Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сельскохозяйственного назначения




Совершенствование землеустройства земель

Лекция 7

 

План лекции

 

1. Основные направления государственной политики в сфере землеустройства

земель сельскохозяйственного назначения.

2. Совершенствование системы государственного управления землеустройством земель сельскохозяйственного назначения.

3. Установление порядка проведения землеустройства земель сельскохозяйственного назначения.

4. Государственная поддержка развития научно-технического прогресса в землеустройстве земель сельскохозяйственного назначения.

5. Совершенствование регулирования рынка землеустроительных услуг.

6. Обеспечение контроля за проведением землеустройства земель сельскохозяйственного назначения и осуществлением землеустроительных мероприятий.

7. Совершенствование информационного обеспечения землеустройства в системе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

 

 

1. Общие положения. Политика в сфере совершенствования землеустройства земель сельскохозяйственного назначения и сельских территорий обусловлена:

• повышением значимости земель сельскохозяйственного назначения в системе продовольственной безопасности страны и ее экономики, усилением роли земли как средства производства в сельском хозяйстве;

• необходимостью:

• упорядочения и углубления земельных преобразований в системе АПК с учетом того, что земля стала объектом права собственности и иных прав, недвижимостью и объектом рыночного оборота;

• наиболее полного, эффективного, экологически безопасного использования всех земель сельскохозяйственного назначения, пригодных для рентабельного производства сельскохозяйственной продукции;

• создания территориальных условий для развития различных форм хозяйствования на земле, консолидации земель, улучшения их использования и охраны;

• создания условий для использования земель сельскохозяйственного назначения способами, обеспечивающими их сохранность и вовлечение в сельскохозяйственное производство;

• создания условий, исключающих случаи использования особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий для других целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, особенно сельскохозяйственных угодий опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования;

• восстановления мелиоративно-неустроенных, нарушенных и деградированных земель и приведение их в состояние, пригодное для использования в сельскохозяйственном производстве, особенно в регионах, обладающих благоприятными природными условиями для производства сельскохозяйственных культур и обеспеченных людскими и иными ресурсами;

• обеспечения перехода преимущественно к экономическим методам управления земельными ресурсами и экологизации землепользования, повышения экономической эффективности использования сельскохозяйственных угодий на основе современных методов и технологий по обработке почв, внедрения в практику законодательно установленных методов экономического стимулирования использования земель и их охраны;

• совершенствования принципов и правил налогообложения земель сельскохозяйственного назначения, уточнения налогооблагаемой базы, повышения бюджетных доходов;

• совершенствования правовых условий и упорядочения оборота земель сельскохозяйственного назначения, включая ипотеку земель.

Реализация государственной земельной политики в области регулирования проведения землеустройства земель сельскохозяйственного назначения должна осуществляться путем:

• совершенствования институционной системы государственного управления землеустройством земель сельскохозяйственного назначения;

• установления порядка проведения землеустройства;

• организации и проведения землеустройства сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности;

• совершенствования нормативного правового регулирования отношений в сфере землеустройства земель сельскохозяйственного назначения;

• государственной поддержки развития научно-технического прогресса в землеустройстве земель сельскохозяйственного назначения;

• совершенствования финансового механизма проведения землеустройства;

• усиления контроля за проведением землеустройства и осуществлением землеустроительных мероприятий;

• совершенствования информационного обеспечения землеустройства;

• совершенствования регулирования рынка землеустроительных услуг;

• совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по землеустройству;

• обеспечения международного сотрудничества в сфере землеустройства земель сельскохозяйственного назначения.

 

2. Совершенствование государственного управления землеустройством земель сельскохозяйственного назначения со стороны Министерства сельского хозяйства Российской Федерации должно быть ориентировано не только на повышение эффективности проведения земельной политики в сфере сельскохозяйственного землепользования на федеральном уровне, но большей мере – на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, непосредственно ведущих деятельность по организации рационального использования, перераспределения и охраны земель.

