Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дэниел Гоулман. Обучение и вдохновение: новая модель образования




Обучение и вдохновение: новая модель образования

Эмоциональный интеллект



Напряженная сосредоточенность — центр внимания-, пи­таемый беспокойством, — вызывает усиленную корковую ак­тивацию. Но похоже, зона вдохновения и оптимальной рабо­тоспособности являет собой оазис корковой эффективности с почти минимальными затратами ментальной энергии. Вероят­но, это имеет смысл с точки зрения квалифицированной прак­тики, позволяющей людям попадать в поток вдохновения: ов­ладение ходами, необходимыми для выполнения какой-либо задачи, будь то физическая задача вроде скалолазания или мен­тальная, как, например, компьютерное программирование, оз­начает, что при их выполнении мозг может функционировать более эффективно. Хорошо отработанные ходы требуют гораз­до меньших мозговых усилий, чем те, которым еще только учат­ся, или те, что по-прежнему слишком трудны. Подобным же образом, когда мозг работает менее эффективно от утомления или из-за нервозности, что бывает в конце долгого, напряжен­ного дня, происходит «размывание» точной направленности усилий коры головного мозга при одновременной активации слишком многих лишних зон — то есть при состоянии нервной системы, переживаемом как чрезвычайная рассеянность. Тоже самое происходит и при скуке. Но когда мозг работает с макси­мальной производительностью, как это бывает при вдохнове­нии, между активными зонами и требованиями, предъявляе­мыми заданием, существует точная взаимосвязь. В таком со­стоянии даже тяжелая работа может показаться живительной или подзаряжающей энергией, а вовсе не опустошающей или истощающей.

Поскольку вдохновение приходит в зоне, где занятие че­ловека требует от него наиболее полного приложения сил и способностей, то по мере того, как растет его мастерство, ему, чтобы войти в полосу вдохновения, требуются задачи повы­шенного уровня сложности. Если задача слишком проста, она вызывает скуку, если же чересчур трудоемка, то возбуждает




скорее тревогу, а не вдохновение. Известно, что к достиже­нию высшего мастерства в профессии или ремесле человека подталкивает возможность испытать вдохновение и что мо­тивацией кдостижению все большего успеха в любой деятель­ности, будь то игра на скрипке, танцы или сращивание генов, по крайней мере частично, является возможность побыть в состоянии вдохновения во время работы. В ходе эксперимен­та, в котором участвовали двести художников в возрасте во­семнадцати лет, только что окончивших художественную шко­лу, Чиксэнтмихайи установил, что лишь те, кто в студенче­ские годы испытывал подлинную радость от самого процесса рисования, стали в итоге серьезными художниками. Если же мотивом к обучению в школе служили мечты о славе и богат­стве, то после ее окончания большинство таких студентов во­обще отходят от искусства.

На основании полученных результатов Чиксэнтмихайи де­лает такой вывод: «Художники должны превыше всего ставить занятие живописью. Если же художник, стоя перед мольбер­том, начинает прикидывать, за сколько он продаст эту картину или что подумают о ней критики, ему не дано сказать свое сло­во в искусстве. Творческие свершения доступны лишьтем, кто всецело предан своему делу».

Для достижения мастерства в ремесле, профессии или ис­кусстве вдохновение необходимо так же, как и для усвоения знаний. Студенты, испытывающие вдохновение в процессе обучения, лучше занимаются независимо от их потенциала, определяемого по результатам теста достижений. Об учениках чикагской средней школы с естественно-научным уклоном, попавших в 5-процентную когорту лучших по оценкам, полу­ченным на экзамене по математике, их учителя по математике отозвались как о веселых или грустных. На следующем этапе проводилось наблюдение за тем, как ученики проводят свое время, для чего всем раздали пейджеры, по случайному сигна­лу которых им надо было в течение дня записывать, чем они занимались и в каком настроении пребывали. Неудивительно, что грустные отличники тратили всего пятнадцать часов в не­делю на занятия дома, то есть намного меньше двадцати семи часов в неделю, уходивших на выполнение домашнего задания





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.