КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Приоритетные направления в развитии землеустроительных работ на землях сельскохозяйственного назначения
Лекция 8
План лекции
1. Общие требования к комплексу землеустроительных работ на землях сельскохозяйственного назначения. Виды и состав землеустроительных работ. 2. Планирование и организация рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны. 3. Составление проектов землеустройства земель сельскохозяйственного назна- чения.
1. На современном этапе развития сельского хозяйства состав, виды и содержание землеустроительных работ должны иметь комплексность, технологическую последовательность, правовую, экономическую, экологическую, социальную и инженерно- техническую обоснованность и обеспечивать: • надежное и полное удовлетворение участников землеустройства в качественной продукции землеустройства; • более полное использование ресурсного потенциала сельскохозяйственных угодий в соответствии с их классификацией по пригодности для использования в сельском хозяйстве; • совершенствование территориальной организации сельскохозяйственного производства и специализации сельскохозяйственных предприятий; • развитие межхозяйственных связей и формирование сырьевых зон путем кооперации и интеграции предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции и сервисному обслуживанию; • создание условий для экологически безопасного использования сельскохозяйственных угодий и рентабельного производства сельскохозяйственной продукции; • приведение земельно-ресурсной базы различных отраслей сельского хозяйства в соответствие с современными тенденциями в использовании земель сельскохозяйственного назначения и перспективами развития этих отраслей; • социальную справедливость в процессе перераспределения земель сельскохозяйственного назначения между отраслями сельского хозяйства, хозяйствующими субъектами и формами собственности; • приоритет использования земель для ведения сельского хозяйства перед другими видами пользования землей, недопущения необоснованного изъятия особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий; • рациональное использование и воспроизводство плодородия почв сельскохозяйственных угодий, защиту их от негативных воздействий как природного характера, так и хозяйственной деятельности; • внедрение научно обоснованных систем ведения сельского хозяйства и адаптивно-ландшафтного земледелия; • восстановление ландшафтно-неустроенных, нарушенных и деградированных земель и приведение их в состояние, пригодное для использования в сельскохозяйственном производстве, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых земель или проведение консервации земель с выводом их из оборота; • устранение имеющихся недостатков в землепользовании с учетом агроэкологической оценки земель; • принятие проектных решений, которые обеспечивали бы максимальную отдачу вложенного капитала в реализацию проектов землеустройства и снижение до минимума риска потери вложенных средств за счет изменения рыночной ситуации, других условий хозяйственной деятельности по использованию земель; • определение инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов по улучшению рационального использования земель, сохранению и восстановлению плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. С учетом необходимости решений указанных задач землеустройство земель сельскохозяйственного назначения должно включать в себя следующие группы и виды землеустроительных работ. Первая группа: изучение состояния земель сельскохозяйственного назначения, обеспечивающее получение информации об их количественном и качественном состоянии путем проведения: • геодезических и картографических работ; • почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий; • инвентаризации земель; • оценки качества земель как средства производства в сельском хозяйстве; • выявление деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами, с целью их консервации и изъятия из оборота. При необходимости в состав землеустроительных работ по изучению состояния земель сельскохозяйственного назначения могут быть включены другие виды работ, имеющие целью получение дополнительной информации о состоянии земель. Вторая группа: планирование и организация рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения путем разработки: • федеральных, региональных и местных схем использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения; • федеральных, региональных и местных программ охраны земель сельскохозяйственного назначения; • схем размещения территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Третья группа: составление проектов землеустройства, в том числе: • проектов перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, из них за счет фонда перераспределения земель для сельскохозяйственного производства; • проектов образования землепользований сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств с разработкой бизнес-планов по их развитию; • проектов по установлению охранных зон и границ участков на землях сельскохозяйственного назначения, на территории которых устанавливается особый режим использования земель или оборот которых ограничен; • проектов внутрихозяйственного землеустройства территорий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств; • рабочих проектов по освоению новых земель, защите земель от водной и ветровой эрозии, других негативных (вредных) воздействий, рекультивации земель, консервации земель и др. Четвертая группа: описание местоположения и / или установление на местности границ объектов землеустройства, в том числе: • установление или описание границ сельскохозяйственных предприятий и организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств при их образовании, слиянии, разделении, других преобразованиях; • восстановление границ сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в целях устранения недостатков в их расположении (чересполосицы, дальноземелья, изломанности и неудобства в использовании).
2. В целях реализации указанных направлений по планированию и организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения на перспективу должно быть проведено: • уточнение целей и задач разработки различного уровня схем использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения (федерального, регионального, местного), для чего необходимо разработать соответствующие нормативно-методические документы по каждому виду разрабатываемых схем; • разработка, в первую очередь, федеральной схемы использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения с целью установления требований государственной политики в сфере земельных отношений в агропромышленном комплексе, выработки основных направлений по достижению оптимальных уровней неистощительного, рационального и сбалансированного использования ресурсного потенциала земель сельскохозяйственного назначения, сохранения сельскохозяйственных угодий как основы обеспечения продовольственной независимости страны, повышения полезной отдачи земель сельскохозяйственного назначения и роста ее потребительской стоимости, предупреждения антропогенного воздействия на земли сельскохозяйственного назначения; • законодательное закрепление того, что с момента утверждения схем различного уровня они становятся обстоятельным документом по вопросам принятия решений органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения. 3. Составление проектов землеустройства земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе должно осуществляться по следующим направлениям: первое – составление проектов, связанных с образованием, упорядочением и совершенствованием землепользований и землевладений сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, перераспределением земель сельскохозяйственного назначения, обоснованием размещения территорий (зон) с особыми режимами использования земель и земель, ограниченных в обороте; второе – составление проектов внутрихозяйственного землеустройства, связанных с организацией рационального использования земельных участков гражданами и юридическими лицами, предоставленных им для осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также организацией территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для обеспечения их традиционного образа жизни; третье – составление проектов по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий (рабочие проекты). Разработка проектов землеустройства первого направления должна осуществляться на основании правового, экономического, экологического, социального и технического обоснования принимаемых решений о формировании новых или упорядочении существующих землепользований сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, определении и установлении их границ, а также границ территорий (зон), на которых использование земель ограничено, или земли ограничены в обороте. Совершенствование внутрихозяйственного землеустройства (второе направление) должно быть направлено на: • внедрение адаптивно-ландшафтного принципа организации территории, базирующегося на закономерностях внутреннего расчленения ландшафта, характера взаимосвязей и взаимного расположения его морфологических частей; • разработку в проектах инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов мероприятий по улучшению использования и охраны земель, повышению плодородия почв при условии обеспечения максимальной отдачи вложенного капитала в повышение продуктивности сельскохозяйственных угодий и снижение до минимума риска их потерь; • внедрения принципов организации территории, обеспечивающих устойчивое воспроизводство ресурсов сельскохозяйственных угодий в технологическом цикле получения необходимого количества и качества сельскохозяйственной продукции и исключающих ныне имеющие факты потребительского использования земель, приводящих к широкомасштабной деградации базовых компонентов агроландшафта и сельского хозяйства в целом; • разработку комплекса мероприятий, которые позволят до минимума свести проявления дефляционных процессов, предотвратить деградацию земель в процессе хозяйственной деятельности, получить экологически чистую сельскохозяйственную продукцию. Учитывая недостаточные финансовые возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей для проведения внутрихозяйственного землеустройства за свой счет, необходимо рассмотреть, а также решить вопрос о внедрении в практику разработки проектов внутрихозяйственного землеустройства на базе внедрения адаптивно-ландшафтного принципа организации территории сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в два этапа, выполняемых в качестве самостоятельного вида работ. На первом этапе за счет средств государственного и (или) местного бюджетов проводится разработка проектных предложений по эколого-ландшафтному устройству территории (целесообразно в границах муниципального образования), позволяющая создать первоначальный «каркас» эколого-ландшафтной организации территории, что будет способствовать правильному размещению по территории севооборотов, в том числе почвозащитных, выводу эрозионно опасных и малоценных земель из интенсивного оборота и их консервации, установлению различных ограничений в использовании земель (в том числе по направлениям обработки и т.д.). На втором этапе силами хозяйствующих субъектов или по их заказу и за их счет подрядные организации на базе этого «каркаса» разрабатывают проекты рациональной организации территории, проводят размещение посевов сельскохозяйственных культур, составляют рабочие проекты. Совершенствование проектов землеустройства, включенных в третью группу, должно быть направлено на: • внедрение в производство достижений науки, передового опыта, новых технологий в изыскательских работах, проектировании и реализации проектных решений; • приведение в соответствие с современными требованиями действующих норм, правил, отраслевых и ведомственных технических требований и инструкций и другой нормативно-методической документации; • создание условий для принятия проектных решений, обеспечивающих высокую эффективность капитальных вложений, рациональное и экономическое использование трудовых, материальных и энергетических ресурсов при осуществлении запроектированных мероприятий.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |