Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиционный и конструкционистский подходы к пониманию социальных проблем. Технология конструирования социальных проблем




Концептуализация социальной проблемы. Существует 2 подохода:

1. Традиционный

2. Конструкционистский

Социальная проблема существует, если есть значимые расхождения между тем, что есть и тем, чему как считают люди, следует быть (определение в рамках нормативного подхода).

4 условия соц проблемы:

1. наличие социальности (порождение социальных отношений)

2. несовместимость с ценностями (угроза сущ-м ценностям, расхождение)

3. охватывает значимое кол-во людей согласно с тем, что

4. что необходимо действие относительно этой ситуации.

Концептуализация социальной проблемы. Существует 2 подохода:

3. Традиционный

4. Конструкционистский

Социальная проблема существует, если есть значимые расхождения между тем, что есть и тем, чему как считают люди, следует быть (определение в рамках нормативного подхода).

4 условия соц проблемы:

5. наличие социальности (порождение социальных отношений)

6. несовместимость с ценностями (угроза сущ-м ценностям, расхождение)

7. охватывает значимое кол-во людей согласно с тем, что

8. что необходимо действие относительно этой ситуации.

 

Есть условия, к-ые не соответствуют сущ-м ценностям – проблема носит объективный характер. В рамках тр. Подхода выделяют несколько концепций:

1. Социальная патологи: сит-я проблемна, если мешает функционированию об-ва – патология об-ва. Источник – неспособность индивида к нормальному поведению. Индивидуализация основания проблем. Сущ до первой мировой войны, т.к. общестов было стабильно, можно было выдвинуть критерии нормальности (легко зафик-ть состояние нормальности). С 1914 упадок, критика за субъективность суждений.

2. Социальная дезорганизация: процессы урбанизации и перемещение в города. С.п. – следствие дезорганизации. Кули – д/о – отсутствие порядка и дисциплины. Конфликт со статусными позициями. Нет согласованности статусов м/д собой. Томас и знанецкий – соц. д/о – уменьшение влияния сущ-их правил поведения на инд, членов группы. Процессы расширение контактов с внешним миром – ведет к увеличению д/о – повляются установки, к-ые невозможно контролировать в рамках старых норм поведении. Условия меняются, а ср-ва контроля остаются прежними. Критика: за оценочность (-), нет четкого разграничения м/д соц-й д/о и изменением, для в нешнего набл. м.б. и д/о, а для внут – все организованно.

3. Функциональный подход: условия и виды поведения, меш-ие нормальному функционированию общества. Выход из состояния равновесия – с.п. Функция и дисфункция. Дисфункция – последствия, идущие в разрез с социальными требованиями. Разрушают инст. связи внутри системы. 2 класса проблем: 1. соц. д/о и 2. девиантное поведение. 1. - проблемы в рез-те несов-ой орг-ии статусов в сис (этнич конфликты), 2 – отклоенение от норм поведения внутри статусов (преступность) В любом явление есть и то, и то. Дев. поведение – реакция людей на соц-ю ситуацию.

4. Критический подход: Внимание к полит и эк-ким структурам, определение роли в дев. поведении. Развиваются в рамках криминалогии. Эк. Неравенство – порождение преступности. Сис-ма угловного права поддерживает интересы всего общества. Соединение теории с практикой. Несвободна от идеологии.

К. 20 века Блумер – 3 недостатка тр. подхода:

1. анализ-т те явления, к-ые об-во признаю проблемными (то есть явные)

2. не объясняют почему одни явл-ся проблемными, а другие нет

3. само явление социальной проблемы не рассаматривают, используют только объективные проблемы.

Промежуточный этап: интеракционный подход: с.п. – следствие осуществления контроля. Стигматизация и наклеивание ярлыков. Беккре и Лемерт – соц гр создает нормы и правила, которые давят на него. Девиация создается самим обществом. Человек сам себя идентифицирует с девиантом, существует стереотип поведения (он начинает себя так вести) и с ним начинают вести соответственно, что усугубляет положение.Порождение вторичного отклонения.

