КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Просодические средства и их реализация
ИНТОНАЦИЯ СИНТАГМА § 111. Как уже отмечалось выше, фонетические единицы связаны между собой иерархическими отношениями. Так, сегменты объединяются в более крупные фонетические единицы – слоги, слоги при помощи ударения – в фонетические слова (такты), фонетические слова, в свою очередь, при помощи интонации объединяются в синтагмы, а синтагмы – во фразы. Синтагмой в современной лингвистике называется речевой фрагмент, характеризующийся интонационно-смысловым единством. С фонетической точки зрения членение речевого потока на синтагмы осуществляется путем оформления границ между ними (в первую очередь, при помощи пауз) и объединения слов внутри синтагмы при помощи интонации. Например, фраза Вчера мы с Васей были в кино может представлять собой одну, две или три синтагмы: Вчера мы с Васей были в кино; Вчера / мы с Васей были в кино; Вчера / мы с Васей / были в кино. § 112. В силу значительной сложности самогó объекта (интонация сильно автоматизирована – интонационные различия носителями языка легко воспринимаются и воспроизводятся, но часто не осознаются) существует много различных определений того, что такое интонация (и даже довольно распространенное мнение, согласно которому "дать всеобъемлющее определение интонации очень сложно и едва ли нужно"[40]. Наиболее общим можно считать следующее определение: интонация – это комплекс просодических средств, осуществляющих в естественном языке выполнение ряда функций [41]. Функции интонации можно разделить[42] на основные оформление, то есть превращение слов (назывных единиц) в высказывания (коммуникативные единицы); членение потока речи на линейные единицы разных уровней сложности и автономности; выделение той или иной единицы из числа однородных; вторичные модальная (противопоставление высказываний по их цели, например утверждение/вопрос); эмоциональная (выражение отношения говорящего к высказыванию).
§ 113. Просодические или интонационные средства (иначе - фонетические компоненты интонации, просодические параметры) принято подразделять на: тональные, количественно-динамические, фонационные и артикуляционные.
1. Тональные просодические параметры (мелодика) связаны с изменениями частоты основного тона (ЧОТ), которые происходят обычно в пределах 50-500 Гц. Кривая изменения ЧОТ, освобожденная от сегментных и позиционных влияний[43], называется мелодическим контуром. Параметры мелодического контура: направление движения тона (восходящий, нисходящий, ровный и их комбинации); интервал конкретного тонального движения (величина изменения ЧОТ); диапазон - общая величина изменения ЧОТ на всей синтагме; уровень или регистр (средний, низкий, высокий) на котором происходят тональные изменения; скорость этих изменений – крутизна тонального движения; характер синхронизации контура со звуковой последовательностью (timing) – например, реализация тонального движения только на гласном, только на согласном или на гласном и согласном.
2. Количественно-динамические параметры: пауза [44] – универсальное средство членения речевого потока на просодические единицы – фразы и синтагмы); длительность и темп; интенсивность.
3. Артикуляционные параметры - это раствор рта, просодическая назализация, смещение взад/вперед язычной артикуляции, общее сокращение или увеличение резонатора; К числу фонационных параметров относятся различные типы голоса.
Существенно заметить, что наибольшую значимость в интонации имеют не абсолютные, а относительные значения просодических параметров. Кроме того, следует иметь в виду, что существует сложнейшая система взаимной компенсации просодических параметров – часто тональные изменения воспринимаются как различия по громкости и/или длительности и наоборот. Наконец, хотя все просодические параметры могут функционировать независимо друг от друга, часто они образуют определенные просодические комплексы (например, повышение тона почти всегда сопровождается увеличением интенсивности).
§ 114. Все компоненты интонации могут быть реализованы двумя разными способами: 1) интегрально (на всем высказывании или его значительной части); 2) локально или акцентно (чаще всего на одном или двух слогах, реже на более продолжительном отрезке)[45]. Примеры интегральной и акцентной реализации просодических параметров: понижение тона на всей синтагме и падающий тон на гласном; скрипучий голос, которым произносится вся фраза (Ну, это он зря!) и гортанная смычка в конце гласного (Хорошо!); медленный темп на протяжении синтагмы (И что он этим хотел сказать?) и долгий гласный.
Основной принцип просодической организации синтагмы состоит в том, что на фоне общих закономерностей интегральной реализации просодических параметров на одном или нескольких слогах синтагмы реализуется фразовый (синтагматический) акцент. Акцент – это резкое изменение значения какого-либо просодического параметра (чаще всего – частоты основного тона)[46]. Как ударение объединяет слоги в фонетическое слово, выделяя один из слогов и "подчиняя" ему остальные, так и фразовый акцент организует синтагму, выделяя один из потенциально выделимых (ударных) слогов. Если фразовый акцент реализуется на отрезке синтагмы большем, чем слог, такой отрезок называется акцентным блоком (который в русском часто совпадает с просодическим ядром слова). Фразовый акцент может иметь разную " сферу действия "[47] - от слова (и даже компонента слова) до предложения. Так, в предложениях Ты приехал на поезде? и Ты что - не знал, что я приеду на поезде? восходящий тон реализуется на ударном гласном фонетического слова на поезде; при этом в первом предоложении вопрос семантически относится к слову, а во втором - к предложению, которое представляет собой единую ритмическую группу с акцентной вершиной на последнем слове. В пределах синтагмы отмечаются и общие интегральные закономерности ее организации, на фоне которых происходит реализация акцента. Так, от начала к концу синтагмы интенсивность уменьшается, длительность сегментов увеличивается, частота основного тона понижается (это явление называется деклинацией).
§ 115. В процессе коммуникации значительная часть информации передается не при помощи лексических смыслов слов, а при помощи интонационных средств. Интонационное задание для конкретного предложения может быть очень сложным, причем разные его компоненты могут вступать в свободные сочетания. Из этого следует, что интонационная характеристика в процессе порождения предложения "собирается" текущим образом из некоторых мельчайших элементов совершенно так же, как само предложение "складывается" из слов и морфем. Следовательно, в памяти носителя языка существует особый словарь минимальных интонационных единиц (интонем), аналогичный словарю морфем[48]. Кроме минимальных интонационных единиц в словаре могут находиться и некоторые их устойчивые сочетания[49], наиболее часто используемые при построении предложений на данном языке. Такие клишированные сочетания называются интонационными конструкциями (ИК).
Интонационная система русского языка представлят собой сложнейшую комбинацию различных просодических средств – тональных, количественно-динамических, артикуляционных и фонационных. Для исчерпывающего описания просодического оформления речи необходима как можно более точная и полная фиксация всех этих характеристик высказывания и их организация в виде системы с неограниченными возможностями сочетаемости. Однако на практике при описании интонационной системы того или иного языка – в том числе и русского – речь обычно идет только о мелодических контурах высказывания. В русистике чаще всего используется система описания интонации, предложенная в начале 60-х годов Е.А.Брызгуновой.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |