Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная работа как вид деятельности. Объект и субъект социальной работы. Уровни социальной работы




Соц. работа – вид деятельности, направленный на оптимизацию личностных и общественных отношений ч/з оказание помощи – инд., гр., общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании посредствам защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путём изменения или реформации отдельных элементов.

Цель: оптимизация отношений.

Объект: индивид, группы, общности.

Методы: защита, поддержка, коррекция, реабилитация, изменение.

Помощь – вклад со стороны для удовлетворения потребностей (!!! Если она ожидаема и принимаема).

Функции соц. раб.:

1. Информационная: выявление контекста (ситуации, индивиды, факт) нуждающегося в социальной помощи;

2. Аналитико-прогнозная: выявление тенденция благополучия/неблагополучия, прогноз;

3. Организационно методическая: содействие и создание центров социальных услуг, создание инновационных форм служб, информация о результатах работы;

4. Пропагандистская (рекламная): реклама соц. услуг

5. Регуляционно-профилактическая: приводить в действия правовые, юрид, пед, эк механизмы с целью выявления, устранения нарушения.

6. Гуманистическое: изменение отношения к индивиду.

Уровни соц. работы: индивидуальный, групповой, общинный.

 

2. Социальная политика, социальная защита, социальная работа, социальное обеспечение: соотношение понятий.

С. политика – определяет содержание, направленность и нормативную базу с.р.

Соц. политика (узко) – система гос. мер по поддержанию тех общественных групп и слоёв, которые оказываются в более трудном положении, чем другие. Страдают от специфических обстоятельств и не могут собственными силами улучшить положение.

Объект воздействия – группы.

Ф-ции: поддержка, перераспределение общественно богатства.

С.п. (широко) – создание обществом для каждого человека условий для сохранения и развития человеческого потенциала.

Соц. защита = с. обслуж.+с. обесп. Соц. защита – гарантированная государством совокупность экономич, социал. и правовых норм, обеспечивающая некоторым категориям граждан условия для преодоления и компенсаций ограничения жизнедеятельности и направленных на создание равных с другими возможностями для участия в жизнедеятельности.

Соц. обслуж. – деятельность соц. служб по соц. поддержке, оказанию соц-но-бытовых, псих-пед, соц-прав, медицинских услуг и материальной помощи, проведению соц. адаптаций и реабилитаций граждан, находящихся в трудной ситуации.

Соц. обесп. (= материальная помощь) – материальное обеспечение из государственных целевых внебюджетных фондов соц. назначения или за счёт средств гос. бюджета лиц, застрахованных или нуждающихся в соц. помощи или и обслуживании (субсидии, пособия).

Страхование – система, созданная государством, правовых, эк. и орг-х мер для компенсации или минимизации последствий изменения материального или социального положения работающих граждан.

Соц. помощь – временная мера адресной индивидуальной поддержки в кризисной ситуации, которая проводится в рамках общей политики контроля над доходами и кризисных ситуациях (не более 3 месяцев).

Социальную поддержку можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существова-ния "слабых" социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

Соц. работа – вид деятельности, направленный на оптимизацию личностных и общественных отношений ч/з оказание помощи – инд., гр., общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании посредствам защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путём изменения или реформации отдельных элементов. Соц. работа – помощь в виде услуг.

 

  Форма Кому? Кто?
Соц. обеспечение Материальные средства Нуждающимся, застрахованным Государство
Соц. помощь Материальные средства Малоимущим д/х Государство+мунициал органы власти
Соц. страхование Материальные средства Застрахованным Страховщик
Соц. обслуживание Услуги Либо целевая группа, либо лица, находящиеся в бедственной ситуации Соц. службы

3. Формирование теоретической парадигмы социальной работы: представления о нормах и формах помощи в архаическом, средневековом и современном обществе.

Архаические общества

ü Личностный характер взаимной помощи

ü Небольшой, узкий круг потребностей

Субъект – тот, кто обладал излишками. (Обязанность делится излишками терпима до тех пор. Пока экономика не позволяет аккумулировать устойчивый во времени капитал).

