Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательный блок




Целевой блок

Процесс развития личности

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Раскрыть основу аксиоматического метода в педагогике.

2. Обосновать основные требования аксиоматического метода.

3. Упражняться в формализации педагогических аксиом.

4. Расшифруйте запись В ® Ж L Д V У

Цели занятия:

1. Дать определение личности ребенка на основе современных научных концепций;

2. Выделить главные источники и причины развития человека;

3. Дать понятие внутренней и внешней детерминированности развития личности;

4. Выделить генеральные факторы развития.

1. Определение личности ребенка в педагогике.

2. Формирование субъективных сфер личности.

1. Определение личности ребенка в педагогике.

Гуманистическая педагогика тесно связана с теорией гуманистической психологии, а значит, определение «личности» и определение «развития личности» могут совпадать или быть идентичными.

Личность – есть совокупность биогенных, социогенных и психогенных компонентов. Развитие личности – есть процесс количественных и качественных изменений.

Личность ребенка в педагогической теории рассматривается как объект и субъект в образовательной системе.

В авторитарной педагогике ребенку отводилось место только объекта воздействия, которому старшее поколение передает опыт.

Гуманистическая педагогика обращается к ребенку как субъекту взаимодействия в учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализацию.

Если гуманистическая психология под социогенным фактором имеет в виду среду развития качеств личности, то гуманистическая педагогика трактует качественную сторону влияния образовательной среды для формирования психогенных компонентов: характера, темперамента, способностей, мотиваций, волевых проявлений, положительной эмоциональной стабильности.

2. Формирование субъективных сфер личности.

Формирование субъективных сфер личности не определяется годами учебы в школе. Подобное формирование может занять значительное время в онтогенезе личности. Но еще в школьный период начинается развитие сразу нескольких сфер личности:

- интеллектуальной сферы;

- саморегулирующей сферы;

- сферы эстетических и нравственных качеств;

- действенно-практической сферы.

Интеллектуальная сфера личности начинает себя обнаруживать в период развития нескольких психических функций: памяти, мышления, речи, восприятия, воображения. Общая интеллектуализация личности всегда опосредована через речь (если речь интеллектуализирована, то и интеллект является речевым). Психология изучает и классифицирует формы мыслительной деятельности, а педагогика называет их способами умственных действий (СУД), которые классифицируют:

- по характеру – предметно-действенному, наглядно-образному, абстрактному, интуитивному;

- по логической схеме – сравнение, анализ, обобщение, синтез, рефлексия, гипотеза, эксперимент;

- по форме – создание образа, определение понятия, суждение, умозаключение, закономерность, закон, теория;

- по типу мышления – рассудочно-эмпирическое, разумно-теоретическое «диалектико-логическое» (В.В.Давыдов).

Кроме термина СУД употребляется термин «способы учебной работы».

Саморегулирующая сфера личности проявляется в том, что человек по отношению к своей деятельности является и объектом и субъектом управления. Самоуправление – это совмещение функций объекта и субъекта управления.

Уровень самоуправления – одна из главных характеристик личностного развития. Личность с высоким уровнем самоуправления всегда руководит собой и от обстоятельств жизни не зависит. Высокий уровень саморегуляции определяется системой мотивов, «я-концепцией», направленностью и мировоззрением. Низкий уровень самоуправления у ребенка до 16 лет. Ребенок зависит от всех без исключения внешних проявлений. Средний уровень самоуправления является устойчивым только при наличии волевых и мировоззренческих основ.

Сфера эстетических и нравственных качеств личности. Глобальные задачи нравственного и эстетического воспитания в школе (во всех ее формах) – духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства приобщения к культуре своего народа и народов мира.

Действенно-практическая сфера личности представляет собой совокупность общественно необходимых знаний, умений, способностей, черт характера и других качеств, обеспечивающих успешность практической (трудовой, общественной, художественно-прикладной) деятельности человека.

Трудовые ЗУН – естественно-научные, политехнические, операционные, культура труда, уровень мастерства. Трудолюбие как качество личности выражается в активности, прилежности, потребности, готовности, сознательности, усердия, волевых проявлений. Трудовая нравственность (воспитанность) характеризует отношение личности к трудовой деятельности, людям труда и его результатам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.