Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное движение




Воля.

Движение.

Разность информационных потенциалов порождает движение (в философском смысле слова). При этом движение может иметь два, так сказать, «вектора» — «энергетический» и «информационный».

При энергетическом векторе, направленном от систем с относительно низкой информационной ёмкостью, наблюдаются процессы, определяющие действие второго начала термодинамики. Поэтому в термодинамике говорят, что «тепло всегда переходит от более нагретого тела к менее нагретому и никогда наоборот» (это не совсем верно, но эта тема другая). Системы с низким значением информационной ёмкости стремятся «низвести» до своего уровня систему с большим значением информационной ёмкости. Такие проявления в социальной среде наблюдает и помнит человеческая история (например, захват гуннами древнего Рима, крестьянские восстания на Руси, движение «антиглобалистов» и другие социальные движения, проходящие под лозунгом: «мир хижинам, война — дворцам!»).

При «информационном» векторе, направление которого, как и следует ожидать, противоположно, происходит «переток» информации от систем с большей информационной ёмкостью к системам с меньшей информационной ёмкостью. Переток информации заключается в том, что системы с большей информационной ёмкостью пополняют набор моделей производства, обмена и потребления для тех людей, кто по своему социальному статусу таких моделей не имеет. Восприняв более ёмкие модели, часть людей стремится их реализовать и перейти в элиту или подняться на ступень выше по социальной лестнице. Переход информационной разности потенциалов в действие осуществляется волей.

Воля «информационным подходом» определяется в формуле энтропии-негэнтропии как множитель pi log pi. На графике, изображающем зависимость логарифма вероятности от величины вероятности, «воля» (то есть произведение вероятности на логарифм вероятности) максимальна при значении вероятности совершения события равном 0,37. (Это «роковая» цифра. Напомним, что она соответствует нормальной температуре человеческого тела. При этой температуре, как показал Тринчер, переход внутриклеточной воды из кристаллического состояния в жидкую форму и обратно совершается с вероятностью равной 0,5, что соответствует максимальной энтропии. Эта же цифра, помнится, Высоцкого «бросала в дрожь». Если допустить, что длительность человеческой жизни равна ста годам, то возраст 37 лет «критический»).

Волю на общечеловеческом языке можно понимать как «сплав» логики и чувства. Это означает, что «возбуждение» вызванное каким-то значимым событием тогда имеет своё продолжение в действии человека, когда он субъективно оценит вероятность успешного завершения своего действия в пределах близких к цифре 0,37. (Поскольку вероятность успешного завершения своего действия человек оценивает субъективно, то действия иного человека оцениваются сторонним наблюдателем как глупость или «безумие храбрых», поскольку посторонний человек оценивает вероятность успеха другого иначе, чем тот). Именно воля, понимаемая так, как описано выше, приводит к возникновению потенциального (идеи) или действительного социального движения.

Тому социальному движению, которое ранее было обозначено как энергетическое и которое направлено на «разрушение дворцов», предшествует сбор и накопление информации, исходящей от тех социальных слоёв, которые отграничены от народа (элита) видимыми и невидимыми барьерами. Эта информация собирается и накапливается в «народе» в виде отрывочных неполных и редких по своим проявлениям сведений об образе жизни «элиты». При этом «народ» отличается от «элиты» тем, что он не может произвольно, по своему желанию превысить минимальные стандарты жизни в силу отсутствия накоплений — денег или собственности. Такое состояние, как правило, соответствует положению мелких предпринимателей или работников по найму. Для состояния «дикого» капитализма оказывается верной формула Маркса, которая утверждает, что возможность накопления капитала определяется изъятием прибавочной стоимости у трудящегося. В термодинамике такому положению вещей соответствует утверждение, что «всякое повышение качества энергии в локальном пространстве происходит за счёт деградации энергии в окружающем пространстве». Таким образом, возникновение элиты (по Марксу) и накопление ею капитала происходит за счёт потока энергии из окружающего социального пространства. Этот поток энергии, который народ отдаёт элите (в демократических обществах — деловой элите; в авторитарных обществах — властной элите; в обществах «с управляемой демократией» — их симбиозу), для народа очевиден — он материален в виде произведённого им продукта или в виде общей собственности на природные ресурсы. Что касается деградации энергии в социальном пространстве, то она определяется той степенью возврата произведённой обществом энергии в социум, который элита (деловая, властная или их симбиоз) позволяет. Поэтому деградация может происходить, а может и не происходить. Поскольку же сейчас рассматривается вопрос о социальной энергии разрушения, то необходимо исходить из предположения, что деградация энергии социума происходит (или энергия социума остаётся на стабильном уровне при росте информационной ёмкости элитных слоёв).

Как уже говорилось ранее, есть два вида разности информационных потенциалов: одна разность ощущается во времени — это, когда человек оценивает своё прошлое состояние, своё настоящее состояние и ожидает своё будущее; другая разность информационных потенциалов ощущается в пространстве — это когда человек сравнивает свою жизнь с жизнью других людей. Динамика сравнения информационных ёмкостей определяется каждодневными, если не говорить, что «ежемоментными» событиями в жизни человека. При этом сравнение происходит «перекрёстно», то есть одновременно динамика «своего» состояния (по временной оси) сравнивается с динамикой изменения жизни других людей (в пространстве).

Эта динамика связана с эффектом относительности движения. Например, если идёт деградация личной жизни человека по временной оси, — то есть, он сегодня живёт хуже чем вчера, — с совпадением общественной деградации, — то есть, и «эти другие» начинает сегодня жить хуже, — то динамика нарастания разности информационных потенциалов замедляется. При общем же росте благосостояния «иных» слоёв общества и при личной деградации наблюдается ускоренное нарастание разности информационных потенциалов.

Как уже говорилось ранее, невозможность реализации моделей ожидания приводит к воздействию на чувства человека — на множитель log pi. Человек «возбуждаясь» ищет иные модели поведения, с целью добиться реализации своих моделей ожидания. При таком поиске он мысленно оценивает для себя вероятность — pi, — достижения цели при помощи новых моделей поведения. Эта вероятность чисто субъективная. Поэтому при равных начальных условиях разные люди по разному оценивают эту вероятность. Но вот что объективно при таком подсчёте вероятностей, то это — предшествующий опыт (иногда очень глубокий — опыт детства) попыток реализации новых моделей. На субъективную величину оценки вероятности успешной реализации новых моделей поведения очень сильно влияет предшествующий опыт. А именно, чем он закончился: положительным или отрицательным результатом. Например, если поиск новой работы заканчивался положительно, то человек оказывается более готовым к изменению места работы; если же нет, то он гораздо пессимистичнее оценивает для себя вероятность нахождения новой работы (при этом пессимизм нарастает с каждым новым неуспехом в логарифмической прогрессии).

Оценка вероятности успеха при применении новых моделей происходит и по «пространственной» схеме, когда рассматриваются модели поведения других людей. Но чужой пример всё равно примеряется субъективно.

В периоды экономических кризисов массы людей оказываются в одинаковом положении: они «возбуждены» (log pi), у них низкая оценка вероятности достижения успеха (pi). Следовательно, их воля к производительной деятельности почти «нулевая» (pi log pi —> 0). По закону сохранения информации (который пока не рассматривается) возрастает их воля к разрушительной деятельности. Самым первым признаком возрастания воли к разрушению служит повышенная агрессивность по отношению к самым близким людям. Массовость и готовность к агрессии по отношению к "врагу" «висят в общественной атмосфере». Самое случайное и, на первый взгляд, постороннее событие может переориентировать агрессивность «гасимую» на близких людях, на все те слои общества, которые оказались в выигрышном положении в результате кризиса. На щит разрушительных действий поднимается лозунг: «мир хижинам, война — дворцам!».

Всё это давно известно из истории обществ. Новое в этом тексте то, что все социальные напряжения могут быть заранее подсчитаны при помощи формулы энтропии-негэнтропии.