Объект – тот, кто нуждался.

В архаич обществах оказание помощи – конструирование статуса. В архаич обществах нет осознанной институционализации взаимности как таковой, как формы связи «услуга за услугу» - по типу договора, обязанность помогать либо отдавать излишки существует независимо от институционализации благодарить. Помощь в удовлетворении потребностей рассматривается как дар и как таковой ожидается. У людей нет ожидания об ответной благодарности.

Угроза со стороны окружающей среды.

Общество высокой культуры

В высоко культурном обществе оказание помощи – символизация статуса. Появляется отношение обмена. «Я согласен принять вашу помощь, чтобы поддержать ваш статус» (благодарность).

Переход:

1. Милостыня (основной вид помощи)

2. Профессионализация помощи (священники, юристы, врачи и т.д.)

Человек только через оказание добрых дел может оказаться человеком, следовательно, приблежение к божественной сущности. Религиозной моралью стимулировали помощь (так как на тот период времени (общество высокой культуры) сильно развивалось и оказывало свое влияние христианство).

Милостыня:

1. Телесная

2. Духовная (в современности психологическая помощь)

Развитие церкви – ведущий институт.

Церковь по мере развития:

ü Первый посредник в оказании помощи

ü Самый богатый субъект (огромное количество земель)

ü Нормативное регулирование

ü Помощь при монастырях, при церквях, тем кто туда обращался.

Средневековое общество

Экономика выходит за границы домашнего хозяйства и занимает ведущее положение в обществе.

Забота о будущем – забота о деньгах. Капитал заменяет благодарность. Деньги становятся генерализированным средством помощи.

Перемены:

1. Возрастает продуктивное разделение труда в сельском хозяйстве, ремесле, торговле;

2. Распределение продукта по социальным слоям.

Случаи, когда помогающий помогает потому, что он сам может оказаться в положение того, кому он помогает, становятся все более редкими и в структурном плане менее значимыми. Помощь стабилизируется в форме договора. Бедность – мотив к труду.

Современное общество (XVIII-XIX века, после французской революции)

Церковь дальше была подвержена критики, необходимость поддержки государства, организации. Появляются минимальные гарантии, государственное регулирование процесса благотворительности.

В конце 19 века появляется первый опыт обследования бедных слоев населения. Бедность – социальная причина.

Помощь – услуга.

Государство – основной гарант социальных и экономических прав.

Организация благотворительности через создание специальных организованных обществ. Организация, занимающаяся «соц. работой» располагает коммуникационными путями, персоналом, программами.

 

4. Социальная работа в России: исторические предпосылки формирования отечественной практики.

988 – крещение всея Руси. Уже были нищие. Князь = государство. Источник благотворительности – гос. казна. Помощь – атрибуты гос власти. По мере укрепления христианства проходили следующие этапы: церковь – концентрация бедных вокруг церквей и монастырей. Милостыня это начала добру, средство приблизиться к богу. Начинают появляться профессиональные нищие.

Иван Грозный – до образования Российской Империи (Петр I) невозможно было выстроить государственную политику, смуты и т.д. Организация аптекарских и хлебных приказов (помощь голодающим). Развитие больниц, лекарственного дела.

Петр I

Конфликт с церковью: координальные меры по запрету милостыни, в ситуации подаяния виноваты обе стороны, наказание, разбирательство, нищих на работы, пойманных вторично – ссылка.

Ссылки приведи нищенство в Сибирские города.

Идея: на жизнь нужно зарабатывать собственным трудом.

Открыты приемные дома, чтобы пресечь детоубийство. Попытка институализировать помощь, следать опосредованной и обоснованной.

К XVIII- нач. XIX Начали появляться под патронажем императрицы благотворительные общества.

Сер. XIX Земская реформа – реформа территориального управления, при земствах строились школы, больницы. Попытка организации местного самоуправления.

1910 год – первый съезд русских деятелей по призрению (помощи).

