Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планировка палубы. 2 страница





Оборудование кокпита.

Тент для защиты от брызг. Румпель и рулевое колесо (штурвал).

ТЕНТ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ БРЫЗГ.
Складной тент над входом в каюту значительно уменьшает количество брызг, которые могут попасть в кокпит, и позволяет держать люк открытым при любых условиях, кроме штормовых.

РУМПЕЛЬ И РУЛЕВОЕ КОЛЕСО (ШТУРВАЛ).
На крейсерских яхтах длиной менее 11 м выбор румпеля или штурвала зависит от вкуса заказчика, но управлять яхтой большего размера легче, если установлен штурвал. Обычно румпель устроен так, что его можно поднимать вверх.

ПРИБОРЫ.
На некоторых яхтах в кокпите установлено большое количество приборов и указателей. Однако пока вы не приобретете опыта, они скорее будут смущать вас, нежели помогать, поэтому начинающим яхтсменам лучше ориентироваться только на основные приборы. Главным прибором в кокпите является компас; желательно установить два компаса, по одному с каждой стороны от входа в каюту, чтобы рулевой видел их с любого места и при крене. Другие основные приборы - это лаг и указатель топлива.

ЛЕЕРНЫЙ ОБВЕС.
Леерный обвес - это полотнище из пластика или парусины, прикрепленное к лееру вдоль кокпита. Он в некоторой степени защищает команду от ветра и волн и на нем указывают название или номер яхты.

РУНДУКИ В КОКПИТЕ.
На большинстве яхт в кокпите под сиденьями оборудованы рундуки, куда можно уложить много крупных предметов яхтенного оборудования - кранцы, швартовные концы и буксирный канат. Поскольку рундуки обычно глубокие, укладывать вещи нужно так, чтобы часто используемые предметы находились сверху. В отдельном самоотливном рундуке хранят газовый баллон. Небольшие открытые мешки (сумки) по бортам кокпита используют для хранения в них рукояток лебедок и ходовых концов фалов, шкотов, бакштагов.

Леерный обвес. Рундуки в кокпите. Рундуки в кокпите.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ КРУГИ.
Спасательные круги надо всегда хранить в легкодоступном месте, предпочтительно - в специальных держателях на кормовом релинге. Помимо обеспечения дополнительной плавучести человеку, упавшему за борт, спасательный круг является также своего рода опознавательным знаком, облегчающим поиск потерпевшего. Круг должен быть оснащен лампочкой, включающейся автоматически при попадении круга в воду, что помогает обнаружить его в ночное время.

РЕГУЛИРОВКА АХТЕРШТАГА.
Многие яхты имеют регулируемый ахтерштаг, позволяющий изменять изгиб мачты и натяжение штага. Обычно натяжение ахтерштага регулируют вращением колеса, связанного с винтовой передачей. Когда яхта не на ходу, ахтерштаг должен быть ослаблен.

Регулировка ахтерштага.
Спасательные круги.


Спасательная веха. Брандерщит.

СПАСАТЕЛЬНАЯ ВЕХА.
Спасательная веха - это плавучий знак, сконструированный так, чтобы он был заметен даже на большом волнении. Веха состоит из длинного шеста, уходящего под воду, с поплавком посередине и флажком наверху и используется для обозначения места падения человека за борт. Веху хранят обычно в гнезде на ахтерштаге и при необходимости ее можно легко и быстро высвободить, чтобы бросить за борт.

БРАНДЕРЩИТ.
На большинстве яхт доступ к трапу в каюту закрыт брандерщитом. Его используют, когда необходимо закрыть вход в каюту полностью или частично. Брандерщит может быть составным или цельным. В условиях сильного шторма цельный брандерщит надежнее, так как составной может разъединиться.


ПОДГОТОВКА СТАКСЕЛЯ.

Большинство крейсерских яхт несут несколько передних парусов, используемых для различных погодных условий. Такелаж этих парусов одинаковый и такой же, как у стакселя швертбота. Постановкой парусов занимается команда, а капитан должен определять, какой парус ставить. Паруса обычно хранят в мешках, на которых указаны номер и название паруса. Большинство яхтсменов укладывают парус в мешок так, чтобы его галсовый угол находился сверху, - это облегчает постановку паруса. В случае каких-либо сомнений надо проверить, какой шкаториной кверху лежит парус. Галсовый угол обычно отмечен ярлыком парусного мастера. Если на яхте имеется обтекатель штага с двумя ликпазами, смену парусов можно производить быстрее, так как не надо перестегивать карабины парусов на штаге. Как только галс и фал заложены, шкаторину заводят в ликпаз и парус поднимают.

КАК ЗАВЕСТИ СТАКСЕЛЬ.

Достаньте галсовый угол паруса из мешка и пристегните его к носовой оковке. Вынимая парус, пристегните карабины к штагу, перебирая ткань от галсового угла вдоль передней шкаторины до фалового угла, и заведите фал. Прикрепите оба шкота к шкотовому углу и протяните шкоты (обычно с внешней стороны вант) через кипы и блоки на палубе в кокпит. На концах шкотов завяжите стопорные узлы ("восьмерки").

Порядок подготовки стакселя.
1. Заложить галсовый угол у носовой оковки.
2. Пристенуть карабины к штагу.
3. Завести и прикрепить стаксель-шкоты.
4. Провести шкоты с внешней стороны вант через кипы стаксель-шкотов в кокпит.
5. Завязать на конце каждого шкота стопорный узел ("восъмерку").

Стаксель, прикрепленый к штагу.

Стаксель крепят к штагу при помощи карабинов. Пристегивая их, убедитесь, что все они поставлены в одном направлении, в противном случае шкаторина будет перекручена и парус не пойдет по штагу легко.


Шкоты можно прикрепить к шкотовому углу стакселя, используя беседочные узлы. Карабин. Шкот проводят через кипу, которую передвигают по погону и используют для регулировки направления тяги шкота во время плавания.

УКЛАДКА НА ПАЛУБЕ.
Когда парус заведен, его можно оставить на некоторое время на палубе, пока не будет дана команда к подъему. Стаксель можно уложить в мешок или привязать к леерам.

ПОДГОТОВКА ГРОТА.

Парус уложен в мешок с фаловым и галсовым углами наружу.

Грот крейсерской яхты обычно не снимают с гика, если яхту не оставляют надолго, так чтобы не укладывать его в мешок после каждого выхода в море. Уложить грот на гике может и один человек, однако это лучше делать вдвоем, так как требуется некоторое усилие, чтобы расправить парус по всей длине. Прежде чем уложить грот на гик, надо вытащить парус из мешка и вставить латы (аналогичные операции проделывают с гротом швертбота). Очень удобно, если латы и латкарманы пронумерованы. Если гика-шкот не был снят, вам не придется заводить его каждый раз. Он остается прикрепленным к ноку гика и погону гика-шкота.

Порядок подготовки грота.
1. Завести шкотовый угол грота ликтросом нижней шкаторины в ликпаз у пятки гика.
2. Потянуть нижнюю шкаторину грота вдоль гика.
3. Заложить галсовый угол грота у мачты, а шкотовый угол за грота-шкот.
4. Завести карабины передней шкаторины в ликпаз мачты.
5. Закрыть стопор на ликпазе мачты.
6. Сложить грот на гике и привязать его сезнем.

Парус уложен вдоль леера, аккуратно свернут и привязан. Нижняя шкаторина грота должна быть протянута вдоль всего гика.

КАК ЗАВЕСТИ ГРОТ.

Ползунки на передней шкаторине паруса вставлены в ликпаз мачты, стопор поставлен на место, чтобы удерживать ползуны в пазу.

Вставьте шкотовый угол нижней шкаториной в ликпаз гика и протяните его вдоль всего гика. Затем закрепите галсовый угол у пятки гика и выберете грота-шкот на ноке гика или у мачты. Если грот крепится к мачте при помощи ползунов, то прежде чем вставить самый верхний ползун в ликпаз, надо открыть стопор, находящийся в нижней части ликпаза или рельса мачты. Когда все ползуны передней шкаторины вставлены в ликпаз, закройте стопор.

УКЛАДКА НА ГИКЕ.
Когда грот спущен, его нужно уложить вдоль гика. Техника укладки показана ниже. После того как парус аккуратно уложен, его следует привязать к гику сезнем и оставить до очередного подъема.

Когда грот полностью заведен в ликпаз на гике, грота-шкот проводят через обушок на ноке гика, затем обратно через кренгельс в парусе и крепят, как показано на рисунке. Укладка на гике.

ЛЕБЕДКИ.

Лебедки - это сложная и необходимая часть судового оборудования. Они расположены в местах, наиболее удобных для создания необходимого тянущего усилия. Лебедки, установленные на фалах и шкотах, часто имеют две-три скорости. Обычно один человек обводит шкот или фал вокруг лебедки и тянет за свободный конец, в то время как другой крутит лебедку при помощи ручки. Самые современные лебедки имеют стопор для удержания свободного конца и на них может работать один человек.

Обычная лебедка. Усовершенствованная лебедка. Когда шкот полностью выбран лебедкой, его следует заложить за утку, чтобы он не мог сползти.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕБЕДОК.

Важно знать, как правильно использовать лебедку. На крейсерских яхтах натяжение шкота достаточно велико и, если ваши пальцы попадут в лебедку, вы можете получить тяжелую травму. Набрасывал шлаги шкота на лебедку, всегда работайте обеими руками, а тыльную сторону руки держите ближе к барабану. Прежде чем приступить к работе с лебедкой, прокрутите барабан, чтобы определить направление его вращения, - вы обнаружите, что рабочее вращение большинства лебедок - по часовой стрелке.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ШКОТА.
Никогда не освобождайте шкот, раскручивая его вокруг лебедки. Вместо этого потяните шкот вверх и отпустите его только тогда, когда все шлаги троса слетят с барабана. Если вы случайно допустили перехлест шкота на лебедке ("восьмерку"), то его надо ликвидировать в первую очередь.

1. Пользуясь обеими руками, обведите шлаг шкота вокруг лебедки в направлении вращения барабана. 2. Держа тыльную сторону руки ближе к барабану, сделайте 3-4 оборота, прежде чем выбирать шкот. Освобождение шкота.


   

РУКОЯТКА ЛЕБЕДКИ.

Для управления лебедкой обычно используют рукоятку, которую вставляют в центральное гнездо. Рукоятку лебедки хранят в надежном месте, так как ее можно легко уронить за борт, а потом заменить чем-либо очень трудно. У двухскоростных лебедок на одной скорости рукоятку вращают по часовой стрелке, а на другой - против часовой стрелки.

1. Пока один человек тянет шкот, другой берет рукоятку лебедки и вставляет ее в центральное гнездо.
2. Человек, который тянет шкот, не должен допускать ни его ослабления, ни сползания вниз, чтобы избежать "восьмерки".


ОБРАЩЕНИЕ С ТРОСАМИ.

Для обеспечения безопасности и нормального управления яхтой необходимо укладывать все концы аккуратно и правильно. Никогда не бросайте на палубе несобранные швартовные концы. После использования тросы следует свернуть в бухту и убрать в один из рундуков кокпита или в форпик. Все концы надо по крайней мере один раз в сезон промывать, чтобы удалить накапливающуюся грязь и масло. Если канат будет сильно перекручен, надо бросить его на ходу в воду за кормой, и он раскрутится.

БРОСАНИЕ КОНЦА.

На практике часто приходится бросать конец кому-нибудь на другой яхте или на причале. Прежде чем бросить конец, надо убедиться в том, что он имеет достаточную длину. Сверните его так, как показано на рисунке слева а затем разделите бухту, оставив в той руке, которой вы будете бросать, около трети длины каната. Если вы бросаете правой рукой, встаньте левым плечом к объекту, отведите руку назад и бросайте.

1. Разделите бухту и держите ее третью часть той рукой, которой собираетесь бросать.
2. Целясь немного выше объекта, бросьте бухту вперед так, чтобы трос начал разматываться.


СВОРАЧИВАНИЕ КОНЦА В БУХТУ.

Все концы должны быть собраны и увязаны так, чтобы они были готовы к использованию. Существует несколько способов сборки концов в бухту, и ниже показан наиболее часто применяемый. Сворачивая конец, каждый виток (петлю) удерживайте рукой и следите, чтобы он не перекручивался.

       

1. Сворачивая конец, делайте петлю по часовой стрелке и так же закручивайте сам конец.
2. Когда почти весь конец свернут, перевяжите бухту вокруг свободным концом.
3. Проденьте конец в петлю между верхом бухты и перевязанной частью.
4. Свободный конец продернете через горизонтальный шлаг и туго затяните.

