Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базальная система эмоциональной регуляции




Эмоциональное состояние ребенка, перенесшего разлуку или потерю

 

 

Как известно, у человека морфологическим субстратом эмоциональной регуляции, являются древние (подкорковые), и наибо­лее поздно возникшие, (лобные) образования головного мозга. В эволюционном плане систему эмоциональной регуляции можно сравнить с геологическими напластованиями, каждое из которых имеет свою структуру и функцию. Эти образования на­ходятся в тесном взаимодействии друг с другом, образуя иерар­хически усложняющуюся систему уровней.

В своих базальных, основах эмоции связаны с инстинктами и влечениями, а в наиболее примитивных формах функциони­руют даже по механизму безусловных рефлексов.

Этот примитивный характер эмоционального реагирования в нормальном развитии не всегда выступает достаточно отчет­ливо. Патологические же случаи дают много примеров влияния элементарных эмоций на поведение. В ходе нормального онто­генеза ранние формы аффективного реагирования включаются в более сложные.

Особая роль в этом процессе принадлежит памяти и речи. Память создает условия для сохранения следов эмоциональных, переживаний. В результате не только актуальные события, но и прошлое (а на основании их — и будущее) начинают вызы­вать эмоциональный резонанс. Речь в свою очередь обозначает, дифференцирует и обобщает эмоциональные переживания1. [1Не все пласты эмоциональных переживаний могут быть осознаны и вербализированы. Например, элементарные тактильные, вкусовые, кожные и другие слабо предметно очерченные ощущения с выраженным аффектив­ным компонентом, в высокой степени индивидуализированные, как прави­ло, выполняют функции фона. Однако в некоторых случаях без опреде­ленного аффективного фона не могут реализоваться сложные виды деятельности.] Благодаря включению эмоций в речевые процессы первые те­ряют в своей яркости, непосредственности, зато выигрывают в осознанности, в возможности их интеллектуализации.

Эмоциональная система является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (Анохин, 1975; Вилюнас, 1976, 1986; Изард, 1980; Райковский, 1979; Симонов, 1970, 1985; и др.).

Как любая система регуляции, эмоциональная регуляция состоит из афферентного и эфферентного звеньев. Ее афферентное звено одной стороной обращено к процессам, происходя­щим во внутренней среде организма, другой — к внешней.

Из внутренней среды она получает информацию об общем состоянии организма (которое расценивается глобально как комфортное или дискомфортное), о физиологических потребно­стях. Наряду с этой постоянной информацией в экстремальных, часто патологических случаях возникают реакции, на сигналы, обычно не доходящие до уровня эмоциональной оценки. Эти сигналы, часто связанные с витальным неблагополучием от­дельных органов, вызывают состояния беспокойства, тревоги, страха и т. п.

Что касается информации, поступающей из внешней среды, то афферентное звено эмоциональной системы чувствительно к тем ее параметрам, которые непосредственно сигнализируют о возможности в настоящем или будущем удовлетворения ак­туальных потребностей, а также реагирует на любые изменения внешней среды, несущие угрозу или ее возможность в будущем. В круге явлений, чреватых опасностью, учитывается также информация, синтезируемая когнитивными системами: возмож­ности сдвига среды в сторону неустойчивости, неопределенно­сти, информационного дефицита.

Таким образом, когнитивная и эмоциональная системы сов­местно обеспечивают ориентировку в окружающем.

При этом каждая из них вносит свой особый вклад в ре­шение этой задачи.

По сравнению с когнитивной эмоциональная информация менее структурирована. Эмоции являются своеобразным сти­мулятором ассоциаций из разных, порой не связанных друг с другом областей опыта, что способствует быстрому обогаще­нию исходной информации. Это система «быстрого реагирова­ния» на любые важные с точки зрения потребностной сферы изменения внешней среды.

Параметры, на которые опираются когнитивная и эмоцио­нальная системы при построении образа окружающего, часто не совпадают. Так, например, интонация, недружелюбное вы­ражение глаз с точки зрения аффективного кода имеют большее значение, чем противоречащие этому недружелюбию высказы­вания. Интонация, выражение лица, жесты и другие паралингвистические факторы могут выступать как более значимая ин­формация, для принятия решения.

