Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование наглядно-образного мышления




Лабораторная работа №24

Обработка и анализ результатов.

Ход работы.

Испытуемые получают бланк с 22 парами сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7 – к разным. Инструкция для испытуемых состоит в том, чтобы указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. Необходимо обратить внимание испытуемых на то, что в инструкции не требуется обязательно найти общие сходные признаки.

Правильные ответы по 15 однополевым парам оцениваются в баллах, результаты суммируются.

Норма соответствует показателям от 10 до 15 баллов. Более низкие результаты свидетельствуют о недостаточном умении выделять и обобщать понятия.

Вывод. Дайте оценку понятийного мышления.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте развернутое определение понятия, как единицы понятийного мышления.

2. В чем разница между понятиями, псевдопонятиями и искусственными понятиями?

3. Какие выводы можно сделать по результатам использования методики "Сравнение понятий"?

Методика «Исключение предметов»

Методика упоминается в работах Б.В. Зейгарник, Ю.Ф. Полякова, В.П. Перепелкина и описана С.Я. Рубинштейн.

Цель: исследование аналитико-синтетической деятельности и умения строить обобщения.

Оснащение:

Для проведения эксперимента используется набор карточек, на каждой из которых нарисовано по 4 предмета. Всего таких карточек 19. Обычно их раскладывают по степени нарастающей трудности.

Ход работы:

Инструкция испытуемому:

"Перед Вами на каждой карточке 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый не подходит. Нужно сказать, какой предмет не подходит, и как можно назвать остальные три. Первая карточка разбирается вместе с экспериментатором, далее испытуемый должен работать самостоятельно, а его ответы необходимо записывать в протоколе исследования"

Карточки предъявляются последовательно, ответы испытуемого фиксируются.

Обработка результатов и анализ данных:

Проводится качественный анализ.

В процессе эксперимента могут быть выявлены следующие особенности мышления: разноплановость, использование неологизмов, эмоциональная отстраненность, наличие избыточной детализации, наличие латентных признаков и др.

Сделать вывод об особенностях мышления испытуемого.

Контрольные вопросы:

1. Что такое аналитико-синтетическая деятельность?

2. Какие особенности мышления могут быть выявлены данной методикой?


 

Методика "Пиктограмма"

 

Исходный уровень знаний. Для усвоения темы студент должен владеть понятиями: наглядно-образное мышление, стилевые особенности мышления (конкретность-абстрактность), репродуктивное и творческое мышление, практическое и теоретическое мышление; особенности вербального и невербального мышления, механизмы влияния дополнительных факторов на процесс функционирования наглядно-образного мышления (эмоциональное состояние испытуемых, направленность сознания, индивидуально-психологические особенности, особенности памяти, особенности понятийного мышления).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.