1914 г – второй съезд. Документы: стратегии снижения нищенства. Необходимость научного обеспечения, СОБРа информации о нищенстве.

Прервано в 1917 году соц. работы не существовало. Деятельность была, но ее можно назвать только аналогом соц. работы.

Достойны помощи те, что имеют заслуги перед государством.

1920 г – введена система инвалидности.

– период голода в Поволжье, отказ от международной помощи, помогать пожжет только Россия + чтобы не подорвать репутацию.

Гражданская война:

ü Слабость государства

ü Разрушение государственного строя

ü беспризорность

XX век

Попытка формализации

1989 – межведомст науч коллектив, который получил заказ на разработку гос регулирования нового соц института, состоит из двух направлений: соц работа и соц педагогика.

Результат: создана всесоюзная ассоциация соц работников и соц педагогов.

1991 – первые управления в соц сфере. Комплексные центра социального обслуживания населения – помощь пенсионерам и разовая помощь нуждающимся.

Начало 90х в ВУЗах введена специальность соц работа.

2000 г – Всероссийская ассоциация, союз соц работников и соц педагогов.

8 июня – день социального работника.

2007 г – соц работник посредник между бедностью и властью.

 

5. Психолого-ориентированные обоснования социальной работы: психодинамический, бихевиористсткий, гуманистический подходы.

Психодинамич. модель

До 50-х господ-ла психодинамическая модель. Основы заимствованы у Фрейда.

Основные постулаты:

1. СР-к должен исходить из того, что его клиент обладает определенной психологической структурой и способен изменять её (саморазв.), это возможно под действием как внутренних, так и внешних факторов;

2. СР-к должен учитывать соц-эк. пол-ние, статус своего клиента в иерархии гр.

3. Анализ не только моментной ситуации, но и эволюция отношений.

4. Коррекция поведения клиента возможны при взаимодействии на внутренний мир личности.

5. Воздействие на поведение, внимание на восприятие клиентом ситуации.

6. Внимание к прошлому опыту.

Этапы работы:

ü изучение проблемы анализ соц. положение и псих. Склада

ü установление доверительных отношений

ü осмысление наблюдений влияющих на переживание проблемы

ü планирование согласованных действий, совместная деятельность.

Бихевиористская модель (60-е годы)

Положения:

ü Приоритетное внимание отдается не чувствам, а проявленному поведению (внешние переменные важнее внутренних);

ü Представление о планируемом результате (образ результата и способы его достижения);

ü Четкое понимание и описание ситуации (ее диагностика), процесса вмешательства;

ü Наблюдается четкая связь между диагностикой и вмешательством;

ü Дать позитивную оценку достигнутому результату, как способ закрепления.

ü

Ориентация на групповую работу: 2 ориентации – прикладной тип (избегает анализа ненаблюдаемого), когнитивный тип (разные формы чел. реакции).

 

Гуманистическая модель

3 источника:

ü гуманист.психология

ü экзистенциальная психология

ü гештальт-терапия.

Декларация веры в человека, человек сам воспринимает и конструирует мир, в котором он живёт.

Принципы:

ü субъект и должен изучаться в его целостности

ü каждый ч уникален и анализ отдельного случая оправдан;

ü Человек способен к непрерывному саморазвитию. Каждя трудная ситуация – стимул к дальнейшему развитию.

ü Человек в некоторой степени свободен от внешней детерминации, у него есть внутренняя детерминация.

К. Роджерс – Я-концепция. В результате взаимодействия с внешним миром формируется Я-концепция.

Конфликты:

1. М/у «я-кон» и опытом

2. «я-кон» и тем, кто есть

В. Франкл – экзистенциальная модель.

Поиск смысла. Человек независим от своих статусных характеристик, сам несет ответственность за реализацию своего опыта. Все изменения могут находится внутри человека.

6. Социолого-ориентированные обоснования социальной работы: системный и экологический, марксистский и радикальный подходы.

Системный подход

Тезис: человек включен в систему. Поэтому надо изучать способы включения (саму систему).

Элементы вложены в друг друга. Сама система – совокупность элементов.

Существует 3 типа систем, в которые включен человек:

1. Неформальная – естественные системы. То, что связано с биологической системой человека (семья, друзья, клубы по интересам).

2. Формальные системы, в которые непосредственно включен человек (учебные, рабочие коллективы, по месту жительства и т.д.);

3. Институциональные, которые представлены в виде различный учреждений (медицинские учреждения, совокупность социальных служб).

Задачи:

1. Определить в системы какого уровня включен человек, и определить какие не задействует (потенциально может быть включен, но не использует этой возможности);

2. Реформировать деятельность систем, в которые он включен, чтобы функционирование человека было оптимальным.

Экологический подход

Взаимодействие – это непрерывный обмен между отдельной личностью и окружающей средой, при котором каждая из сторон постоянно изменяет форму, показатели или как-то влияет на другую сторону. Насколько важна личность, настолько же важна и окружающая среда, их взаимообмен. Биологическая, познавательная, эмоциональная и социальная адаптация является активным усилием, направленным либо на достижение личностных перемен с целью приведения личности в соответствие с требованиями окружающей среды и получения возможных преимуществ, либо на измениния воздействия окружающей среды, чтобы социальное и физическое окружение больше соответствовали потребностям, правам и целям людей. При э. подходе рассматривается также сложная и динамичная природа окружающей среды, которая включает в себя социальные и физические условия, взаимодействующие друг с другом.

Применим: работа с детьми, здравоохранение, психические расстройства, старение, социальная работа по трудоустройству, работа с безнадёжно больными и т.д.

Исп-ся д/р-ния пр-м соц. обесп. (ср-ва сущ-ния – возм-ости среды), не инд., а соц. ур-нь. Критика: не конкретиз. +_ выраб-ка пом. нет чётких процедур помощи => рез-т?

Марксистский подход

В основе понимание деятельности СР как силы, способствующей осуществлению коллективных действий, направленных на подъём самосознания и осуществления перемен в обществе. Социальный работник может рассматриваться в качестве двух ролей: 1) как осуществляющий социальный контроль; 2) как социальный стабилизатор, «социальный адвокат», «социальный врач».

Теория социальной работы опиралась на известные положения об определяющей роли экономики, способа производства, экономического базиса в социальном прогрессе, в социальной дифференциации общества, на материалистическое понимание истории и характера самоорганизации общества. При этом движущей силой социально-исторического развития признается борьба классов, конфликт между которыми в силу различия их социально-экономического положения неизбежен, пока не будут взяты под контроль стихийные силы конкуренции и эксплуатации, порождаемые частной собственностью на средства производства. Идеальное общество, по марксистской теории, - общество социально однородное, построенное без эксплуатации, и для каждого существует возможность всестороннего развития. Где главной движущей силой для формирования такого общества является рабочий класс.

Принципиальное значение для социальной работы имеет направленность марксизма на изучение коллективистских условий бытия личности, соотношения в общностях людей коллективистских и индивидуалистских тенденций.

Радикальный подход

3 метода работы с клиентами:

1. Работа с группой

2. Работа с конкретным человеком или проблемой

3. Организации общины

Радикалы полагают, что профессиональные отношения усугубляют социальные различия между клиентами и работником, чрезмерно подчеркивают классовую принадлежность, уровень образованности.

Радикалы отделяют себя от профессиональных социальных работников так как:

ü Их внимание сконцентрировано прежде всего на экономических и политических факторах как причины дисфункции клиента;

ü Они предпочитают политические и организационные методы, нежели подход, при котором упор делается на умении определить и разрешить проблему;

ü Связаны с крупными общественными движениями

ü Истоки: марксис.,критика психологоориентированных подходов + методы изм-ния соц. с-мы, развивается как часть движения за права человека.