ЗАКЛАДЫВАНИЕ КОНЦА ЗА УТКУ.

Если вы не умеете правильно закладывать конец за утку, он может соскользнуть или затянуться "намертво". Чтобы избежать заклинивания конца, прежде чем закладывать "восьмерку", надо обернуть его один раз вокруг основания утки. Два метода крепления конца за утку показаны ниже.

1. Сделайте шлаг вокруг основания утки.
2. Заложите несколько "восьмерок" вокруг утки.
3. Закончите крепление конца полным шлагом вокруг основания утки.


Стопор на утке.
Если необходимо закрепить синтетический конец на маленькой утке, сделайте стопорный узел ("удавку"). Очень важно, чтобы стопорную петлю можно, было развязать под натяжением. Для этого надо пропустить петлю под последний (дополнительный) шлаг на утке.


 

Управление яхтой под двигателем

Большинство крейсерских яхт оснащены двигателем, которым пользуются в случаях, если затихнет ветер или надо пересечь сильное течение, или необходимо маневрировать в оживленной акватории, или следует точно выдержать скорость и дистанцию. Бывают ситуации, когда яхте приходится идти под парусами в стесненных водах, что связано с определенным риском, особенно если яхта большая. Поэтому надо стараться избегать этого, за исключением случаев, когда вы вынуждены поднять паруса. Если, например, у вас внезапно отказал двигатель, паруса и якорь должны быть готовы к немедленному использованию. Идя под мотором или лежа в дрейфе, яхта приобретает некоторые характерные особенности управления, которые нужно ясно представлять, чтобы, двигаясь, например, в акватории порта, контролировать поведение яхты.

Стационарным двигателем с единым рычагом переключения реверса и "газа" управляют отклонением этого рычага от нейтрального положения В в положение С (передний ход) или А (задний ход) - чем дальше отклоняется рычаг, тем больше скорость. У двигателя с другим типом управления две рукоятки: одна служит для реверса, другая - для регулирования оборотов или подачи топлива на дизеле. Подвесные моторы часто запускают вручную с помощью пускового шнура.

ТИПЫ ДВИГАТЕЛЕЙ.

На многих небольших крейсерских яхтах установлен подвесной мотор вместо стационарного двигателя, так как он занимает мало места и имеет меньший вес. Старые подвесные моторы были ненадежными, но современные их типы в большей степени защищены от воздействия морской воды. Подвесной мотор обычно оборудован рычагом переключения реверса и приводом дроссельной заслонки карбюратора (ручкой "газа"). В зависимости от его типа управление яхтой осуществляют либо рулем, либо поворотом самого двигателя как румпелем. У стационарного двигателя ключ зажигания находится в каюте, а рычаг реверса и "газа" - в кокпите. Яхтой управляют при помощи румпеля или штурвала.

ДЕЙСТВИЕ ВИНТА.

На переднем ходу двигатель яхты вращает винт по часовой стрелке и корма будет забрасываться вправо, а нос влево. При реверсе (т.е. на заднем ходу) винт вращается против часовой стрелки и корма забрасывается влево, а нос вправо.

Для яхты, идущей под двигателем, характерно явление, называемое "заброс винтом". Его происхождение объясняется тем, что плотность воды увеличивается с глубиной, следовательно, нижняя лопасть гребного винта работает в воде большей плотности, чем верхняя лопасть. Таким образом создается эффект бокового гребка, который заставляет корму яхты двигаться в направлении вращения винта. Правый, или вращающийся по часовой стрелке, винт вызывает поворот кормы вправо при движении яхты вперед. При движении назад винт будет вращаться в противоположном направлении(против часовой стрелки) и корма будет двигаться влево. Этот эффект хорошо заметен на малом ходу и в наибольшей степени проявляется на заднем ходу.

ДВИЖЕНИЕ ЯХТЫ ПОД ДВИГАТЕЛЕМ.

Эффект заброса кормы можно успешно использовать при управлении яхтой под двигателем. Она будет описывать дугу значительно меньшего радиуса при повороте в направлении, противоположном вращению гребного винта. Следовательно, если винт яхты вращается по часовой стрелке, траектория движения яхты при повороте влево будет иметь меньший радиус, чем при движении вправо, причем как при работе винта на передний ход, так и на задний. Этот эффект в наибольшей степени проявляется при реверсе. Некоторые яхты очень трудно заставить повернуть при реверсе в направлении вращания винта, если скорость невысока. Это может иметь опасные последствия особенно в переполненной акватории порта, поэтому необходимо быстро дать передний ход, держа румпель или штурвал положенными до отказа на борт. Очевидно, когда вам не хватает места для разворота яхты, следует повернуть в том направлении, в котором яхта идет легче. Не надо забывать, что даже при работающем двигателе яхта будет сохранять тенденцию к дрейфу (см. ниже). Если вы управляете малознакомой яхтой, то прежде чем начинать маневрировать, надо лишний раз уточнить направление вращения винта.

ЕСЛИ ГРЕБНОЙ ВИНТ НЕ В ДП.

На некоторых яхтах гребной винт смещен в сторону от ДП - это чаще встречается на старых яхтах, на которых вспомогательные двигатели были установлены уже после их постройки. При таком расположении винта очевидна тенденция ухода носа яхты с прямого курса в сторону, противоположную той, на которой установлен винт (обратный эффект - на заднем ходу). Вам следует убедиться, что винт вращается в том направлении, которое противодействует уходу с курса, а не увеличивает эту тенденцию. В частности, если винт расположен с правого борта, он должен вращаться против часовой стрелки.

Поворот яхты винтом правого вращения в результате заброса кормы винтом и дрейфа по ветру. Повернув задним ходом кормой прямо против ветра (2-4), дают ход вперед, перекладывая руль на правый борт до упора (4-6). Малые крейсерские яхты обычно дрейфуют, поворачивая нос по ветру.

ОСОБЕННОСТИ ДРЕЙФА.

Когда яхта не имеет хода (под парусом или двигателем), она начинает дрейфовать. Путь, который она проходит, определяется направлением ветра и течения, а также формой корпуса самой яхты, хотя на направление дрейфа только под воздействием течения обводы корпуса яхты не влияют. На яхту с малой осадкой, например многокорпусную или малую крейсерскую, сильное влияние оказывает воздействие ветра, и она быстро начинает дрейфовать. Это объясняется тем, что подводная часть такой яхты значительно меньше надводной ее части. Яхта с длинным и глубоким килем обладает большим боковым сопротивлением и поэтому дрейфует не так сильно. При дрейфе, вызванном ветром, нос большинства парусных яхт поворачивается по ветру, так-как глубокая подводная часть корпуса в районе кормы противодействует давлению ветра, а нос и мачта яхты, наоборот, подвержены его влиянию. Необходимо точно знать, как ваша яхта дрейфует. Движение некоторых яхт при дрейфе нестабильно, они совершают вращение вокруг вертикальной, оси. Другие яхты хорошо идут по ветру под одним рангоутом, сохраняя возможность управления. Чтобы выявить эти особенности, надо провести эксперименты на свободной акватории при различных силе ветра и состоянии моря. В случаях когда яхта рыскает при дрейфе, можно значительно стабилизировать движение, закрепив румпель на подветренном борту (это используется только при дрейфе под парусами).

Оборудование для швартовки

При швартовке бортом к бону, причалу или к другой яхте, необходимо точно знать, как закрепить концы, чтобы удержать яхту от разворачивания и возможного повреждения своего или чужого судна. Каждый швартовный конец выполняет определенную функцию и влияет на положение яхты, поэтому для безопасной швартовки бортом надо хорошо представлять назначение каждого конца. Поскольку большинство крейсерских яхт большую часть времени находятся в ошвартованном состоянии, очень важно также уделить внимание оборудованию, используемому для стоянки. Как правило, надо избегать стоянки у причала, открытого для ветра и волн, но когда у вас не будет выбора, то в таких условиях швартовка яхты должна быть достаточно надежной. Следует проверить прочность крепления к палубе всех уток и полуклюзов. Их конструкция должна обеспечивать минимальный износ швартовных концов. Последние должны быть сделаны из высококачественных канатов, и необходимо периодически осматривать их с целью обнаружения признаков износа. Если за концами не следить, то рвутся они обычно в самых напряженных условиях - в- штормовую погоду ночью. Форма и размер кранцев должны соответствовать вашей яхте. Соприкосновение с шероховатой поверхностью причальных стенок (иногда под значительным давлением) вызывает износ кранцев, поэтому они должны обладать достаточной износостойкостью.

ШВАРТОВНЫЕ КОНЦЫ.

Функция каждого конца, используемого для швартовки яхты, определена в его названии. Продольные носовой и кормовой удерживают яхту на месте и могут использоваться командой при подходе бортом для гашения скорости. Они должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать основную инерцию яхты, и достаточно длинными, чтобы дать ей возможность подниматься и опускаться соответственно во время прилива и отлива, если яхта не ошвартована к бону. Длина каждого из этих концов должна в три раза превышать высоту прилива. Носовой и кормовой шпринги ограничивают движение яхты вперед и назад. Их длина должна всего в полтора раза превышать высоту прилива. Однако периодически при приливе и отливе придется регулировать шпринги. Собираясь покинуть яхту на какое-то время, надо вытравить конец на длину, соответствующую одной высоте прилива. При швартовке к стенке или к причалу шпринги надо заводить не через релинги или под ними, а через полуклюзы и затем с внешней стороны такелажа. Носовой и кормовой прижимные концы удерживают нос и корму близко к стенке, особенно при погрузке. Они не так важны, как продольные концы и шпринги, но иногда при швартовке бортом к плавучему бону их используют вместо носового и кормового продольных концов. Выхлестывающийся конец ("серьга"), который иногда заводят при отходе от причала, никогда не следует использовать вместо постоянных швартовных концов, так как он быстрее износится в средней части, чем на концах, и вы потеряете целый канат, а не короткий его отрезок.

Названия концов.

Все канаты, используемые при швартовке, известны как швартовные концы. Когда их заводят в рабочее положение, им дают особые названия:
1. Носовой продольный.
2. Кормовой продольный.
3. Носовой прижимной.
4. Кормовой прижимной.
5. Носовой шпринг.
6. Кормовой шпринг.

КРАНЦЫ.

Кранцы обычно делают из пластика либо плетут из троса, их свешивают с релингов или лееров за борт яхты, чтобы не дать ей соприкоснуться бортом с набережной, боном или другой яхтой. Кранцы бывают различной формы. При швартовке бортом следует пользоваться по крайней мере тремя кранцами. Их обычно вывешивают только в средней, наиболее широкой части яхты. Однако может понадобиться и большее количество кранцев, если к вам швартуется бортом другая яхта, а у нее не достает кранцев, чтобы защитить борта обоих судов. При швартовке к неровной поверхности бона или набережной часто с внешней стороны кранцев подвешивают доску, называемую кранцевой доской. Кранцы различных типов, включая носовой, показаны справа.

Кранцы. Вдоль бона необходимо развесить не менее трех кранцев. Кранцевая доска защищает борт яхты от повреждений при швартовке к неровной поверхности бона или набережной.

ИЗНОС КОНЦОВ.

Протектор на конце в полуклюзе. Протектор на конце при швартовке у высокой набережной.

Все тросы подвержены износу от трения, но особенно -швартовные концы. Износ чаще всего происходит в местах, где конец входит в полуклюз или трется о край набережной. Износа конца можно избежать, если в месте возможного трения надеть на него протектор - пластиковую трубку. Обычно трение троса удерживает трубку на одном месте.


УТКИ И ПОЛУКЛЮЗЫ (КИПОВЫЕ ПЛАНКИ).

Оборудование носовой палубы с центральным битенгом, утками и полуклюзами.

Утки бывают самых различных форм и видов. Обычно чем больше утка, тем легче закладывать за нее канат и тем меньше его износ. Утка не должна иметь острых углов. На каждой яхте устанавливают не меньше четырех уток, а на крупных яхтах -большее их число. Битенг, или центральный кнехт, служит надежной опорой, к которой крепят швартовный конец и якорную цепь. Битенг находится обычно на баке, а в некоторых случаях на юте. Чтобы направить канаты на палубу яхты и не дать им повредить леера или такелаж, используются полуклюзы (киповые планки), расположенные на носу и корме яхты. Полуклюзы могут быть открытыми сверху и закрытыми. Последние предпочтительнее, так как они не дают канату выскользнуть. Иногда их врезают в фальшборт. Как и утки, полуклюзы не должны иметь острых кромок, которые могут вызвать перетирание каната. Метод защиты от перетирания описан выше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.