Конструкционистской подход: оппозиция объективному подходу. Под с.п. понимают действия, а не условия. Две версии:

1. Феноменологическа: Спектор и Китсьюз: с.п. – деятельность инд или гр по выражению недовольства или выдвижению утверждений-требований относительно некоторых условий. С.п. – конструкция. Через публикации, общественное мнение, жалобы и т.д. Блуммер: (стадии жизни): 1. возникновение – отбор и идентификация условий в качестве проблемы. С.п. не сущ-т, пока не признана об-вом как проблемная. 2. легитимизация – получение соц поддержки. 3. мобилизация действий относительно проблемы. 4. формирование официального плана действий. Взгляд официального аппарата. 5. осуществление официального плана. Могут оказаться незатронутыми центральные места проблемы. Спектор: 1. (включает в себя первые 4 стадии по Блуммеру) некоторые группы говорят о вредных условиях и придают свои утверждения гласности, обсуждение проблемы. 2. признание легитимности некоторой организации со стороны официальных структур, орг-ия проблемы в неформальных группах, признание проблемы, через признание группы. 3. повторное выдвижение утверждений-требований - спровоцировано неудовл-ем способами решения проблемы. Неудовлетворение действиями. 4 отказ группы от от деятельности офиц структур. «-» нет соотнесение требований и объективных условий, по их мнению они не важны.

2. Контекстуальная версия: обращение к социальному контексту. Принимаются во внимания требования и аргументация в виде ссылок на статистику, опис-ую динамику этого явления. Утверждения и расхождения м/д утверждениями-требованиями. Условия рассматриваются как объяснение того, что некоторые выходят в агенду, а др. нет

Тр. подход: в программу вопросов входит масштаб явления, соц последствия ситуации, функции и дисфункции, что может способствовать смягчению или разрешению проблемы. Конструк подход: является ли ситуация предметом беспокойства о осуждается ли со стороны общественности, кто конструирует проблему, способы привлечения к проблеме, реакция общественности и социальная критика.

 

 

19. Последствия старение населения. Социальная работа с пожилыми людьми: принципы, направления, формы устройства жизнедеятельности пожилых людей.

Старение – превышение лиц старше трудоспособного возраста над численностью детей.

2005 год – 13,72

Пороговое значение старения – 7 (лиц старше 65 лет).

Особенности старения:

1. С 1998 года численность пожилых стала превышать численность детей.

2. Феминизация старения. + среди женщин пенсионеров увеличивается доля женщин не имеющих детей.

3. Неравномерность процесса старения. Наиболее быстро процесс старения затрагивает индустриально развитые районы и города.

Последствия:

1. Увеличение нагрузки на трудоспособное население

2. Снижение уровня мобильности населения (как краткосрочной так и долгосрочной)

3. Снижение инновационной пластичности общества в целом

4. Изменение структурных отношений в семье

Причины:

Внутренние – здоровье населения

Внешние – социально-экономическая природа

 

Либерализация экономики привела к тому, что уровень жизни пожилых людей стал значительно ниже.

Со старостью связано падение уровня жизни населения.

Типы старости:

1. Активная творческая старость

2. Досуговая старость – люди начинают заниматься тем, чем раньше никогда не занимались.

3. Семейная старость

4. Болезненная старость

5. «Ворчливая» старость

6. Разочарование в себе и в жизни

 

Формы социальной работы с пожилыми людьми

1. Соц обслуживание

2. Стационарные социальные учреждения – специальные дома для одиноких пенсионеров, мед кабинеты, пункты принятия заказов на покупку. Дома содержатся за счет регионального бюджета.

3. Дома – интернаты для престарелых и инвалидов. Причины пребывания: отсутствие жилья, отсутствие обслуживания, сложности отношений с родственниками и т.д.

4. Героптологичкские(?) центры: 4 направления в работе:

1. Отделение надомного обслуживания

2. Отделение социально-практической геронтологии(?) дневного пребывания

3. Помощь в условиях стационара

5.Федеральная соц программа (Целевая программа «Старшее поколение»)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.