Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. Явления гиперфункции отдельных уровней




Функциональные расстройства эмоциональной регуляции

 

 

Повышение тонуса уровня сопровождается усилением удовольствия от адресованных ему впечатлений, увеличением выносливости в их восприятии. Это обеспечивает интенсивное положительное подкрепление формирования механизмов данного уровня, что создает оптимальные условия для их развития. Усиление одного уровня, однако, не может не оказать влияния на развитие всей базальной системы. Оно может определить индивидуальную манеру аффективного контакта со средой или даже способствовать формированию акцентуированной лично­сти, а в более тяжелых случаях стать причиной возникновения патологии межуровневых отношений вплоть до распада их об­щей структуры.

Гиперфункция первого уровня. Большая устойчивость к ин­тенсивности воздействий обусловливает здесь особую выносливость субъекта в контактах с миром. Он меньше других пресыщается ими и может дольше, чем другие, не испытывать дискомфорта. Поэтому включение механизмов второю уровня здесь задерживается. Это приводит к тому, что субъект реже, чем другие, испытывает отрицательные эмоции. Страх не де­зорганизует механизмы первого уровня, и субъект легко и лов­ко уклоняется от возможной опасности именно потому, что не успевает испугаться.

Как обсуждалось уже во второй главе, чем более устойчиво ощущение комфорта, тем более сильные и разнообразные сред­ства субъект может использовать для стимуляции состояний покоя, довольства. Так, если люди с низким порогом диском­форта будут испытывать удовольствие только от таких не­больших колебаний интенсивности, как трепет воды и листьев, движение легких облаков, мерцание угольков в камине, а бли­ки света на воде в яркий солнечный день уже могут раздра­жать, то людям с высоким порогом дискомфорта могут быть приятны и пляска языков пламени, и бурление толпы, и яркие эффекты иллюминации.

В ряде случаев, однако, эта устойчивость в восприятии интенсивности может иметь и отрицательные последствия. Так, в результате недостаточного контроля второго уровня субъект может и недооценить опасность.

Гипердинамия первого уровня оказывает влияние на разви­тие механизмов других уровней. Возникает сдвиг пропорции в развитии уровней. Общее увеличение выносливости в контак­тах с миром задерживает включение оценки качества, изби­рательного ограничения действия пресыщения, что приводит к недоразвитию механизмов второго уровня. Это проявляется, во-первых, в особой устойчивости субъекта к отрицательным воздействиям: холоду, боли, голоду, вообще к лишениям в жизненно необходимом; во-вторых, в недостаточности избирательного сосредоточения и на качественно приятных впечатлениях, отсутствии фиксации на индивидуально привычных формах сен­сорного контакта с миром. В связи с недоразвитием индиви­дуальной сенсорной избирательности субъект ориентируется здесь не столько на поиск определенно приятных для себя ощущений, сколько на их смену, испытывая сенсорную жажду вообще.

Механизмы третьего уровня в этих условиях тоже могут не получить достаточного развития. Отсутствие дифференциации по качеству затрудняет формирование структуры поля, выделе­ние как положительных целей, так и отрицательных барьеров на пути их осуществления. Субъект не будет здесь бороться за осуществление определенной цели, но, спокойно подчиняясь обстоятельствам, «возьмет» у жизни то, что она ему предло­жит. В то же время малая тревожность в контактах с миром, отсутствие развитой системы предпочтений позволят такому человеку, легко принимая изменения в окружающем, получать удовольствие от них. Однако, хотя внешне поведение такого человека может и показаться стеничным, в сущности оно не является активным» а просто отражает устойчивый комфорт субъекта в контактах с миром.

Четвертый уровень здесь также может быть недостаточно развит. В связи с малой индивидуальной избирательностью в сенсорных контактах с миром второй уровень недостаточно дифференцирует и физическое самоощущение. Неразработан­ность этого аффективного кода в свою очередь ведет к труд­ности определения аффективного состояния другого человека и, таким образом, к малой возможности сопереживания ему. Такой человек не будет жесток с людьми, он просто будет относиться к ним как к себе, не замечая их боли или радости. Нечуткость в непосредственных контактах с людьми приводит к тому, что организация жизни такого человека в сообществе будет идти не столько за счет его сопереживания эмоциям других, сколько за счет формального подчинения их требо­ваниям.