Задачами указанной службы при проведении землеустройства земель сельскохозяйственного назначения должны быть:

• постоянное получение информации о количественном и качественном состоянии земель сельскохозяйственного назначения путем проведения геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель как средства производства в сельском хозяйстве;

• определение долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективы развития сельскохозяйственного землепользования на основе планирования рационального использования земель и их охраны в схемах зонирования (землеустройства) и схемах использования и охраны земель различного уровня (федерального, регионального, местного);

• установление пределов прав использования сельскохозяйственных земель, получение информации о свойствах объектов землеустройства, необходимой для государственного кадастрового учета, обеспечения сделок с земельными участками и их государственной регистрации путем проведения работ по описанию местоположения границ объектов землеустройства и установлению их на местности;

•организация рационального использования и охраны земель хозяйствующих субъектов, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, путем составления проектов внутрихозяйственного землеустройства и рабочих проектов на мероприятия, связанные с использованием и охраной земель и требующие капитальных вложений для их осуществления;

• организация работ по нормативно-правовому обеспечению рационального сельскохозяйственного землепользования и охраны почв и землеустройству земель сельскохозяйственного назначения;

• обеспечение разработки и реализации государственных и региональных программ использования и охраны сельскохозяйственных земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв;

• оценка качественного состояния земель и контроль деятельности землепользователей по поддержанию стандартов качества земель;

• организация проведения комплексных работ по консервации малопродуктивных и загрязненных земель, консолидации (объединению) земельных участков и земельных долей, зонированию земель сельскохозяйственных территорий по их качеству и пригодности как средства производства в сельском хозяйстве, наиболее целесообразному использованию с учетом инвестиционной привлекательности, противоэрозионной защите сельскохозяйственных земель, рекультивации нарушенных земель и землевладению малопродуктивных угодий;

• организация работ по обследованию, инвентаризации, учету, оценке, регистрации прав на землях федеральной собственности, находящихся в ведении АПК страны, формирование и владение соответствующих реестров государственных сельскохозяйственных земель, в том числе реестров особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий;

• научное, образовательное и кадровое обеспечение землеустройства земель сельскохозяйственного назначения;

• обеспечение при активном участии государства формирования сети земельных ипотечных банков и создания структур российской земельной биржи;

• обеспечение восстановления на региональном уровне государственных (государственно-частных) проектно-изыскательских организаций по землеустройству и использованию земельных ресурсов (земпроекты), воссоздания на федеральном уровне государственного научно-исследовательского института (центра) по земельным ресурсам, землеустройству и мониторингу земель сельскохозяйственного назначения.

Для установления функций и обязанностей Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сфере обеспечения землеустройства земель сельскохозяйственного назначения, а также порядка проведения землеустроительных работ необходимо разработать «Административный регламент по исполнению Министерством сельского хозяйства Российской Федерации государственных функций по землеустройству земель сельского хозяйства, мониторингу земель, контролю за использованием и охраной земель», а также «Положение о проведении землеустройства земель сельскохозяйственного назначения».

 

3. Основное направление по установлению порядка проведения землеустройства земель сельскохозяйственного назначения, совершенствования состава и видов землеустроительных работ должно исходить из современных требований землеустройства по повышению эффективности сельскохозяйственного землепользования, обеспечению оборота сельскохозяйственных земель, распределению их по формам собственности и формам хозяйствования, устойчивого воспроизводства земельных ресурсов и т.п. При этом виды и состав землеустроительных работ должны обеспечивать их комплексность, технологическую последовательность и полноту разработки землеустроительных мероприятий.

Исходя из необходимости решения указанных задач землеустройство земель сельскохозяйственного назначения должно обеспечивать:

• инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельной собственности на селе;

• зонирование земель сельских территорий по качеству земель, целевому использованию, инвестиционной привлекательности и экологическому состоянию;

• организацию землевладений и землепользований сельскохозяйственных предприятий, фермерских (крестьянских) хозяйств с учетом оптимальных региональных размеров и конкурентоспособности (модели, типов и специализации хозяйств);

• эколого-экономическое обоснование организации севооборотов и их территорий с учетом рыночной конъюнктуры основных факторов производства;

• описание местоположения границ и установление на местности границ объектов землеустройства;

• выявление земель сельскохозяйственного назначения, которые по тем или иным причинам не используются землепользователями, и в соответствии с законодательством применение мер по их перераспределению в порядке землеустройства;

• осуществление консервации малопродуктивных и деградированных сельскохозяйственных угодий путем разработки соответствующих проектов;

• осуществление консолидации земель запаса и формирование фонда перераспределения земель в целях обеспечения их эффективного использования путем перераспределения для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота;

• землеустроительной обоснование мер по сохранению и повышению плодородия земель, защите почв от эрозии и других видов деградации, составление планов ограничений использования земель, в том числе и для земельных участков граждан и юридических лиц;

• проведение землеустроительных работ по обследованию и выявлению состояния использования мелиорированных земель страны, пойменных земель, земель Крайнего Севера, аридных пастбищ и подготовка соответствующих предложений по более эффективному их использованию;

• разработку федеральных, региональных и местных схем использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения;

• разработку и реализацию мероприятий по восстановлению и использованию мелиоративно-неустроенных земель;

• разработку новой системы земельных платежей, в основу которой должен быть положен дифференцированный земельный налог в зависимости от рентообразующих факторов (природное плодородие, удобство обработки земель, уровень развития инфраструктуры территории, расстояние от рынков сбыта продукции).

