КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планировка палубы. 3 страница
ПОДГОТОВКА К ШВАРТОВКЕ БОРТОМ. При входе и выходе из тесной гавани и акватории порта надо воспользоваться двигателем, если он есть на яхте. Разумеется, это не освобождает вас от изучения правил управления яхтой под парусами в подобных ситуациях. Неизбежно наступит момент, когда двигатель выйдет из строя и вам придется маневрировать под парусами - к такой случайности вы должны быть внутренне готовы. Следовательно, необходимо регулярно тренироваться, выбирая место и время для безопасной отработки маневров. ВЫБОР ПРИЧАЛА. Выбор причала - один из важных моментов при подготовке к швартовке бортом. По возможности старайтесь выбрать закрытый от ветра причал, учитывая любые предполагаемые изменения в прогнозе. У подветренного причала яхта гораздо меньше подвергается внешним воздействиям, и он более удобен для стоянки, чем наветренный. Если это невозможно, то ставьте яхту носом против ветра, чтобы он не задувал в каюту.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЕТРА И ТЕЧЕНИЯ. Наиболее важный фактор, который необходимо учитывать при отходе или подходе бортом к причалу - суммарное воздействие ветра и течения. Эффект этого воздействия зависит от типа яхты, поэтому важно хорошо знать особенности дрейфа вашей яхты. Следует также учитывать влияние вращения гребного винта и пользоваться им, где только возможно. При подходе к причалу самое главное - остановить яхту в правильном положении. Для этого при отсутствии течения подходят носом против ветра, используя для остановки естественное сопротивление рангоута и такелажа яхты. При наличии течения воздействие ветра на яхту часто оказывается слабее, чем течения, поэтому подходить носом против течения гораздо эффективнее. Также и при выходе в плавание - воздействие ветра и течения на яхту будет определять направление отхода от причала. ПОДГОТОВКА КОМАНДЫ. Необходимая длина носового продольного конца заранее определена. Он заложен одним концом за утку и свернут в бухту, готовый к подаче на берег. Задолго до отхода или подхода к причалу капитану надо проинструктировать команду, уточнить ее обязанности и дать ей время на подготовку концов и кранцев. Хорошая команда выполняет весь маневр швартовки без единого слова. При отходе от причала команда должна знать порядок отдачи концов и удостовериться наверняка, что ни один из отданных концов не остался в воде и исключена возможность наматывания их на винт. При подходе к причалу рекомендуется вывести двигатель в режим холостого хода. Это позволит капитану оценить воздействие ветра и течения и тип швартовного оборудования на берегу. Осмотрев причал, капитан должен сказать команде, с какого борта навесить кранцы и какие концы готовить. Обычно начинают с носового и кормового продольных. Сначала решают, приблизительно какой длины потребуются концы, чтобы достичь швартовного оборудования на берегу, затем пропускают канат через полуклюз и протягивают на необходимую длину. Закрепив конец за утку, сворачивают в бухту ту часть, которую надо будет подать на берег. Если причал оборудован кнехтами или утками, огон швартовного конца можно накинуть на эти устройства. Каждый кранец обычно привязывают к леерам или релингам выбленочным узлом или штыком с двумя шлагами. Если вы собираетесь ошвартоваться к борту другой яхты, необходимо заранее спросить разрешения у ее экипажа. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДЫ. При отходе бортом от причала действия команды обычно определяет ситуация, но при подходе бортом можно следовать рассматриваемой здесь стандартной процедуре. Приготовив концы, как это показано выше, один человек берет носовой продольный, а другой - кормовой продольный. Проводя их вокруг такелажа, они перемещаются со свернутыми в бухту концами в район вант. Если в команде достаточно матросов, один становится около носовой утки, а другой около кормовой. По мере приближения яхты к причалу вывешивают за борт кранцы и матросы со швартовными концами встают за леерное ограждение, держась руками за ванты. Как только причал будет достаточно близко, они прыгают на берег, и матрос, держащий кормовой продольный, немедленно крепит его позади кормы яхты, набросив огон (шлаг) на утку или кнехт или обернув его вокруг любого имеющегося на причале устройства. На борту яхты быстро выбирают слабину, накидывают конец на кормовую утку и постепенно вытравливая швартов, замедляют ход яхты, пока она не остановится. Тем временем другой матрос на причале крепит носовой продольный далеко впереди яхты. Затем концы регулируют так, чтобы яхта заняла правильное положение у причала. Всегда следует держать остаток, если предварительно вы неверно оценили необходимую длину швартовного конца, то излишек следует взять на борт, а не оставлять на берегу швартовного конца на палубе, чтобы не захламлять причал, или, если вы швартуетесь бортом к другой яхте, палубу соседней яхты. Это также позволяет отрегулировать длину концов на вашей яхте. Когда носовой и кормовой продольные концы закреплены, можно заводить шпринги и прижимные концы.
Отход и подход бортом Яхта готова отойти от бона, экипаж выхлестывает носовой шпринг. Капитан всегда должен помнить, что каждый раз при отходе или подходе бортом к бону складывается определенная ситуация, характеризуемая несколькими факторами: относительными скоростями ветра и течения, их направлениями, особенностями управления вашей яхтой и наличием препятствий в этом районе. Обязанность капитана - дать точную оценку условиям и выбрать правильный метод подхода или отхода. Не существует строгих правил, которые помогли бы вам решить, какому из методов отхода или подхода отдать предпочтение в любой ситуации. Вы должны научиться применять накопленные знания и опыт для выработки наилучшего решения. На последующих страницах даны рекомендации, как подходить в некоторых стандартных ситуациях и как можно применять отработанные приемы при других обстоятельствах. Рассмотрены методы отхода и подхода бортом к бону под двигателем и под парусом. В большинстве случаев лучше использовать двигатель, если он у вас есть, так как это дает возможность эффективней управлять яхтой. Запустив двигатель, никогда не забывайте дать ему сначала поработать несколько минут в режиме холостого хода. ВЫХЛЕСТЫВАЮЩИЕСЯ КОНЦЫ ("СЕРЬГА"). Справа показана яхта перед отходом от бона; команда находится на борту и готовится отдать конец, заведенный "серьгой". Выхлестывающийся конец ("серьга") - это конец, который подают на берег, продевают через рым или обводят вокруг кнехта (утки), а затем закрепляют на борту яхты. Его используют главным образом при отходе от причала, когда необходимо отдать конец, не ступая на берег. Он особенно удобен, когда причал имеет высокую стенку, так как в этом случае матросу трудно прыгнуть на борт в последний момент. Правильный способ подачи выхлестывающегося конца на берег позволяет легко отдавать его при отходе. Если на швартовной стенке установлен рым (он может лежать сверху или свисать сбоку), то конец, который будет отдан, надо продеть через рым сверху вниз. Когда тянут за один конец швартова, чтобы освободить второй, рым поднимается. На этом конце (который проходит сквозь рым) не должно быть узлов или сплесней, иначе их может зажать ("закусить"). При освобождении конца его нужно тянуть плавно, без рывков, иначе свободный конец может захлестнуться и запутаться. Как только конец соскользнул с берегового кнехта или рыма, его нужно быстро выбрать на палубу, чтобы он не намотался на винт. РАЗВОРОТ С ПОМОЩЬЮ КАНАТОВ. 1. Заведите новый конец А с носа в обход всего такелажа борта, дальнего от причала, на берег за кормой. Проведите носовой шпринг В с берега вокруг кормы и заложите его за внешнюю утку на корме. Отходить от причала, к которому яхта ошвартована бортом, часто предпочтительнее в каком-либо определенном направлении. Если отход в этом направлении затруднен, лучше всего развернуть яхту при помощи канатов. Сначала перемещайте оконечность, обращенную против более сильного внешнего воздействия. На рисунке показана яхта, стоящая носом против течения; концы заведены так, чтобы нос отошел от причала. В случае если она стоит носом по течению (кормой против течения), надо сначала отвести от причала корму, заведя канат со стороны кормы, и, используя носовой шпринг, развернуть яхту. Перед разворотом вывесите кранцы с противоположного борта и один кранец на транце для защиты его ближайшей к причалу кромки.
ОТХОД ПОД ДВИГАТЕЛЕМ. Если при отходе от причала, у которого яхта стоит бортом, вы просто отдадите концы и дадите передний ход, корма может удариться о причал. Во избежание этого надо отвернуть или нос, или корму яхты от причала, а затем давать ход. На небольших яхтах один из матросов может оттолкнуться от причала отпорным крюком, но на более крупных судах следует пользоваться шпрингами, как это показано на рисунке справа. Почти все способы отхода под двигателем основаны на альтернативе - отходить сначала носом или кормой. Это зависит от положения вашей яхты относительно ветра и течения. Прежде чем отходить, надо переместить свободные кранцы для защиты части корпуса яхты, ближайшей к причалу. Когда вы завели шпринг как выхлестывающийся конец, первым надо отдать тот швартов, который сильнее натянут. Обычно это носовой продольный конец, если вы отходите сначала носом, или кормовой продольный, если отходите сначала кормой.
КАК ОТХОДИТЬ. Способ отхода - носом или кормой - зависит, прежде всего, от направления действия основных внешних сил (ветра или течения) и от того, какие силы оказывают большее влияние. Течение направлено обычно параллельно стенке или причалу, а ветер часто меняется. Рекомендуемые методы отхода, в случае когда течение является определяющим фактором или ветер оказывает большее воздействие показаны ниже. Секторы на рисунках ограничивают область возможных направлений ветра, при которых можно применить рекомендуемый метод отхода. При сильном береговом ветре можно отойти, отдав концы и дрейфуя от причала; при этом управлять яхтой значительно труднее, чем при отходе носом или кормой.
ОТХОД ПОД ПАРУСАМИ. В большинстве случаев можно отходить от причала, у которого яхта ошвартована бортом, под парусом, но если воздействие ветра слабее, чем течения, то безопаснее отходить под двигателем. Обычно стремятся отходить носом против течения, так как в этом случае яхта лучше слушается руля и при необходимости можно остановиться. Если яхта стоит у причала носом по течению, то надо развернуть ее при помощи канатов. Когда яхта ошвартована носом против течения, способ отхода определяется направлением ветра (в корму, в нос, отжимной или прижимной). Если ветер прижимной, отход под парусом может быть затруднен. Если отжимной ветер направлен в нос и способен наполнить грот, можно поднять сначала грот, затем отдать концы, освободив тем самым бак, и начинать подъем передних парусов. При отжимном ветре, дующем в корму, обычно отходят под одним стакселем, как показано на рисунке справа.
ПРИЖИМНОЙ ВЕТЕР. Если прижимной ветер дует даже под небольшим углом к яхте, он может затруднить отход под парусом или сделать его невозможным. В этом случае придется воспользоваться какими-либо другими методами отхода. Например, вашу яхту может взять на буксир катер и отвести от причала на чистую воду, где можно развернуться носом против ветра и поднять паруса. Или надо завезти длинный завозной конец и закрепить его к фиксированной точке (буй или другой причал), затем развернуть яхту так, чтобы можно было поднять паруса и отойти. Еще одно решение - это завезти на тузике якорь в некоторую точку, находящуюся на прямой, перпендикулярной носу яхты, и оттянуть яхту на якоре. Если, яхта подходит бортом к бону при прижимном ветре, а отходить вы собираетесь, когда ветер стихнет, рекомендуется перед швартовкой отдать якорь как можно дальше от бона, но так, чтобы не создавать помехи движению других яхт.
ПОДХОД ПОД ДВИГАТЕЛЕМ. Планируя подход бортом к причалу, надо проинструктировать команду и, если это возможно, подойти сначала на малых оборотах двигателя, чтобы осмотреть место стоянки, условия швартовки и оценить относительную силу ветра и течения. Если вы идете под парусами, необходимо запустить двигатель заранее, чтобы убедиться в его исправности. Не забывайте, что можно использовать эффект заброса кормы при работе гребного винта, чтобы облегчить швартовку.
Ветер и течение параллельны.
Прижимной ветер. Отжимной ветер. ПОДХОД ПОД ПАРУСАМИ. Яхту подвели бортом к причалу под одним гротом. Носовой и кормовой продольные концы были заведены на берег еще до спуска грота. Постановка к причалу яхты под парусами - сложный маневр, и ваши действия должны быть хорошо отработаны. Для тренировки надо выбрать погоду с умеренным ветром и постоянно держать двигатель работающим. Успешное выполнение маневра зависит от вашей способности управлять яхтой под парусами на малом ходу, а также от квалификации экипажа, который должен быстро реагировать на поступающие команды. Зоны безветрия, образуемые стенками гавани, зданиями и другими яхтами, влияют на скорость ветра и его направление. Это может легко нарушить тщательно спланированный подход, поэтому любой хороший капитан всегда имеет в запасе другой вариант. При подходе к причалу под парусами следует придерживаться тех же правил, что и при подходе под двигателем. Если направления ветра и течения параллельны причалу, подходить надо носом к наиболее надежному швартовному устройству. Если на заключительном этапе яхта идет слишком быстро, то для снижения ее скорости надо отдать команду матросам "Вынести грот на ветер" (подтянуть гик к вантам и так удерживать его) или "Вынести стаксель на ветер" (вынести на ветер его шкотовый угол). Следует помнить, что набрать скорость легче, чем погасить ее.
Стоянка возле судна Стоянка лагом - так называют стоянку бортом к другому судну (или судам), ошвартованному у палов, причала, бона или якорного места. Этот способ стоянки нельзя считать идеальным, так как, если яхте внутри связки надо будет отойти первой, экипажи других яхт будут испытывать определенные неудобства. Кроме того, командам яхт, стоящих в связке, приходится выходить на берег и возвращаться обратно по палубам чужих яхт. В переполненных гаванях, однако, другого выхода нет. Существуют некоторые меры предосторожности, которые следует предпринимать перед швартовкой к борту яхты. Надо попытаться выяснить, лимитирует ли гавань количество судов в связке. Если кто-то находится на борту яхты, к которой вы собираетесь швартоваться, рекомендуется сначала спросить у них разрешения. Затем нужно убедиться, что длина швартовных концов достаточна, чтобы закрепить яхту носом и кормой к бону, причалу или еще чему-либо, в случае если вы окажетесь в приливных водах или с внешней стороны связки нескольких яхт. Старайтесь избегать связок, в которых только одна внутренняя яхта крепится к причалу или палам - такая связка будет постоянно изгибаться, двигаться вперед и назад, делая стоянку неудобной. Если встать бортом к яхте, размеры которой больше вашей, то этим можно свести к минимуму движение яхт в связке. Необходимо также убедиться, что мачты стоящих яхт расположены в шахматном порядке; если они будут находиться рядом, то при бортовой качке рангоут и такелаж могут зацепиться. Будьте взаимно вежливы и старайтесь проходить по палубе чужой яхты перед мачтой, чтобы не мешать хозяевам. ШВАРТОВКА К СВЯЗКЕ ЯХТ. При швартовке к другой яхте не обязательно ставить ее носом в том же направлении. Если условия ветра или течения определяют подход яхты носом в противоположном направлении, это естественным образом обеспечит разведенное расположение мачт обоих яхт. Вы отвечаете за то, чтобы ваша яхта крепилась носовым и кормовым продольными концами к береговым швартовным устройствам, так же как шпрингами и прижимными концами она крепится к соседней яхте.
ОТХОД ОТ СВЯЗКИ ЯХТ. Когда яхта ошвартована с внешней стороны связки, нужно завести концы на берег. Кормовой продольный конец, заведенный на берег, не пересекает других яхт. Планировать отход яхты, находящейся в середине связки, надо с учетом влияния более сильного внешнего воздействия - ветра или течения. При отходе яхты от внешней стороны связки можно маневрировать так, как будто яхта отходит от бона или причала. Для яхты, стоящей внутри связки, процесс будет непростым. Не следует пытаться отходить против течения (если оно сильнее ветра) из связки нескольких яхт, так как в этом случае внешние яхты будут дрейфовать по течению, и ваша яхта может оказаться рядом с несколькими судами, бесконтрольно дрейфующими в направлении от основной связки. Кто-то из членов команды вашей яхты будет вынужден задержаться на связке, чтобы закрепить оставшиеся яхты.
СВЯЗКА ЯХТ ВОКРУГ ШВАРТОВНОЙ БОЧКИ. Когда яхта стоит в связке у швартовной бочки, прижимные концы и шпринги необходимы для удержания ее в определенном положении. Обязательно вывесите носовой кранец для защиты носа от повреждений о швартовную бочку. В некоторых гаванях установлены большие швартовные бочки, вокруг которых швартуется носом большое количество яхт. Основное преимущество такой стоянки в том, что яхта может легко отходить кормой вперед. Матрос при необходимости остается на связке, чтобы вновь закрепить шпринги и прижимные и кормовые концы других яхт. Швартовные бочки не используют в водах с сильным течением, так как вся система будет подвергаться большим нагрузкам. ЯХТЕННЫЕ ГАВАНИ - МАРИНЫ. В переполненных гаванях намного безопаснее вывести яхту на концах в свободную акваторию, чем пытаться отходить под двигателем. Специальные яхтенные стоянки - марины - во многих гаванях становятся все более популярными. Они представляют собой сложную систему плавучих бонов (понтонов) и соответствующие необходимые удобства на берегу. Такие стоянки в разгар лета обычно переполнены. Поскольку причалы расположены близко один к другому, при подходах и отходах надо контролировать поведение своей яхты, если вы не хотите повредить либо свою, либо чужую яхту. Пространство для маневра, как правило, ограничено, и в некоторых случаях можно будет ошвартоваться или отойти, только неоднократно используя реверс двигателя. Необходимо, чтобы ваша яхта хорошо слушалась руля на заднем ходу, а вы знали особенности управления ею под двигателем. Будет ошибкой пытаться сразу ставить к причалу яхту с большой парусностью и маломощным двигателем в стесненных водах. Сначала надо занять один из внешних причалов, а затем протянуть яхту на концах в более удобное место. Так же следует действовать, если вы вынуждены войти в гавань под парусами. В нормальных условиях недопустимо швартоваться под парусами в стесненных условиях яхтенных гаваней.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |