Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование концентрации внимания




Лабораторная работа №21

Исследование слухового внимания

Лабораторная работа №20

(с помощью методики «Перепутанные инструкции»)

Слуховое внимание — самый ценный и в то же время наиболее уязвимый компонент аудирования. Различные аспекты внимания — его объем, устойчивость, переключаемость, интерферируемость — в конечном итоге проявляются в интегральном результате эффективного аудирования. Если у аудитора неустойчивое внимание, например у ребенка, низкая переключаемость, например у людей с ригидным мышлением или слабой нервной системой, высокая интерферируемость, например у эмоционально неустойчивых, то вряд ли можно ожидать хороших результатов аудирования.

Методика «перепутанные инструкции» позволяет оценить свойства внимания по результатам правильности выполнения инструкций. Задачей испытуемых является внимательное прослушивание словесной инструкции и выполнение на ее основе соответствующих действий.

При интерпретации результатов подсчитывается в баллах общее количество правильно выполненных инструкций. При сумме в 5 и более баллов результаты считаются удовлетворительными, сумма менее 5 баллов или отказ от выполнения задания вообще расцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о недостатках слухового внимания.

Контрольные вопросы.

1. Какие свойства внимания оцениваются с помощью методики «перепутанные инструкции»?

2. Объясните избирательность внимания на основании результатов использования методики.

3. Определите стратегии выполнения заданий у испытуемого.

4. Объясните влияние других психических процессов на успешность выполнения заданий.

(с помощью методики «Отыскивание чисел»)

Данная методика разрабатывалась в области психологии труда.

Оснащение. Основной вариант методики в виде 5-ти таблиц с нанесенными на них в случайном порядке цифрами (от 1 до 25), известен психологам как таблицы Шульте (по имени автора методики), секундомер.

Цель работы. Широко используется для исследования темпа психических процессов (скорости ориентировочно-поисковых движений взора), а также для изучения объема внимания по отношению к зрительным раздражителям.

Порядок работы. Испытуемому дается задание как можно быстрее находить и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Каждая таблица по очереди ставится перед обследуемым вертикально на расстоянии 70—75 см и дается команда начать эксперимент. Одновременно включается секундомер. В специально заготовленном протоколе помечаются номера таблиц, затраченное время в секундах и примечания, регистрирующие ошибки и равномерность (или неравномерность) ответов во времени.

Вариант методики Шульте в адаптации и модификации В. Ф. Горбова в основном отличается тем, что таблица больше размером и только одна. Кроме того, числа (также от 1 до 25) на таблице выставлены дважды, в черном и в красном цвете, также в случайном порядке.

Задание усложняется по сравнению с вышеописанной методикой тем, что испытуемый должен сначала последовательно отыскивать только черные числа, затем — только красные. Самое сложное задание третье: нужно отыскивать числа одновременно и черные и красные, но черные — в прямом порядке (от 1 до 25), а красные — в обратном, т. е. от 25 до 1. В ситуации профотбора, когда профессиональная деятельность связана напрямую с большими нагрузками, требующими обостренного и устойчивого внимания, концентрирующегося на зрительном анализаторе, помимо обычного исследования экспериментатор может подключить разного рода помехи (звуки голосов, изменение интенсивности общего освещения, шумы и др.). Кроме таких факторов, как устойчивость или тенденция к колебаниям активного внимания, в связи с чем удлиняется общее время эксперимента, (норма — от 30 до 50 секунд) возникают паузы, выявляется также повышенная утомляемость (увеличение времени к концу эксперимента) или медленная врабатываемость (ускорение, достигающее темпов нормы лишь к концу), а также помехоустойчивость — хорошая или плохая.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.