Западный мир эмпирически при помощи метода «проб и ошибок» пришёл к пониманию необходимости достижения социального мира путём вмешательства государства в экономические процессы, которые в «чистом рынке» чреваты незатухающими колебаниями всех экономических показателей с социальными напряжениями. «Понятым» оказался принцип недопущения слишком большой разницы в уровнях дохода между различными слоями общества. При этом оказалось, что механизмы вмешательства государства должны носить институциональный характер и действовать «по правилам», а не по воле отдельных людей. Действующие по правилам, государственные институты оказываются неспособными различать «культурные» особенности лиц, по отношению к которым применяются правила. Поэтому максимально большое число граждан оказывается в сфере действия этих институтов. Например, произвол одного человека по отношению к другому в оценке его права на хорошую (или плохую) жизнь ограничивается законом. При этом у одного может быть и право и возможность обратиться к судебной защите, а у другого — нет, — в случае личностных, а не институциональных оценок того, кто обращается за судебной защитой. Поэтому государство обязано гарантировать саму возможность обращения в суд либо тем, что устанавливает такой прожиточный минимум, при котором гражданин получает средства, чтобы оплатить услуги адвоката, либо тем, что устанавливает «бесплатность» таких услуг.

В любом случае государственный механизм судебной защиты является механизмом, приходящим в действие от простого «нажатия кнопки» тем гражданином, у которого такая потребность возникла. Если же этот механизм может приходить в действие только при очень сложных и тяжёлых действиях, то у человека возникает «страдание» -- эстетическое чувство дисгармонии между усилиями по приведению механизма в действие и результатом, который получается «на выходе» этого механизма. В данном случае эстетическое чувство — энтропийная несоизмеримость действия и результата: «надо было сдвинуть гору, чтобы она родила мышь». Эстетическое чувство по определению — энтропия. Но оно может быть подвергнуто анализу как негэнтропия, когда за чувством, за началом «возбуждения» открывается социальная модель представления личности о механизме права. Тогда можно восстановить всю логическую цепь в виде множества информационных актов вида «модель —- реальность — ответ ДА». Начать можно с написания искового заявления, затем направления его в суд и так далее до ожидания судебного решения на основании тех законов, которые защищают гражданские, трудовые или другие права. Если каждое элементарное действие вида «модель — реальность (то есть, суд)» — заканчивается ответом «ДА», то человек имеет дело с негэнтропией, то есть действительно с механизмом правосудия. Если же уже на стадии принятия искового заявления человеку говорят «НЕТ», то это значит, что произошла инверсия негэнтропии — она перешла в отрицательную негэнтропию, то есть в энтропию механизма.

И снова начинает работать «возбуждение». И снова возникает разность информационных потенциалов. И снова утрачивается положительная воля. И снова растёт агрессивная воля к разрушению. Чем больше случаев «отказа» в работе механизма правосудия, тем больше социальное напряжение в обществе, понимаемое как разность информационных потенциалов между информационной ёмкостью модели правосудия и действительностью.

То социальное движение, которое приводит к прогрессу, к улучшению человеческой жизни, происходит под действием созидающей, производительной воли. Возникновение чувства созидания начинается с log pi с чувства. Это может быть, например, «страдание от несовершенства ранее принятого» (Лапшин), или конкретный факт «отказа» в работе какого-то физического или социального механизма. «Возбуждённое» сознание человека образует информационное поле энтропии поиска новых моделей отношений в механизме («доминанта» по Ухтомскому). Таких отношений, чтобы было продлено пространство-время безотказной работы механизма или его «слабого» узла. Поиск происходит методом «проб и ошибок» Например, «страдание» от наблюдения факта жизни человека, потерявшего средства к существованию и ведущего нищенский образ жизни, может приводить к принятию закона о запрете нищенствования. Эта проба оказывается ошибочной. Тогда принимается закон о социальном обеспечении людей потерявших по тем или иным причинам возможность заработать себе на жизнь. Принятие такого закона происходит под действием конструктивной воли, когда чувство («страдание») сопровождается логическим подтверждением возможности перераспределения общественного богатства от обеспеченных слоёв общества к необеспеченным слоям. Более показательным был бы пример возникновения нового дела (бизнеса). Неудовлетворённость (чувство) от состояния какого-либо дела, наблюдаемого со стороны, инициирует поиск моделей лучшего ведения дела. Эти модели фиксируются в бизнес-плане «возбуждённого» нового предпринимателя, в котором может быть несколько завышенная оценка вероятности успеха. Дальнейшая логика событий исправляет эти завышенные оценки, но напряжение информационного поля цели заставляет совершенствовать модели нового дела до достижения приемлемой величины вероятности успеха. Новый бизнес развивается. В обществе появилась новая негэнтропийная система с лучшими характеристиками по пространственно-временным показателям (лучшего качества). Растёт социальная (положительная) энтропия, растёт общественный оптимизм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.