В условиях малой способности субъекта к эмоциональному сопереживанию может легко возникнуть деформация смысло­вой структуры уровней. На первый план выдвинуты смысловые задачи «сильного» первого уровня — обеспечение состояния по­коя, комфорта.

В этом случае наблюдается все большее уменьшение изби­рательности в контактах с миром. У таких людей не формиру­ется ни дорогих им пристрастий в сенсорных контактах, ни привязанностей в отношениях с людьми. Это равнодушие за­щищает их от возможности возникновения чувства потери, дает покой и свободу получать удовольствие от потока новых сенсорных впечатлений, картин природы, ни к чему не обязы­вающих, поверхностных контактов с людьми.

Здесь может сложиться своеобразная форма эгоистического безразличия к людям. Такой человек уже не просто недоста­точно видит переживания других людей, но и активно уклоня­ется от явных даже для него отрицательных эмоций других. Такие дискомфортные впечатления обычно вытесняются. Имен­но человек подобного типа может спросить: «Как ваши дела», и, выслушав жалобы, сказать: «Я рад, что у вас все в по­рядке».

И наконец, в самых тяжелых случаях, гиперфункция пер­вого уровня может привести к функциональному распаду смыс­ловых взаимосвязей эмоциональной сферы. Это происходит в тех случаях, когда переживания состояния комфорта, покоя настолько захватывают субъекта, что ради них он жертвует насущными нуждами организации собственной безопасности. Возникает дисбаланс между смысловой и тонической функция­ми первого уровня. Он начинает работать в основном на осу­ществление последней, на «удовольствие» н подчиняет этой тенденции другие уровни. Причем, если в предыдущем случае уровни обслуживали смысловую адаптацию первого уровня, то здесь их механизмы начинают просто эксплуатироваться для получения этого особого рода удовольствий.

Сигналы поля начинают привлекать субъекта в места наибольшего колебания интенсивности воздействий. Формируется полевое поведение, внешне производящее впечатление активно­сти, но на самом деле строго отражающее закономерности внешних воздействий. Прежде всего оно проявляется в стрем­лении из спокойного места, например из дома, выйти на улицу, с ее более сильными и динамичными впечатлениями. При этом надо учесть, что такой человек может долго не испытывать потребности в еде, тепле и полностью терять чувство реальной опасности. Для получения необходимых тонических впечатле­ний эксплуатируются аффективные механизмы второго уровня. Они фиксируют переживания удовольствия и формируют вле­чения к огню, воде, ощущениям пространства — высоте, глуби­не, перспективе дороги и т. д. В этом же русле третий уровень поддерживает стремление к поиску все новых и новых впечат­лений, что часто приводит субъекта к бродяжничеству. Меха­низмы четвертого уровня используются вне их эмоционального смысла. Такой человек может тянуться к толпе людей, любить шумные сборища, праздники, испытывая удовольствие от шу­ма, огней и т. д.

Гиперфункция второго уровня. Она увеличивает активность человека в удовлетворении физических потребностей и расши­ряет диапазон качественно приятных ему сенсорных впечатле­ний. Это позволяет вступить в активный и разнообразный сен­сорный контакт с миром и разработать разветвленную систему индивидуальных привычек, регулирующих сенсорное взаимодействие со средой и поддерживающих тонус аффективной сферы. Вместе с тем сильный второй уровень может сделать человека и излишне аффективно зависимым от впечатлений витальной сферы, от созданной им системы привычных отно­шений.

Гиперфункция механизмов второго уровня также может определить сдвиг пропорций в развитии других, Заострение черт второго уровня выражается прежде всего в подавлении оценки интенсивности качественно положительных воздейст­вий. В результате отодвигается пресыщение и, наоборот, воз­никает особая жадность, которая может стимулировать чувст­во собственности, стремление к накоплению средств удовлетво­рения физической потребности. В то же время сильный второй уровень очень «торопит» включение дискомфорта в восприятие интенсивности качественно плохих впечатлений, и человек в этом случае крайне тяжело переносит лишения, неудовлетво­ренное желание. Нарушение отработанного оптимального спо­соба его реализации также вызывает у него бурные реакции гнева, нетерпения.