Большой акцент на роли СР-ка; его позиции. СР принимает 3 роли: 1) репродуктивная (воспр-во существующей роли), 2) прогрессивная (как «+» фактор перемен, проводник воли, интересов рядовых граждан) => может организовывать, вдохновлять, объединять разрозненных членов общества, проводник воли и инт-сов угнетаемых групп, 3) облегч. усл. сущ-ния бедств. Слоёв, снижение соц. напряжения => сохр. сущ. гос. режим

Методы: изменения соц. системы (опосредованно)

Ответвленияя разреш. модель, наделения полномочий…

 

7. Комплексно-ориентированные обоснования социальной работы: когнитивный, социально-педагогический подходы.

Когнитивная модель

Особую популярность приобрела в начале 80-х гг. с распространением практики консультирования.

Как мышление / когниция вл. на повед. ч-ка. СР важно знать особенности мышления клиента, имеющиеся у него установки, предубеждения, которые регулируют его действия и определяют отношение человека к себе. В к. моделе выявляются возможности регуляции социального поведения клиента путём обучения его «отрабатывать» механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной социальной ситуации, в которой он оказался. Одной из методик является рациональный контроль социального работника за поведением клиента. Обсуждая встающие перед ними проблемы, СР изменяет уровень информированности клиентов о сути проблем и о путях их решения. Расширение получаемой информации повышает роль адаптивных механизмов взаимодействия клиента с социальной средой. К. модель включает и социологические и психологические подходы.

Методика работы предполагает три фазы: 1) стратегическая (клиенту указывается помощь в получении дополнит. знаний, навыков, необходимых для достижения поставленных целей; 2) тактическая (снимается возникшая напряжённость, отрабатываются пути и средства коррекции поведения в повседневной жизни); 3) собственно адаптивная (изменение «Я» клиента путём создания им нового мира, выступающего частью процесса его отношения к миру в целом).

Социально-педагогическая модель

Воспитание – часть процесса социального становления ч-ка как сознательное целенаправленное воздействие на индивида, социальную группу со стороны субъектов воспитательной деятельности с целью выработки опр. повед. и социальных качеств. Процесс социализации реализуется через систему определённых социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общетвенно значимыми ценностями. С.-п. Модель может рассматриваться и на уровне структурной, и на уровне психосоциальной работы.

Воспит.эффект может оказать не только непосредственное влияние на клиента, но и изм-ть среду.

 

 

8. Модели социальной работы: кризис-интервентная, задача-ориентированная, ролевая, коммуникативная.

Кризис-интервентная – оказание экстренной помощи клиенту, не предполагает длительного воздействия. Прерывание серии событий в жизни клиента, которые ведут к кризису. Цель – оптимизация или восстановление.

2 типа риска

ü биологические – определённые этапы взросления, их переживают все;

ü событийные – позитивная трактовка кризиса – новые знания и навыки.

Стадии:

1. Прошлые способы поведения становятся неадекватными

2. Мобилизация ранее не использованных ресурсов =>

3. Адаптация или новый кризис.

В нужный момент минимальны внешние усилия могут привести к максимальному результату.

Виды помощи: эмоциональная помощь, терапевтическое воздействие.

Задаче-ориентированная модель

Краткосрочное воздействие. Через проблемы подбирается ресурс воздействия. Клиент должен: осознать свою проблему, быть готовым над ней работать. Открытый подход к клиенту.

Этапы:

1. Исследование проблемы

2. Составление договора (письм или устн)

3. Планирование связанное с решением задач

4. Препятствия и ресурсы

5. Моделирование поведения

6. Текущая оценка

7. Завершение работы.

Ролевая

Люди строят своё поведение в соответствии со своими ожиданиями к поведению и чувствам.

Роли – предписанные, достигнутые.

Конфликт:

ü Конфликт ролей

ü Конфликт ожиданий по поводу ролей.

Осн. технологии – уточнение ролевых ожиданий, перемена ролей, групповая терапия – освоение новых ролей.

Коммуникативная узнаём о своей роли из процесса коммуникации, специфика средств коммуникации. Язык, речь, искусство – в поле зрения все символы социальной реальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.