вопросы:

1. перечислите известные вам типы логических связей между понятиями

2. определите различие между типами связей "часть-целое" и "род-вид".

 

Правильные ответы на первую часть методики: 1 - часть - целое; 2 - род - вид; 3 степень; 4 - антонимы; 5 - причина - следствие; 6 - синонимы. Правильные ответы на вторую часть методики: 5, 2, 6, 1, 6, 1, 4, 3, 1, 4, 5, 2, 3, 1, 4, 3, 5, 3, 2, 3.


Методика «Исключение понятий»

Цель:

Материал:

Ход работы:

Инструкция: «В каждой строке - 5 слов. Четыре слова могут быть объединены общим родовым понятием, а пятое слово к этому понятию не относится и должно быть исключено (вычеркнуто). Вам необходимо назвать признак, по которому Вы провели объединение оставшихся четырех слов. Время выполнения задания - 3 минуты».

Обработка и анализ результатов

Контрольные вопросы

 

Методика "Сравнение понятий"

 

Понятие определяется как единица мышления, отражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности и выражающаяся в словесной (вербальной) форме.

Сравнивая понятия между собой, испытуемый проводит обследование общего поля семантических признаков и отбирает наиболее устойчивые, характерные.

Цель: исследование понятийного мышления.

Оснащение: 22 пары сравниваемых понятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.