Третий уровень в этой ситуации тоже испытывает подавляющее влияние второго, и механизмы его развиваются недоста­точно. Чрезмерное развитие второго уровня обусловливает острое переживание положительных и отрицательных впечат­лений и ригидную фиксацию предпочтений в контактах с ми­ром. Это создает сверхнапряженную связь цели и препятст­вия, в которой барьер воспринимается однозначно, лишь как помеха на пути к цели, и вызывает импульсивное агрессивное действие. Можно сказать, что третий уровень развивается здесь слишком утилитарно и, обеспечивая осуществление влечения, в меньшей степени стимулирует к обследованию среды и выяв­лению границ своих возможностей.

Механизмы четвертого уровня в этих условиях тоже развиваются своеобразно. Ригидность индивидуальных установок в контактах с окружающим, складывающихся на сверхактивно функционирующем втором уровне, затрудняет формирование новой структуры, опосредованной эмоциональной организацией субъекта другим человеком. В отличие от случаев гипердинамии первого уровня здесь есть способность к пониманию эмо­ционального состояния других людей и непосредственному со­переживанию им. Но ощущение нужд другого в этих условиях постоянно вступает в глубокий конфликт с переживанием собственных потребностей. Кроме того, субъект с трудом перено­сит активность других людей, вступающих в противоречие с разработанными им стереотипами отношения с миром. Таким образом, другой человек здесь часто воспринимается как по­меха на пути к цели, вызывает гнев и раздражение.

Отрицательные реакции легко фиксируются, способствуя формированию злопамятности и подозрительности, что, безусловно, осложняет отношения с людьми. Легкость возникновения эмоциональных конфликтов может компенсироваться за счет стремления к построению контакта в рамках строгого стерео­типа взаимодействия со стремлением занять в этом взаимодей­ствии доминирующую позицию и получить возможность огра­ничивать активность других.

В условиях такого острого конфликта между вторым и чет­вертым уровнями дальнейшее повышение тонуса второго может привести к деформации смысловой структуры эмоциональной сферы. Ее архитектоника нарушается, эмоциональный контроль перестает доминировать и на первый план выступают смысло­вые задачи второго уровня.

Поведение субъекта при этом начинает определяться целя­ми физического удовлетворения. Возможно развитие неконтро­лируемых влечений, в русле которых другой человек может восприниматься как объект, средство удовлетворения потреб­ности. Ненасытность, жадность, с одной стороны, и гневли­вость, агрессивность, нетерпимость к барьерам, с другой сторо­ны, могут сделать такого человека реально опасным для дру­гих, определить развитие асоциальной личности.

И в наиболее тяжелых случаях гипердинамии второго уровня происходит функциональный распад иерархии смысло­вых отношений базальной эмоциональной сферы. Как уже об­суждалось выше, это происходит тогда, когда сам гипердинамизированный уровень теряет приспособительное значение и начинает работать по принципу аутостимуляции. Он разрушает смысловое взаимодействие уровнен и начинает эксплуатиро­вать их механизмы для технического совершенствования спосо­бов аутостимуляции.

Второй уровень теряет свое приспособительное значение тогда, когда перестает обеспечивать контроль над качеством сенсорного контакта с миром. Повышение его тонуса на опре­деленном этапе приводит к патологическому расширению диа­пазона качественно приятных ощущений и к потере избира­тельности в сенсорных контактах: всеядности, неразборчивости в удовлетворении соматической потребности, неряшливости, полном отсутствии брезгливости.

Здесь потеря избирательности связана не с безразличием к качеству, а с огромным удовольствием, доставляемым большинством сенсорных контактов с миром. Стремление к этому удо­вольствию подчиняет себе работу других уровней. Под нажи­мом второго первый уровень «подтверждает»: «чем больше, тем лучше» и санкционирует любые излишества в удовлетво­рении влечения. В то же время он дает ощущение дискомфорта в ответ на малейшее напряжение физической потребности и толкает на поиск любой возможности удовлетворения.

При этом грубо нарушается работа третьего уровня. Неизбирателыюсть влечения, отсутствие фиксированных целей будут способствовать возникновению новых способов удовлетворения потребности. Однако из-за большой чувствительности к дискомфорту эта псевдоэкспансия может пойти по пути наименьшего сопротивления. Удовольствие будет «находиться» там, где его легче достичь без столкновения с препятствиями. Можно сказать, что одной из ярких особенностей такого чело­века будет его трусость.

Регуляция отношений с людьми (четвертый уровень) тоже будет, подчинена задачам получения удовольствия второго уровня. Такой человек, как правило, равнодушен к людям, но стремится держаться рядом, может угождать, льстить, развле­кать для того, чтобы успешнее паразитировать, получая крохи с их стола. Здесь уместно адресовать читателя к яркому образу Фальстафа из «Генриха IV» В. Шекспира.

Гиперфункция третьего уровня. Она обусловливает высокую активность человека в экспансии к окружающему миру, направленность на обследование среды, преодоление преград на пути к цели. Данный уровень поднимает в человеке ощущение своей силы и субъективно раздвигает для него границы до­ступного, позволяет легко пойти на риск, легко принять реше­ние, отказаться от привычного, экспериментировать. Человек получает огромное удовольствие от борьбы, риска, самоутверждения и может, переоценив свои силы, попасть в трудную ситуацию.

Хорошо развитый механизм преобразования отрицательных впечатлений в положительные способствует сдвигу пропорций в развитии других уровней.

Общая положительная оценка окружающего, даваемая на третьем уровне, позволяет человеку и на первом уровне прояв­лять особую выносливость к интенсивности воздействия, бес­страшие в распределении себя в пространстве.

На втором уровне характерны будут выносливость к лише­ниям, а также к нарушениям стереотипа удовлетворения по­требности. В связи с этим человек сможет стать более гибким в своих привычках, получить большую возможность экспери­ментировать в сенсорных контактах со средой.

Четвертый уровень может проявить здесь явную недостаточность развития. Отрицательная оценка субъекта другими людьми будет восприниматься им легче, чем обычно, благодаря гипертрофированной положительной оценке себя. Отрицатель­ная оценка другого, таким образом, легко нейтрализуется. Та­ким образом, четвертый уровень не сможет сформировать до­статочно дифференцированный механизм регуляции поведения. Такой человек может стать более свободным, чем другие, в следовании правилам поведения, и другой чаще, чем обычно, будет рассматриваться им лишь как препятствие, барьер на пути к цели.

В условиях недостаточного эмоционального контроля силь­ный третий уровень может деформировать структуру смысло­вых отношений уровней и подчинить их разрешению своей смысловой задачи — аффективной экспансии окружающего. В этом случае первый уровень будет все более недооценивать разрушительную силу внешних воздействий и будет допускать субъекта к активному контакту со все более агрессивной сре­дой. Второй уровень, увеличивая устойчивость к лишениям, по­степенно теряет и избирательную привязанность к сенсорным приятным ощущениям. Все более аффективно важным здесь становится не само удовлетворение физической потребности, а движение к цели, борьба, преодоление препятствий. Четвер­тый уровень, все более теряя возможность эмоционального контроля, позволяет воспринимать людей лишь как условия достижения цели, рассматривать их как препятствия, манипу­лировать ими и вообще легко решать судьбу другого. Здесь можно обратиться к притягательному и одновременно пугаю­щему образу Долохова из «Войны и мира».

И наконец, дальнейшее повышение тонуса третьего уровня приведет к функциональному распаду смысловых структур эмоциональной сферы. Это происходит также при нарушении ба­ланса между приспособительной и тонической функциями третьего уровня и подчинении его работы принципу удоволь­ствия. Человек здесь направлен на постоянную стимуляцию ощущений риска, азарта победы. Механизмы других уровней эксплуатируются им как средства получения этого удоволь­ствия.

Механизмы первого уровня используются для получения острых ощущений, связанных с высотой, глубиной и т. п. Вто­рым уровнем могут формироваться влечения к качественно от­рицательным в норме, страшным, отвратительным впечатле­ниям грязи, крови, болезни и т. п.

Точно так же эксплуатируется и четвертый уровень, он «дает» субъекту удовольствие от ощущений конфронтации с людьми. Такой человек может испытывать потребность в по­стоянной драматизации своих отношений с окружающими, продуцировать все новые и новые конфликтные ситуации, ссо­рить людей, дразнить их и т. п.

Одним из важнейших источников получения удовольствия для человека также может стать непосредственно аффективная реакция других людей, подтверждающая его высокую оценку своих возможностей. Характерно, что для субъекта здесь важ­на оценка интенсивности его проявлений, а не их качества. Самый красивый, смешной, страшный, умный, злой, большой — все годится для того, чтобы еще раз пережить удовольствие от ощущения своей силы. Самооценка развивается здесь при­митивно, лишь в границах третьего уровня.

Для обеспечения такой аффективной стимуляции использу­ется все, что может привлечь внимание людей, поставить субъ­екта в центр ситуации: и реальные рискованные, неожиданные поступки; и необычные манеры, особые вкусы, экстравагантная манера одеваться. Субъект здесь охотно жертвует своими фи­зическими удобствами для удовольствий риска, сознания своей исключительности.

Гиперфункция четвертого уровня. Она активирует потребность человека в эмоциональных контактах с людьми. Расширяет диапазон качественно приятных контактов и позволяет, субъекту общаться с разными людьми и получать огромное удовольствие от этого общения. Понятно, что это создает осо­бенно благоприятные условия для развития разнообразных форм эмоционального общения, легкости их осуществления, усвоения правил контакта.

Сильный четвертый уровень провоцирует сдвиг пропорций в развитии механизмов других уровней. Так качественно положительная оценка эмоционального контакта подавляет оценку его интенсивности первым уровнем, что позволяет субъекту уменьшить дистанцию общения, стать более выносливым в контактах, не ощущать усталости от общества людей.

Большая потребность в контакте, эмоциональная зависимость от людей могут определить и развитие механизмов вто­рого уровня. Сенсорные отношения со средой здесь менее ограничены индивидуальными пристрастиями субъекта и могут, строиться в большей степени опосредованно через его заражение эмоциями других людей. Таким образом, субъект может обогатить свои отношения с сенсорной средой, направленно осваивая ее. В то же время зависимость от принятых в сооб­ществе форм сенсорного взаимодействия с миром может и по­давить индивидуальные тенденции субъекта.

Развитие третьего уровня тоже происходит своеобразно. С одной стороны, эмоциональное влияние других, их оценка могут увеличить упорство субъекта в преодолении трудностей. С другой — то же влияние может обусловить и трудности при­нятия собственного решения, преодоления усвоенного, но не­адекватного в данный момент стереотипа поведения. Характер­ной чертой здесь может стать малая инициативность субъекта.

С возрастанием гипердинамии четвертого уровня подобная аффективная недостаточность может усиливаться. Вклад дру­гих уровней в компенсацию смысловой деформации аффектив­ной сферы при этом будет значительно уменьшаться, что обед­нит общее эмоциональное развитие субъекта и затруднит формирование его личности. Прежде всего это проявится в недоразвитии индивидуальной избирательности субъекта и воз­растающей трудности принятия им собственного решения, занятии позиции во взаимодействии с миром. Это может спо­собствовать развитию конформности, слепому подчинению субъекта правилам, выработанным его непосредственным окружением.

Наконец, как это ни странно, чрезмерное усиление высшего, четвертого уровня тоже может привести к функциональному распаду смысловых отношений. Потеря высшим уровнем равновесия в разрешении смысловых и тонических задач подчиняет принципу удовольствия действие всех базальных уровней.

Так, огромная потребность общения делает субъекта неизбирательным в контактах. Входя в любое случайное сообщество, он стремится извлечь из ситуации контакта максимальное удовольствие, почувствовать одобрение, симпатию всех его членов. Он легко заражается эмоциональным состоянием дру­гих и начинает подражать им. В то же время, попадая под новое влияние, он проявляет такую же внушаемость и также легко и искренне соглашается, обещает и вызывает сочувствие. Понятно, что обещаний он, конечно, не выполняет. Формиру­ется характерный тип дефицитарности поведения: не проявляя последовательность и настойчивость в осуществлении каких-либо собственных целей, субъект действует всегда соответственно непосредственной эмоциональной оценке окружения. Попадая под влияние асоциального окружения, он может легко совершать и асоциальные поступки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.