Несовпадения когнитивных и эмоциональных оценок окру­жающего, большая субъективность последних создают условия для различных трансформаций, приписывания окружающему новых значении, сдвигов в область ирреального. Благодаря этому в случае чрезмерного давления окружающего эмоциональ­ная система осуществляет также защитные функции. Эфферентное звено эмоциональной регуляции обладает не­большим набором внешних форм активности: это различные виды выразительных движений (мимика, экспрессивные движе­ния конечностей и тела), тембр и громкость голоса.

Основной же вклад эфферентного звена — участие в регуляции тонической стороны психической деятельности2. [2В известной теории Линдслея (1960) эмоциям отводится роль регулятора уровня возбуждения неспецифических структур мозга, которые в свою очередь посылают импульсы в таламус и кору.]

Положительные эмоции повышают психическую активность, обеспечивают «настроенность» на решение той или иной задачи. Отрицательные эмоции, чаще всего снижая психический тонус, обусловливают в основном пассивные способы защиты. Но ряд отрицательных эмоций, таких как гнев, ярость, активно усиливают защитные возможности организма, в том числе на физиологическом уровне (повышение мышечного тонуса, артериального давления, увеличение вязкости крови и т. д.).

Очень важно, что одновременно с регуляцией тонуса других психических процессов происходит тонизация и отдельных звеньев самой эмоциональной системы. Благодаря этому обеспечивается стабильная активность тех эмоций, которые в данный момент доминируют в аффективном состоянии.

Активация одних эмоций может облегчить протекание других, не поддающихся в данный момент непосредственному воздействию. И наоборот, одни эмоции могут оказывать тормозящее влияние на другие). Это явление широко используется в практике психотерапии. При сталкивании разных по знаку эмоций («эмоциональный контраст») увеличивается яркость положительных эмоциональных переживаний. Так, сочетание небольшого, страха с ощущением, безопасности используется во многих детских играх (подбрасывание ребенка взрослым кверху, катание с гор прыжки с высоты и т. д.) Такие «качели», по-видимому, нe только активизируют эмоциональную сферу, но и являются своеобразным приемом ее «закаливания».

Потребность организма в поддержании активных (стенических) состояний обеспечивается постоянным эмоциональным тонизированием. Поэтому в процессе психического развития соз­даются и совершенствуются различные психотехнические сред­ства, направленные на превалирование стенических эмоций над астеническими.

В норме существует баланс тонизирования внешней средой и аутостимуляцией. В условиях, когда внешняя среда бедна, однообразна; возрастает роль аутостимуляции и, наоборот, доля её уменьшается в условиях разнообразия внешних эмоциональ­ных стимулов. Одним из наиболее сложных вопросов психоте­рапии является выбор оптимального уровня тонизирования, при котором эмоциональные реакции протекали бы в заданном русле. Слабая стимуляция может оказаться малоэффективной, а сверхсильная может негативно изменить, весь ход эмоцио­нального процесса.

Особенно важен этот момент в патологии, где наблюдаются первичные нарушения нейродинамики. Явления гипо- и гипердинамии дезорганизуют эмоциональную регуляцию, лишают ее устойчивости и избирательности. Нарушения нейродинамики, прежде всего отражаются на настроении, являющемся фоном для протекания отдельных эмоций. Для пониженного настроения характерны астенические, эмоции, патологически, повышенного — стенические.

Также важен, уровень нарушения, определяющий качество патологического процесса.

Так, при явлениях гипердинамии патологические эмоции имеют стенический характер (проявления бурной радости, либо гнева, ярости, агрессии и т. д.).

В крайних вариантах гипердинамии можно предположить как бы «отнимание» энергии у других психических систем. Это удивление имеет место при кратковременных сверхсильных эмоциях, сопровождающихся сужением сознания, нарушением ориентировки в окружающем. В патологии такие нарушения могут носить и более длительный характер.

Слабость (гиподинамия) нейродинамического процесса прежде всего будет проявляться на корковом (наиболее энергоемком) уровне в виде эмоциональной лабильности, быстрой пресыщаемости. В более тяжелых случаях центр тяжести нарушений перемещается с высших на базальные центры, которые уже не в состоянии поддерживать собственную энергетику на нужном уровне. В этих случаях на угрозу витальным константам организма эмоциональная система отвечает тревогой, страхом.

