КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Содержательный блок. Аксиоматические основы педагогики
Целевой блок Аксиоматические основы педагогики Деятельностный блок Вопросы и задания: 1. Опишите традиционно-педагогические методы исследований: наблюдение, изучение опыта, первоисточников и школьной документации, изучение ученического творчества, беседы, интервьюирование; 2. Расскажите об особенностях педагогического эксперимента – научной гипотезе, программе; 3. Найдите отличительные черты различных видов экспериментов: констатирующего, уточняющего, формирующего; 4. Дайте характеристику естественному и лабораторному экспериментам; 5. Раскройте применение педагогического тестирования как метода и как средства. Цели занятия: 1. Определить зарождение и появление аксиомы в системе педагогической теории; 2. Обосновать сущность педагогической аксиомы как понятия; 3. Показать связь аксиом с педагогической практикой; 4. Представить наличие аксиомы как основы научных положений. 1. Аксиомы в системе педагогической теории. 2. Система педагогических аксиом. 3. 1. Аксиомы в системе педагогической теории. Опираясь на этнические знания, педагогика вырабатывает собственные педагогические идеи и уже из них формирует возможные закономерности. Создание научной педагогической теории возможно лишь при введении некоторых положений, играющих роль исходных начал. Эти положения – аксиомы (от греч. «принятое, бесспорное»). Истинное суждение, которое при построении какой либо теории принимается без доказательств в качестве исходного положения и которое кладется в основу доказательства всех других положений этой теории. Сущность аксиомы как понятия появилась во времена Аристотеля. Он применял понятие аксиом в качестве истинного начала, не требующего доказательства в силу ясности и простоты, однако это положение современная наука считает субъективным. Научная действительность считает, что если нельзя доказать аксиому при помощи одних знаний, то это можно сделать с применением других, уже известных научных теорий. Каждая научная теория состоит из конечного числа аксиом, из которых с помощью определенных правил, могут быть получены истинные выводы, сформулированные на языке данной теории. Научная теория в этом случае состоит из двух частей: - множества необходимых истинных положений – аксиом; - множества истинных положений, которые выводятся логическим или другим путем из аксиом. С тех пор как педагогика была объявлена наукой, она занялась поисками необходимой для нее связи аксиом с существующей педагогической практикой. Из основных философских, научных положений могут следовать педагогические выводы: - постигнутая сущность из глубины веков и неизмененная до наших дней может быть аксиомой; - современная педагогическая теория окрепла и может сама формулировать аксиоматические положения; - построение полноценной научной теории возможно в том случае, если часть ее положений будет введена аксиоматическим методом; - на фундаменте аксиоматических положений развивается надстройка – сеть логических утверждений – с помощью теоретического анализа, моделирования, экспериментов и т.д., которая становится научной педагогической теорией. Аксиомы в современной педагогике являются основой всех научных положений. Во всех изучаемых фундаментальных работах подтверждались общие для всех времен и народов основания. Аксиоматический метод в педагогике применяется уже около полувека. Аксиоматический метод – это метод построения какого-нибудь раздела или науки в целом. Из выбранного множества утверждений в основу выбираются положения (аксиомы), из которых логическим путем выводятся истинные утверждения этой теории. Основные требования аксиоматического метода – четкость определений, выводы, упорядоченность, связки. 4. Система педагогических аксиом. Формализация педагогической теории – необходимый этап в развитии системы знаний, свидетельствующий о ее качественном совершенствовании. Разрабатываются символьные средства и условные обозначения в соответствии с возможностями электронно-вычислительной техники. Обозначения могут быть различными, важно соблюсти логику связей, которая всегда должна оставаться неизменной. Система педагогических аксиом – упорядоченная совокупность основных положений, имеющих ясный и достаточно строгий (однозначный) смысл; она должна включать относительно небольшое количество аксиоматических положений. Показателем полноты служит взаимно перекрещивающееся использование первичных педагогических понятий. Важно отметить следующее: аксиома не должна содержать противоречивых суждений и в последующих аксиомах не должна отрицаться то, что утверждалось в предыдущих. Примерами можно назвать следующие утверждения: Аксиома 1. Духовное и физическое развитие человека органически взаимосвязаны; это единый процесс. Формализованная запись: Рд L Рф ® OVУ ® O (Духовное и физическое развитие, достигаемое при обучении, для всех учеников – единый процесс). Аксиома 2. Обучение и получение знаний – основная причина развития человека. Формализованная запись: О L Зс ® ® Р V У (Обучение и систематизированные знания - основная причина развития для всех учеников).
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |