Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональный интеллект. Яшик Пандоры и Полианны*: сила позитивного /мышления






Яшик Пандоры и Полианны*: сила позитивного /мышления

Вниманию студентов колледжа была предложена следую­щая гипотетическая ситуация:

Несмотря на то что вы поставили себе целью получить ■ отметку «хорошо», когда объявят вашу оценку за первый эк­замен, составляющую 30 процентов вашей окончательной оценки, вы получили низкий балл. Сегодня — ровно неделя, как вы узнали об этой оценке. Что вы делаете?

Все дело оказалось в надежде. Ответы студентов с высоким уровнем надежды сводились к тому, что нужно усерднее рабо­тать и подумать о том, что можно попробовать сделать, чтобы подкрепить свою окончательную оценку. Студенты, питавшие умеренные надежды, обдумывали несколько путей повысить свою оценку, но обнаруживали гораздо меньшую решимость следовать им. И что совершенно понятно, студенты, смотрев­шие на ситуацию почти без надежды, были деморализованы и полностью сдались.

Однако это отнюдь не теоретический вопрос. Когда К. Р. Снай-дер, психолог из Университета штата Канзас, проводивший это исследование, сравнил фактические успехи в учебе, достигну­тые студентами-первокурсниками с большими и слабыми на­деждами, то обнаружил, что надежда была лучшим предсказа­телем их оценок за первый семестр, чем оценки, полученные ими во время теста академических способностей, с помощью которого предположительно можно спрогнозировать, как пой­дут дела у студентов в колледже (и результаты которого вполне согласуются с коэффициентом умственного развития). И в этом случае, принимая во внимание примерно одинаковый диапа­зон интеллектуальных способностей, решающее значение имеет эмоциональная одаренность.

Снайдер дал такое объяснение: «Студенты, питающие боль­шие надежды, ставят перед собой более высокие цели и знают,

* Полианна — героиня одноименной повести Э. Портер, в перенос­ном смысле неисправимый оптимист.



Дэниел Гоулман


как много надо работать для их достижения. Если сравнить сту­дентов с равными интеллектуальными способностями по их успехам в учебе, так то, что их отличает друг от друга, это на­дежда».

Как гласит древняя легенда, греческая богиня Пандора по­лучила в подарок от богов, позавидовавших ее красоте, таин­ственный ящик, и ей было велено никогда его не открывать. Однажды любопытство пересилило, и, не устояв перед иску­шением, она открыла крышку, чтобы заглянуть внутрь, и вы­пустила в мир множество всяческих несчастий: болезни, тре­воги, безумие. Но некий милосердный бог позволил ей в по­следний момент закрыть ящик и не дать ускользнуть одному спасительному средству, которое делает терпимыми жизнен­ные невзгоды и страдания. Этим средством была надежда.

Надежда, согласно изысканиям ученых, помогает челове­ку, попавшему в беду, гораздо лучше, чем все слова утешения. Она играет на удивление важную роль в жизни людей, давая им преимущество в столь разных сферах, как школьные успехи и умение справляться с тягостными обязанностями. Надежда в специальном смысле представляет нечто большее, чем просто оптимистичный взгляд на вещи, когда все воображается в наи­лучшем свете. Снайдер определяет надежду более конкретно как «веру в то, что у вас есть желание и умение достичь своих це­лей, каковы бы они ни были».

В этом отношении все люди надеются по-разному. Одни считают себя вполне способными выпутаться из беды или най­ти способ решить свои проблемы, тогда как другие просто не считают, что у них достаточно энергии, способностей или средств добиться желаемых целей. Люди, в ком надежда очень сильна, по мнению Снайдера, обладают особыми качествами, в числе которых способность находить для себя мотивацию; изобретательность в отыскании способов выполнить поставлен­ные задачи; умение подбодрить себя в трудной ситуации, ска­зав, что все будет хорошо; достаточная гибкость, чтобы нахо­дить разные способы для достижения целей или изменить цель, если ее достижение по тем или иным причинам окажется не­возможным, а еще достаточно ума, чтобы догадаться разбить грандиозную задачу на меньшие и легко выполнимые части.


Эмоциональный интеллект



С точки зрения эмоционального интеллекта надеяться оз­начает не поддаваться непреодолимой тревоге или депрессии и не теряться в периоды трудных испытаний или неудач. В са­мом деле, люди, полные надежд, в меньшей степени, чем дру­гие, подвержены депрессии, поскольку они, как искусные пол­ководцы, идут по жизни к поставленным целям, в принципе отличаются меньшей тревожностью и почти не страдают от эмоциональных дистрессов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.