Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просодические средства и их реализация




ИНТОНАЦИЯ

СИНТАГМА

§ 111. Как уже отмечалось выше, фонетические единицы связаны между собой иерархическими отношениями. Так, сегменты объединяются в более крупные фонетические единицы – слоги, слоги при помощи ударения – в фонетические слова (такты), фонетические слова, в свою очередь, при помощи интонации объединяются в синтагмы, а синтагмы – во фразы.

Синтагмой в современной лингвистике называется речевой фрагмент, характеризующийся интонационно-смысловым единством. С фонетической точки зрения членение речевого потока на синтагмы осуществляется путем оформления границ между ними (в первую очередь, при помощи пауз) и объединения слов внутри синтагмы при помощи интонации. Например, фраза Вчера мы с Васей были в кино может представлять собой одну, две или три синтагмы:

Вчера мы с Васей были в кино;

Вчера / мы с Васей были в кино;

Вчера / мы с Васей / были в кино.

§ 112. В силу значительной сложности самогó объекта (интонация сильно автоматизирована – интонационные различия носителями языка легко воспринимаются и воспроизводятся, но часто не осознаются) существует много различных определений того, что такое интонация (и даже довольно распространенное мнение, согласно которому "дать всеобъемлющее определение интонации очень сложно и едва ли нужно"[40].

Наиболее общим можно считать следующее определение: интонация – это комплекс просодических средств, осуществляющих в естественном языке выполнение ряда функций [41].

Функции интонации можно разделить[42] на

основные

оформление, то есть превращение слов (назывных единиц) в высказывания (коммуникативные единицы);

членение потока речи на линейные единицы разных уровней сложности и автономности;

выделение той или иной единицы из числа однородных;

вторичные

модальная (противопоставление высказываний по их цели, например утверждение/вопрос);

эмоциональная (выражение отношения говорящего к высказыванию).

 

§ 113. Просодические или интонационные средства (иначе - фонетические компоненты интонации, просодические параметры) принято подразделять на:

тональные,

количественно-динамические,

фонационные и артикуляционные.

 

1. Тональные просодические параметры (мелодика) связаны с изменениями частоты основного тона (ЧОТ), которые происходят обычно в пределах 50-500 Гц. Кривая изменения ЧОТ, освобожденная от сегментных и позиционных влияний[43], называется мелодическим контуром. Параметры мелодического контура:

направление движения тона (восходящий, нисходящий, ровный и их комбинации);

интервал конкретного тонального движения (величина изменения ЧОТ);

диапазон - общая величина изменения ЧОТ на всей синтагме;

уровень или регистр (средний, низкий, высокий) на котором происходят тональные изменения;

скорость этих изменений – крутизна тонального движения;

характер синхронизации контура со звуковой последовательностью (timing) – например, реализация тонального движения только на гласном, только на согласном или на гласном и согласном.

 

2. Количественно-динамические параметры:

пауза [44] универсальное средство членения речевого потока на просодические единицы – фразы и синтагмы);

длительность и темп;

интенсивность.

 

3. Артикуляционные параметры - это

раствор рта,

просодическая назализация,

смещение взад/вперед язычной артикуляции,

общее сокращение или увеличение резонатора;

К числу фонационных параметров относятся различные типы голоса.

 

Существенно заметить, что наибольшую значимость в интонации имеют не абсолютные, а относительные значения просодических параметров. Кроме того, следует иметь в виду, что существует сложнейшая система взаимной компенсации просодических параметров – часто тональные изменения воспринимаются как различия по громкости и/или длительности и наоборот. Наконец, хотя все просодические параметры могут функционировать независимо друг от друга, часто они образуют определенные просодические комплексы (например, повышение тона почти всегда сопровождается увеличением интенсивности).

 

§ 114. Все компоненты интонации могут быть реализованы двумя разными способами:

1) интегрально (на всем высказывании или его значительной части);

2) локально или акцентно (чаще всего на одном или двух слогах, реже на более продолжительном отрезке)[45].

Примеры интегральной и акцентной реализации просодических параметров:

понижение тона на всей синтагме и падающий тон на гласном;

скрипучий голос, которым произносится вся фраза (Ну, это он зря!) и гортанная смычка в конце гласного (Хорошо!);

медленный темп на протяжении синтагмы (И что он этим хотел сказать?) и долгий гласный.

 

Основной принцип просодической организации синтагмы состоит в том, что на фоне общих закономерностей интегральной реализации просодических параметров на одном или нескольких слогах синтагмы реализуется фразовый (синтагматический) акцент. Акцент – это резкое изменение значения какого-либо просодического параметра (чаще всего – частоты основного тона)[46]. Как ударение объединяет слоги в фонетическое слово, выделяя один из слогов и "подчиняя" ему остальные, так и фразовый акцент организует синтагму, выделяя один из потенциально выделимых (ударных) слогов. Если фразовый акцент реализуется на отрезке синтагмы большем, чем слог, такой отрезок называется акцентным блоком (который в русском часто совпадает с просодическим ядром слова).

Фразовый акцент может иметь разную " сферу действия "[47] - от слова (и даже компонента слова) до предложения. Так, в предложениях Ты приехал на поезде? и Ты что - не знал, что я приеду на поезде? восходящий тон реализуется на ударном гласном фонетического слова на поезде; при этом в первом предоложении вопрос семантически относится к слову, а во втором - к предложению, которое представляет собой единую ритмическую группу с акцентной вершиной на последнем слове.

В пределах синтагмы отмечаются и общие интегральные закономерности ее организации, на фоне которых происходит реализация акцента. Так, от начала к концу синтагмы

интенсивность уменьшается,

длительность сегментов увеличивается,

частота основного тона понижается (это явление называется деклинацией).

 

§ 115. В процессе коммуникации значительная часть информации передается не при помощи лексических смыслов слов, а при помощи интонационных средств. Интонационное задание для конкретного предложения может быть очень сложным, причем разные его компоненты могут вступать в свободные сочетания. Из этого следует, что интонационная характеристика в процессе порождения предложения "собирается" текущим образом из некоторых мельчайших элементов совершенно так же, как само предложение "складывается" из слов и морфем. Следовательно, в памяти носителя языка существует особый словарь минимальных интонационных единиц (интонем), аналогичный словарю морфем[48]. Кроме минимальных интонационных единиц в словаре могут находиться и некоторые их устойчивые сочетания[49], наиболее часто используемые при построении предложений на данном языке. Такие клишированные сочетания называются интонационными конструкциями (ИК).

 

Интонационная система русского языка представлят собой сложнейшую комбинацию различных просодических средств – тональных, количественно-динамических, артикуляционных и фонационных. Для исчерпывающего описания просодического оформления речи необходима как можно более точная и полная фиксация всех этих характеристик высказывания и их организация в виде системы с неограниченными возможностями сочетаемости. Однако на практике при описании интонационной системы того или иного языка – в том числе и русского – речь обычно идет только о мелодических контурах высказывания.

В русистике чаще всего используется система описания интонации, предложенная в начале 60-х годов Е.А.Брызгуновой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.