Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательный блок. Возрастные и индивидуальные особенности развития




Целевой блок

Возрастные и индивидуальные особенности развития

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Дать характеристику врожденным и унаследованным предрасположениям;

2. Существует ли в природе человека унаследование интеллектуальных, специальных (видов деятельности) и моральных качеств;

3. Доказать примерами влияние среды на развитие человека. Дать современное понятие «социальная среда» и «социальная действительность»;

4. Дать определение деятельности как фактору развития;

5. Дать характеристику существующим видам деятельности: игре, учению и труду.

Цели занятия:

1. Дать сравнительную характеристику возрастной периодизации и этапам биологического созревания организма;

2. Выявить возрастные особенности и их учет в педагогической практике;

3. Дать сравнительную характеристику психологической и педагогической возрастной периодизации;

4. Детерминировать понятие процесса акселерации.

1. Возрастная периодизация и этапы биологического созревания организма.

2. Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп.

1. Возрастная периодизация и этапы биологического созревания организма.

Возрастные особенности личности стали учитываться педагогикой уже с Нового времени. В эпоху Средневековья к ребенку относились как к взрослому и совершенному человеку. Педагогическая периодизация основывается на выделении возрастных особенностей ребенка. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода анатомо-физиологические и психические качества: рост, прибавление веса, появление и смена зубов, половое созревание и др. биологические процессы.

Поскольку биологическое и психическое развитие тесно связаны, то изменения наступают и в психической сфере. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации (см. таблицу).

Возрастная периодизация человека

Психологическая Педагогическая
период годы возраст годы
Пренатальный Новорожденный Грудной Ползунковый Дошкольный Школьный Пубертатный Юношеский. до рожд. до 6 недель до 1 года 1-3 3-6 6-11 11-15 15-20 Младенчество Преддошкольный Дошкольный: младший средний старший Школьный: младший средний старший 0-1 1-3 3-6 3-4 4-5 5-6 6-18 6-10 10-15 15-18

 

Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов, а также учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Расписание занятий осуществляется с учетом психических и морфологических возможностей.

В 50-60-е годы ХХ в. физическое и психическое развитие детей и подростков было сбалансированным. В результате акселерации, наступившей в середине 1970-х гг., физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития в связи с комплексным воздействием факторов. К середине 1980-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль. Физическое и психическое развитие человека подчинено ряду закономерностей, поэтому педагогика призвана учитывать их в процессе осуществления педагогической практики.

2. Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп.

Младший школьный возраст. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Первую ступень школы ребенок завершает, когда восприятие как особая целенаправленная деятельность усложняется и углубляется. Восприятие становится анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Средний школьный возраст. Процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда поражает своей поверхностью. Определяющее значение имеет для подростка отношение к наблюдаемому объекту. Характерной особенностью учеников среднего возраста является то, что они не умеют связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом.

Старший школьный возраст. У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизни знаниях – одна из самых характерных черт этого возрастного периода. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером, мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретая теоретическую и критическую направленность.

Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» дети и дети с задержкой психического развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.