КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Содержательный блок. Личность и педагогическое мастерство преподавателя
Целевой блок Личность и педагогическое мастерство преподавателя Деятельностный блок Вопросы и задания: 1. Дать определение деятельностному подходу к усвоению социального опыта в системе образования; 2. Выявить составные части структуры целостной системы учебной деятельности: в ориентировочных, исполнительных и контрольных действиях; 3. Дать характеристику ориентировочной основе деятельности и ее типам; 4. Раскрыть способы создания образовательной деятельности; 5. Дать сравнительную оценку основным характеристикам действия: форме, обобщенности, развернутости, освоенности; 6. Дать сравнительную характеристику формам действия: материальной, нематериальной, внешнеречевой, умственной; 7. Перечислить основные этапы формирования умственных действий: - мотивационный; - получения или создания схемы образовательной деятельности; - действия с предметами или их моделями; - действия во внутренней и внешней речи. Цель занятия: обобщить знания о личности педагога и выявить способы применения их в анализе методической работы преподавателя. Современные требования к профессиональной деятельности педагога. Своеобразие педагогической деятельности можно описывать множеством трудов. Все мировые педагогические источники науки касаются этой проблемы, так как педагогика является не только наукой, но и искусством – своеобразным искусством в области педагогического мастерства. Педагогическое мастерство измеримо и обусловлено рядом различных критерий или требований. Первое требование к профессиональному педагогу, или основной критерий, – наличие педагогических способностей. Имена талантливых педагогов широко известны, а о бездарных педагогах говорят как о неумелых, недобросовестных. Педагогическая бездарность зачастую является глубинной причиной нежелания детей или студентов изучать предмет вообще и наносит громадный вред каждой личности. К сожалению, в педагогических вузах до сих пор не проводится диагностика педагогической одаренности, а это, в свою очередь, губительно сказывается на учениках и воспитанниках. Второй критерий оценки педагогического мастерства – учет многофакторности воспитательного процесса. Владение факторным анализом в современной педагогической действительности – одно из важнейших умений в профессиональном труде педагога. Педагог выступает как координатор, комментатор, оппонент всех воспитательных влияний. Третьим критерием оценки является терпение и оптимизм как важнейшие профессиональные качества личности педагога. Специфической чертой воспитательного процесса является его длительность: нельзя быстро воспитать чуткого, трудолюбивого человека. Особенно медленно идет процесс перевоспитания. Нет таких быстродействующих методов, которые бы позволили эгоиста быстро переделать в альтруиста, а лентяя – в труженика. Эта особенность делает результаты воспитания малозаметными, скрытыми. Успешно работать в таких условиях может только терпеливый оптимист. Четвертым критерием оценки является настойчивость в достижении цели, трудолюбие, самоотверженность и т.п. Существует своеобразный концентризм в содержании воспитательной работы. Воспитывая одно и то же качество личности, педагог многократно возвращается к нему на новом этапе развития личности. Пятым критерием оценки является уровень коммуникативного развития, так как педагогический процесс есть активный двусторонний процесс. Педагогу требуется множество усилий для активизации ученика и включения его в процесс самоанализа, самореализации и самовоспитания с использованием всех видов интерактивного взаимодействия. Шестым критерием оценки является наличие таких характерологических особенностей как скромность и выдержанность, так как качественные результаты зависят от временного пространства и учителю могут поставить в вину чужие ошибки и нарушить его душевное равновесие. Седьмым критерием оценки является развитие рациональных и прогностических видов мышления. Быть хорошим прогнозистом и личностью, умеющей осуществлять руководство и контроль над ситуацией, – значит управлять процессом. Особенно важны для педагога такие качества личности, как выдержка, находчивость, быстрота и острота реакции и в то же время эмоциональная уравновешенность, то есть умение владеть собой и координировать свои чувства, психические состояния. Идеальный педагог – педагогически одаренный, высоконравственный, общительный оптимист-труженик, любящий людей. Существует главный педагогический запрет: если раздражительность стала частью личности, второй натурой, надо срочно менять профессию. В педагогической психологии существует современный взгляд на передовой педагогический опыт. Психология учителя под различными углами освещает проблему современных требований, предъявляемых к личности педагога. Педагог осознанно входит в процесс самообучения и самовоспитания, которое и определяет его культурно-историческое призвание: - перевести любовь к труду в труд любви; - осуществлять активное бытие в культуре; - развивать способности; - противостоять натиску хаоса; - достигать полноты в процессе самореализации (исполнивший и исполненный блага). Современные взгляды и научная мысль определяют наличие дидактических принципов деятельности педагога: - гуманизм (человек в центре); - полифония позиций; - сотрудничество, сотворчество; - другодоминантность: - иерархизм. Дидактические правила деятельности педагога: - не навязывать и не подменять; - оказывать помощь воспитаннику; - быть носителем нравственного начала.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |