Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направление изменения тона




Исходный набор тональных элементов универсален – это восходящий (/), нисходящий (\) и ровный (–) тоны. Разнообразие акцентов зависит от 1) комбинаторики тонов, 2) размещения акцента относительно ударного гласного, 3) скорости и величины тонального изменения.

1.1.1. Внутрислоговые акценты.

Восходящий акцент характеризуется восходящим движением тона на ударном гласном с возвращением на исходный уровень на заударной части; обы чно используется в общем вопросе:

– Он во вт{о}рник приехал? (/) [56]

Нисходящее движение тона на ударном гласном (с предшествующим подъемом на предударной части) обычно используется в ответах на общий вопрос и аналогичных утверждениях:

‑Он во вторник приехал? ‑Да, во вт{о}рник. (\)

Ровный тон может сопровождать динамический или количественный акцент (см. ниже) или входить в состав тональных комплексов – сложных акцентов (/–, –/, \–, –\). При этом гласный, на котором реализуется сложный акцент, обычно удлиняется и становится двухвершинным (двуморовым), т.е. каждая часть акцента реализуется на одной из частей (море) гласного. Например, фигура /– типична для незамкнутого сочиненного ряда:

- Они посетили Ростов (/–), Суздаль (/–), Владимир (/–)...

Другой пример внутрислогового сложного акцента – фигуры \/ (=ИК-4) и /\:

- Ты уроки сделал? – Сделал. (\/) (с оттенком очевидности);

- Косовский (\/). Калитвинцев (\/). Передача направо (\/).

- Кто же это сделал? – Петя. – Ах, Петя (/\) (с оттенком удивления).

Восходяще-нисходящий акцент без удлинения гласного часто используется в дикторской речи (как риторический завершитель сообщения) и в рекламе:

- Наш телефон – сто десять, десять, сорок два. (/\)

 

1.1.2. Композиции акцентов

Композициями акцентов называются межслоговые и межсловные комбинации тонов, т.е. слияние двух соседних акцентов в единую тональную фигуру, внутри которой не происходит возвращения тона на базовый уровень. Фигура /–\ (=ИК-5) типична для частных вопросов и ответов на них:

- В к{аком бло}ке его поселили? (/–\) ‑В шестьс{от четвер}том. (/–\)

Существует и обратная (нисходяще-восходящая) комбинация:

- Иван{ова мо}жно? (\–/) – Иван{ов заболел}. (/–\)

Акцент /– известен как ИК-6:

- На{роду там}... (/–).

 

1.1.3. Повтор акцентов

состоит в дублировании акцента ударного слога на конечном слоге того же слова или на дополнительной море конечного ударного гласного. Используется в случае "настойчивых" высказываний – подчеркнутого утверждения, настоятельного требования и т.д.:

Ты когда вернешься? – Как когда? в п{я}тниц{у}.

‑ А на чем мне ехать? – На метр{о}{о}.

- Ты уроки сд{е}л{а}л?

 

1.1.4. Акценты без тональных изменений.

Не всякий акцент предполагает тональное изменение – встречается и чисто долготное или динамическое акцентирование:

- Я по инстанциям хожу-у, хожу-у, а толку никакого;

- Тебе кто-то(+) звонил.

Такие случаи нужно отличать от случаев полной безакцентности, характерных, например, для "механических" повторов, в которых есть словесные ударения, но нет фразовых акцентов:

- Скажи: "Я сделал гадость". – Я сделал гадость.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.