Возникновение таких кризисных явлений наблюдается при различной патологии, особенно часто — при длительной психогенной травматизации.

По Дж. Каплану (Caplan G., 1963) и др., реакция на затяжную психогенную ситуацию развертывается по известному механизму стресса: первоначально наблюдается рост напряжения, стимулирующий привычные схемы решения проблемы в случае их малой эффективности наблюдается мобилизация всех внутренних и внешних источников; при неуспехе возникают, тревога, депрессия. Явления тяжелого эмоционального истощения могут иметь катастрофические последствия для жизнедеятельности организма.

В связи с этим в процессе эволюции не мог не создаться специальный механизм, предохраняющий организм от энергетических трат, превосходящих его возможности.

Можно думать, что такой генетически ранней формой защиты, наблюдаемой у животных, является поведение, названное «смещенной активностью». В конфликтных условиях, когда определенное требуемое поведение не может быть реализовано, включается другой тип реагирования, ситуационно не связанный с первым. Так, например, по наблюдениям этологов, чайка, которая только что демонстрировала агрессивное поведение, при угрозе неудачи внезапно прекращает агрессию и обращается, к чистке собственных перьев, клеванию и т. д. Возникшее напряжение находит обходной путь, выливается в другие фор­умы активности.

Среди исследователей существуют различные точки зрения на характер этого механизма. Одни рассматривают «смещенную активность» как результат действия особого центрального механизма в условиях конфликта, переключающего возбужде­ние на другие моторные пути. Другие считают, что в этом случае возникает, взаимоторможение противоположных состояний (например, страха и агрессии). Это ведет к, растормаживанию других стереотипов поведения (Хайнд, 1975).

Однако, как бы ни был построен конкретный механизм «смещенного поведения», его задача, не допустить, степени напря­жения, опасной для жизни организма.

Создается впечатление, что в описанном К. Левином фено­мене «пресыщения» имеется сходный механизм защиты от эмоционального перенапряжения. Признаками «пресыщения» являются: сначала — появление вариаций, изменяющих смысл действия, а затем — и его распад. В ситуаций, когда невозможно прекратить действие, вызвавшее пресыщение, легко возни­кают негативные эмоции, агрессия.

Как показали опыты Дембо, пресыщение нарастает тем быстрее, чем изначально более аффективно заряженной была ситуация (независимо от знака эмоции: + или —). Скорость нарастания пресыщения определяется не только характером эмоции, но и силой аффективного возбуждения. При этом если в условиях пресыщения смена одного действия другим еще воз­можна (что многократно подтверждено экспериментально), то в условиях истощения попытка смены действия уже не дает эффекта.

Таким образом, наиболее значимой является граница, отде­ляющая физиологическое напряжение, свойственное, нормально­му, процессу, от патологического, ведущего к невосполнимым энергетическим тратам. Сильное патологическое напряжение представляет опасность для всего организма, энергетические возможности которого ограниченны. Можно думать, что система эмоциональной регуляции «держит руку» на пульсе энерге­тического баланса организма и в случае опасности она посы­лает сигналы тревоги, интенсивность которых увеличивается по мере нарастания угрозы организму.

 

 

Глава 2

 

УРОВНИ БАЗАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

 

Взаимодействие с окружающим миром, реализация потребностей человека могут происходить на разном уровне активности и глубины аффективного контакта со средой. Эти уровни в соответствии со сложностью стоящей перед субъектом поведенческой задачи требуют разной степени дифференцирования аффективной ориентировки и разработки механизмов регуляции поведения.

Попытки проследить закономерности углубления и активизации контакта со средой привели нас к выделению четырех основных уровней его организации, составляющих единую, сложно координированную структуру базальной аффективной организации. Эти уровни разрешают качественно различные задачи адаптации. Они не могут подменить друг друга, и ослабление или повреждение одного из уровней приводит к общей аффективной дезадаптации. В то же время чрезмерное усиление механизмов одного из них, выпадение его из общей системы тоже могут стать причиной аффективной дефицитарности.

Далее рассмотрим эти уровни, определяя разрешаемые ими смысловые задачи, механизмы регуляции поведения, характер ориентировки, тип поведенческих реакций, вклад уровня в осуществление тонической регуляции. Мы попытаемся также проследить, как строятся межуровневые взаимодействия и складывается единая система базальной аффективной организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.