 

4. Государственная поддержка развития научно-технического прогресса в землеустройстве земель сельскохозяйственного назначения должна быть направлена на:

• разработку научных основ в области землеустройства земель сельскохозяйственного назначения и эффективных технологий выполнения комплекса землеустроительных работ;

• исследование закономерности развития земельных отношений и их землеустроительного обеспечения при переходе к новым формам хозяйствования и формам собственности на землю в сельском хозяйстве;

• разработку научных основ и методов территориальной организации сельскохозяйственного производства на эколого-ландшафтной основе (внутрихозяйственное землеустройство);

• разработку научных основ и правил, регламентирующих проведение землеустройства земель сельскохозяйственного назначения на урбанизированных территориях, в районах интенсивного проявления негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, в районах интенсивной экспликации сырьевых ресурсов;

• совершенствование методов картографирования земель сельскохозяйственного назначения, проведения почвенных, геоботанических и иных обследований состояния земель сельскохозяйственного назначения;

• разработку методов оценки инвестиционной привлекательности проектов землеустройства;

• совершенствование методов введения ограничений и обременений прав в использовании земель (сервитутов) на основе проектов землеустройства и иной землеустроительной документации;

• разработку механизма экономического стимулирования использования и охраны земель при реализации мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

• совершенствование теоретических основ и методов оптимизации государственного управления землеустройством земель сельскохозяйственного назначения, по координации землеустроительной деятельности государственных, общественных и частных организаций, участвующих в процессе землеустройства;

• разработку нормативно-технической документации по землеустройству земель сельскохозяйственного назначения.

 

5. Исходя из анализа практики выполнения землеустроительных работ в целевых программах необходимо разрабатывать предложения о видах этих работ и услуг, положения по регулированию размеров их оплаты, предложения по формированию перечня (реестра) работ и услуг и регулированию деятельности разработчиков землеустроительной документации.

Основными из них должны быть следующие виды землеустроительных работ и предоставляемых услуг:

• разработка проектов нормативно-технической и научно-методической документации по вопросам землеустроительных, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий с целью получения информации о количественном и качественном состоянии земель;

• выполнение геодезических и картографических работ;

• проведение обследований и изысканий, в том числе специальных, сбор, обработка, анализ, сохранение и предоставление землеустроительной информации;

• проведение земельно-оценочных работ, в том числе стоимостной оценки земельных участков, оценки качества земель как средства производства в сельском хозяйстве;

• проведение работ по паспортизации земельных участков;

• подготовка информации для внесения записей в государственный реестр земли;

• разработка проектов оптимизации структуры земельных угодий при создании новых хозяйств;

• составление федеральных, региональных и местных схем использования и охраны земель (землеустройства), программ по охране земель;

• проведение государственной землеустроительной экспертизы; предоставление консультаций по вопросам оформления прав на земельные участки, количественной и качественной характеристики земельных угодий, экономической и стоимостной оценки земель, иных вопросов использования и охраны земель;

• подготовка информационных материалов о состоянии, составе и качестве земельных угодий на бумажных и электронных носителях, аналитических записок о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения;

• подготовка и издание справочников, сборников, бюллетеней, брошюр, буклетов и т.п. по использованию и охране земель, землеустройству земель сельскохозяйственного назначения;

• подготовка и издание справочников, сборников, бюллетеней, брошюр, буклетов и т.п. по использованию и охране земель, землеустройству земель сельскохозяйственного назначения;

• внедрение и эксплуатация программно-технических комплексов для сбора, обработки, систематизации, сохранения и анализа информации о состоянии земель;

• подготовка и повышение квалификации специалистов - землеустроителей, иных специалистов в сфере землеустройства, использования оценки и охраны земель;

• разработка программного обеспечения и сопровождение процесса автоматизации землеустроительных работ.

