КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возраст и стресс
Есть еще один фактор, по поводу которого постоянно возникают споры, - это возраст. В конце 80-ых – начале 90-ых годов в России был востребован молодой работник, а возраст выше 40 лет считался фактором, существенно снижающим эффективность профессиональной деятельности. Огромное количество зрелых специалистов остались без работы или начали заниматься непрофильным трудом (торговлей, услугами и др.). Возникали фирмы, состоящие только из молодых девушек и юношей, владельцами и руководителями крупных компаний и подразделений становились молодые люди до 20-ти или чуть более 20-ти лет, иногда имеющие только среднее или средне-специальное образование. Зрелого и, тем более, пожилого возраста стали стесняться и бояться, молодые проявляли агрессивную конкурентность, не скрывая своего пренебрежения к «старикам», рекламные объявления о свободных вакансиях начинались со слов «До 40 лет…». Оправдано ли такое негативное отношение к зрелому возрасту? Опыт практической работы, да и сама жизнь показали, что нет. Даже при учете того, что взрослый человек проходит определенные возрастные кризисы, и кризис зрелого возраста 46-48 - 52-54 года является довольно острым, мы не можем найти психологически грамотного обоснования для только позитивной оценки молодого возраста и только отрицательной оценки зрелого возраста и возраста, традиционно называемого пенсионным. Также и наоборот, нет психологических оснований для только негативной оценки молодого возраста и только позитивной оценки возраста зрелого и пенсионного. Разумной, взвешенной и близкой к реальности, является оценка каждой возрастной группы работников как с учетом их «сильных» качеств, так и с обязательным описанием уязвимых сторон, которые могут снизить эффективность профессиональной деятельности человека. Проще говоря, желательно оценивать работника по возрастному фактору, выделяя как его «плюсы», связанные с возрастом, так и принимая во внимание его «минусы», вызванные возрастным фактором. Такого подхода мы и будем придерживаться в описании влияния возраста на эффективность профессиональной деятельности работника. При этом, выделяя «плюсы» и «минусы», проявляющиеся в том или ином возрасте, мы говорим о типичных, наиболее часто повторяющихся общепсихологических закономерностях, и не учитываем индивидуальные особенности, связанные с характером конкретных людей. Учет индивидуально-психологических особенностей не является предметом нашего анализа и возможен только при рассмотрении отдельного человека, его условий жизни, воспитания и обучения, построения карьеры, стилевых особенностей общения и взаимодействия, состояния здоровья и т.п. Выделим следующие возрастные группы работников: § 16-17 – 22-23 лет – студент, стажер, ученик в период профессионального обучения в средне-специальном или высшем учебном заведении, а также на рабочем месте; § 23-24 – 35 лет – молодой специалист в период накопления профессионального опыта; § 36 - 60 лет – профессионал в период зрелого возраста; § 61 – 75 и более лет – профессионал в период позднего зрелого возраста. Период профессионального обучения (16-17 – 22- 23 года). В данном возрастном периоде молодой человек характеризуется такими положительными особенностями, как стремление к усвоению новой информации и формированию навыков работы, в том числе и формированию собственного индивидуального стиля учебной деятельности; высокой активностью и физической выносливостью; способностью к организации и поддержанию широкого круга коммуникативных контактов; наличием личной свободы от семейных обязанностей. Если рассматривать особенности, связанные с данным возрастным периодом, снижающие уровень успешности юноши или девушки, в их числе можно назвать: наличие высокого уровня эмоционального напряжения, связанного с неустроенностью и поиском партнера для личной жизни; присутствие у молодых людей проблемы эмоциональной, социальной и финансовой зависимости от родителей (либо как имеющегося сильного влияния родителей на образ жизни и принятие решений молодыми людьми, либо как возникновение драмы юношеской эмансипации от родительской власти); и, конечно, отсутствие жизненного и профессионального опыта.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |