Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательный блок. 1. Раскрыть понятие качества образования и выявить особенности педагогического контроля;




Целевой блок

Типы и виды обучения

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Раскрыть понятие качества образования и выявить особенности педагогического контроля;

2. Дать характеристику оценочной деятельности образовательного процесса по различным критериям:

- уровню усвоения знаний, умений и навыков;

- развитию профессиональных способностей и качеств личности;

- развитию творческого потенциала;

- отношению к миру, другим людям, самому себе;

3. Найти существенные отличия между учебной оценкой и отметкой;

4. Дать характеристику различным формам, методам и видам контроля: текущему, рубежному, итоговому;

5. Раскрыть психолого-педагогические особенности проведения зачетов, экзаменов и различных контрольных процедур;

6. В чем преимущества и недостатки педагогического тестирования?

7. Осветите процедуры и методы разработки педагогических тестов в системе медицинского образования.

Цели занятия:

1. Дать расширенное представление о нетрадиционных и авторских видах обучения;

2. Дать сравнительную характеристику существующим типам обучения.

1. Дидактические системы.

2. Инновационные авторские технологии

1. Дидактические системы.

Современные исследователи выделяют три отличающиеся между собой дидактические системы:

- система (дидактика) И.Ф.Гербарта;

- дидактическая система Д.Дьюи;

- обучение «через совершение открытий» Д.Бруннера.

Немецкий педагог и философ И.Ф.Гербарт создал «научную систему педагогики»,основанную на достижениях этики и психологии. Высшая цель воспитания, по его мнению, состоит в формировании нравственной личности морально сильного характера. Воспитание основывается на идеях формирования совершенства, доброжелательности, правовой защищенности, справедливости, внутренней свободы. Его система такова: ясность – ассоциация, система – метод.

Дидактика, или «теория свободного воспитания», американского психолога и педагога Д.Дьюи разработана с целью противопоставления авторитарной педагогике. Правильное обучение должно быть проблемным: активизация процесса обучения через собственную познавательную деятельность, исследовательскую работу.

Д.Брунер объединил положительные результаты обеих систем и создал концепцию обучения «через совершение открытий». Современные отечественные дидактические системы стремятся к разумному рационализму. Их главная цель – выводить учащихся на заданный уровень обучения с минимальными затратами времени, сил и средств.

2. Инновационные авторские технологии.

2.1. Шаталов Виктор Федорович – Народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав нераскрытые резервы классно-урочного способа обучения.

Основные принципы технологии:

- многократные повторения;

- поэтапный контроль;

- высокий уровень трудности;

- изучение крупными блоками, применение опор;

- личностно-ориентированный подход;

- гуманизм, учение без принуждения;

- бесконфликтность, гласность успехов;

- соединение обучения и воспитания.

Центральные понятия:

- «опора» – ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка;

- «опорный сигнал» – ассоциативный символ, знак, слово, схема, рисунок, заменяющий некое смысловое значение;

- «опорный конспект» – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта.

2.2. Лысенкова Софья Николаевна – учитель начальных классов С.Ш. № 587 г. Москвы. Решила задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без помощи родителей.

Особенности технологии:

- перспективно-опережающая подготовка;

- опережение введения в учебный процесс дидактических единиц;

- использование комментированного управления и опорных схем «думаю, говорю, записываю».

Опоры – выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

2.3. Технологии уровневой дифференциации и индивидуализации.

Дифференцированное обучение:

- форма организации учебного процесса в «гомогенных группах»;

- часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Принципы дифференциации: по возрастному составу, по полу, по области интересов, по уровню умственного развития, по личностно-психологическим типам, по уровню здоровья.

2.4. Технология «Диалог культур».

Библер Владимир Соломонович – философ Российского гуманитарного университета г.Москва. Курганов Сергей Юрьевич – ученый-экспериментатор, г. Курган. В технологии «Диалог культур» сам диалог выступает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая ее цель и содержание.

В основу положены идеи М.М.Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С.Выготского и положения «философской логики культуры» В.С.Библера.

Концептуальные основы:

- диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения;

- внутриличностный диалог;

- диалог как речевое общение людей;

- диалог культурных смыслов.

Целевые ориентации:

- формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культур;

- обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.

2.5. Занков Леонид Владимирович (1901–1977) – педагог, психолог, академик АПК СССР, выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения.

Гипотезы Л.В.Занкова. В процессе обучения возникают не ЗУН, а их психологический эквивалент – когнитивные (познавательные) структуры. Это схемы, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его, это субъект умственного развития. Когнитивные структуры развиваются в процессе обучения, а результаты выражаются в особенностях психического развития и деятельности.

Сложные структуры создаются из более простых, но никогда не складываются, а всякий раз рождают новое качество. Основной принцип системы – ведущая роль теоретических знаний. Программа обучения построена как расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания. Работа протекает по четкому разграничению разных признаков, изучаемых объектов и явлений. Разграничение осуществляется в рамках принципа системности и целостности. Доминирующим началом в системе является индуктивный путь через процесс сравнения и анализирующего наблюдения.

2.6. Эльконин Даниил Борисович (1918–1959) – виднейший отечественный психолог, автор всемирно известной периодизации возрастного развития. Давыдов Василий Васильевич (1930–1989) – академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения (РО), теории содержательного обобщения. Его теория РО направлена на развитие логического, теоретического мышления.

Гипотезы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова:

- детям с дошкольного возраста доступны многие общие теоретические понятия, они принимают и осваивают их раньше, чем научаются действовать с их частными эмпирическими проявлениями;

- возможности ребенка к обучению огромны, но не всегда получают развитие в школе;

- умственная интенсификация лежит в содержании учебного материала, от которого производны методы организации обучения;

- повышение творческого уровня стимулирует рост умственных способностей ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.