Для обеспечения высокого качества землеустроительных работ, повышения ответственности за их результаты регулирование рынка землеустроительных работ и услуг должно быть направлено на:

• упорядочение отбора разработчиков землеустроительной документации путем размещения заказов на землеустроительные работы в порядке проведения объективных конкурсов (торгов);

• более широкое привлечение частного сектора, имеющего профессиональные навыки (опыт) в выполнении землеустроительных работ;

• стимулирование рынка землеустроительных работ и услуг, поддержку предпринимательства и деятельности предприятий малого бизнеса в сфере землеустройства, развитие конкуренции между разработчиками землеустроительной документации;

• внедрение в производство и обеспечение обязательного использования всеми участниками рынка землеустроительных услуг земельного законодательства, единых технических регламентов и стандартов в проведении землеустройства;

• обеспечение гарантий в получении землеустроительной документации надлежащего качества и определении обоснованной стоимости землеустроительных работ;

• создание системы страхования профессиональной ответственности землеустроителей за выполняемые землеустроительные работы с целью возмещения ущерба, причиненного исполнителями этих работ, и за ненадлежащее оказание соответствующих услуг;

• разграничение функций по регулированию проведения землеустройства между государством и саморегулируемыми субъектами профессиональной деятельности на рынке землеустроительных услуг;

• проведение аттестации, аккредитации, лицензирования, экспертизы и других мероприятий, способствующих участию на рынке землеустроительных услуг специалистов-профессионалов в сфере землеустройства, разрабатывающих высококачественную продукцию;

• информационное обеспечение рынка землеустроительных работ и услуг.

 

6. Занижение роли землеустройства, нарушение земельного законодательства, несоблюдение требований землеустройства по качественному оформлению землеустроительной документации, невыполнение собственниками земель и землевладельцами мероприятий, установленных землеустроительной документацией, бесконтрольное проведение землеустроительных работ и т.д. наносят значительный ущерб экономике при использовании и охране земель, регулировании их оборота и др. Поэтому при проведении землеустройства земель сельскохозяйственного назначения Министерство сельского хозяйства Российской Федерации должно обеспечить контроль за:

• соблюдением технических условий и требований проведения землеустройства, обеспечивающих гарантию качества и достоверность землеустроительной документации;

• соблюдением обязанности проведения землеустройства земель сельскохозяйственного назначения, в том числе выполнения работ по изучению состояния земель, организации их рационального использования и охраны;

• выполнение землевладельцами и землепользователями обязанностей по проведению необходимых мероприятий, установленных соответствующей землеустроительной документацией, а также за выполнением предписаний по устранению допущенных нарушений при проведении землеустройства и осуществлении землеустроительных мероприятий;

• выявлением лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, а также мероприятий, установленных землеустроительной документацией, и привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• предупреждением случаев принятия решений по использованию земель сельскохозяйственного назначения, особенно по изъятию особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, без проведения землеустроительных работ, землеустроительной и экологической экспертизы, обязанность которых установлена законодательно, а также случаев внесения изменений в землеустроительную документацию без решения органа, утвердившего ее.

 

7. При разработке предложений по совершенствованию информационного обеспечения землеустройства земель сельскохозяйственного назначения должны быть предусмотрены мероприятия по:

• созданию и систематическому ведению информации, характеризующей состояние земель сельскохозяйственного назначения;

• созданию банка нормативной правовой и научно-технической информации;

• проведению консультативно-разъяснительной работы о сути землеустроительного обеспечения земельных преобразований в системе АПК.

Информация, характеризующая состояние земель сельскохозяйственного назначения, должна включать в себя, как минимум, следующие показатели:

• наличие и распределение земель сельскохозяйственного назначения по угодьям, формам собственности, наличие и правовой статус земель, используемых предприятиями, организациями, гражданами (коллективами граждан), занимающимися сельскохозяйственным производством, уровень использования земель сельскохозяйственного назначения по всем формам хозяйствования;

• наличие и качественное состояние земель, неэффективно используемых, неиспользуемых и используемых не по целевому назначению, причины их неэффективного использования;

• наличие и использование земель, включенных в фонд перераспределения для сельскохозяйственного производства;

• наличие более ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, их использование и сохранность;

• наличие и состояние использования земельных долей;

• наличие и качественное состояние земель, в том числе мелиорированных, по признакам, влияющим на плодородие почв;

• наличие нарушенных земель и их рекультивация;

• наличие и состояние земель, требующих консервации;

• наличие и качество информации об изученности состояния земель сельскохозяйственного назначения (материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, материалы по инвентаризации земель, оценке качества земель и кадастровой оценке, предпроектные и проектные землеустроительные документы по использованию и охране земель, мониторинга земель, материалы природно-сельскохозяйственного районирования, эколого-ландшафтного зонирования и др.).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.