КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комбинаторная модель интонации
§ 117. Типы ИК и их употребление ИК-1 используется для выражения завершенности при отсутствии смыслового выделения и противопоставления: Московское время / пятнадцать час о1 в. Фонетически ИК-1 характеризуется довольно резким падением тона в центре с последующим ровным тоном в постцентровой части (если она есть): [\][52].
ИК-2 употребляется: в вопросе с вопросительным словом: Кот о2 рый час? во второй части альтернативного вопроса (1-я часть – ИК-3): Он приедет з а3 втра / или послез а2 втра? в утверждениях с противопоставлением: Т ы2 поедешь в командировку (а не он) при обращении, волеизъявлении, предостережении: Нат а2 ша! Подожд и2! Забл у2 дишься! Фонетически ИК-2 отличается от ИК-1 бóльшим интервалом падения[53] и/или динамическим усилением гласного центра: [\\] или [\+]. Центр ИК-2 не обязательно находится на гласном вопросительного слова. Отметим, что в настоящее время частный вопрос, произнесенный с ИК-2 воспринимается либо как очень настойчивый, либо как невежливый. Нейтральный вопрос с вопросительным словом чаще оформляется ИК-5.
ИК-3 используется: в общих вопросах: Ты по е3 дешь в командировку? при выражении незавершенности в неконечных синтагмах утвердительных предложений: Следующий п о3 езд / уходит поздно в е1 чером; при усилении отрицания или утверждения в предложениях с частицами но, же, ведь, однако: Но он же больн о3 й! при переспросе: -Когда я при е3 ду? Сегодня. при выражении вежливой просьбы: Закр о3 йте окно. Центр ИК-3 характеризуется резким восходящим движением тона, постцентровая часть произносится на низком, плавно нисходящем тоне: [/]. Место центра ИК-3 определяется содержанием вопроса.
ИК-4 употребляется: а) в сопоставительных вопросах с союзом а: -Перепечатала почти все. -А в ы4 воды? б) в частных вопросах с оттенком назидания, отчитывания: -Почем у4 ты пришла так поздно? в) в ответах при выражении вызова, настороженности, удивления, противопоставления, возражения: -Сказала отцу? -Сказ а4 ла г) при приглашении к дальнейшему разговору: -Здр а4 вствуйте; д) при выражении незавершенности (в официальной речи): Московское вр е4 мя / пятнадцать часов. Центр ИК-4 характеризуется нисходяще-восходящим движением тона, постцентровая часть произносится на высоком уровне: [\/–].
ИК-5. Наиболее типичные сферы употребления этой конструкции частный вопрос: - У кого5, по-Вашему, самый лучший русский язы5к? оценочные предложения, выражающие большую степень проявления признака, состояния, действия (эти предложения чаще всего содержат местоименные слова): Как а5 я пр е5 лесть! а также выражение отрицания или невозможности признака/ действия/состояния (наряду с ИК-7): Гд е5 ему в инстит у5 т! Он же троечник! Фонетически ИК-5 представляет собой композицию восходящего (на ударном слоге местоименного слова) и нисходящего (на последнем ударном слоге) акцентов; при этом часть синтагмы между акцентами произносится на ровном или слегка понижающемся высоком тоне: [/–\].
ИК-6 употребляется: при выражении незавершенности (наряду с ИК-3 и ИК-4), придавая при этом эмоциональный или официально-торжественный оттенок высказыванию; при выражении большой степени признака, состояния, действия в предложениях без местоименных слов: Г о6 лос у него! при выражении недоумения и сожаления в вопросительных предложениях с вопросительным словом: И чт о6 он этим хотел сказать? в предложениях с союзом а – при выражении чувства удовлетворения, радости: А я гр и6 б нашла! Фонетически ИК-6 характеризуется повышением тона на гласном центра без заударного падения: [/–].
ИК-7 употребляется при усилении утверждения или отрицания: Не говор и7! Фонетически этот контур представляет собой резкое (вплоть до фальцета или гортанной смычки) повышение тона на гласном центра: [//?]. Постцентровая часть произносится на низком уровне.
Интонограммы одного и того же слова (Иванова), произнесенного с разными типами ИК, см. в Приложении Г (рисунки Г1 – Г4).
§ 118. В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом произнесений, которые называются реализациями ИК. Одни из них являются нейтральными реализациями. Они характеризуют речь, в которой субъективное отношение говорящего к высказываемому интонационно не выражено или выражено минимально[54]. С другой стороны, реализации какого-либо типа ИК могут иметь такие особенности строения, которые служат средством выражения субъективного отношения говорящего к высказываемому. Это – модальные реализации ИК. Различия, выражаемые нейтральной и модальной реализациями, совместимы в одном контексте. Модальные реализации одной ИК могут совпадать с модальными и даже нейтральными реализациями другой ИК. Поэтому, например, фраза Где Вы живете?, произнесенная с движением тона, характерным для ИК-2 [\\], и та же фраза, произнесенная с движением тона, характерным для ИК-5 [/–\], рассматриваются не как разные ИК, а как нейтральная и модальная реализации ИК-2.. Отнесение конкретного произнесения к тому или иному типу ИК (интонационная транскрипция) осуществляется в рамках этой системы не по мелодическому контуру, а по тому, какой нейтральной реализацией можно заменить данный контур. Транскрипцию такого рода можно считать интонационной фонологической транскрипцией (но, конечно, не фонетической, так как она отражает то, что должно быть произнесено, а не то, что реально произносится). Нейтральные и модальные реализации какого-либо типа ИК составляют интонационный ряд ИК, в котором нейтральная реализация может заменить любую модальную реализацию, относящуюся к данному ряду. Концепция Е.А.Брызгуновой была впервые разработана для обучения русскому языку иностранных учащихся, поэтому автору было важно описать интонационную систему русского языка экономно и наглядно, что заставляло искать только строго ограниченный набор четко противопоставленных по форме (мелодическому контуру) и определенных по значению единиц. По той же причине это описание имеет преимущественно порождающую направленность, то есть оно ориентировано не на анализ звучащего текста, а на построение правильных (правильно просодически оформленных) предложений с известным лексическим составом и коммуникативной задачей[55].
§ 119. Иная – комбинаторная – модель фразовой просодии была предложена С.В.Кодзасовым. В своем описании автор опирается на более обширный инвентарь просодических признаков, чем его предшественники, не пытаясь фиксировать числа интонационных конструкций, которые дают их сочетания. Принципиальное отличие данной модели от прочих состоит в том, что 1) описываются все слои просодии (тональный, количественно-динамический, фонационный, артикуляционный); 2) последовательно разграничиваются локальное (акцентное) и интегральное использование просодических средств; 3) модель имеет преимущественно аналитическую направленность.
1. ТОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ и их комбинации.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |