КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прочие тональные признаки
1.2.1. Размещение тонального движения в слоге (timing). В последовательности - СГ - тональное движение может быть реализовано а) преимущественно на согласном, б) на согласном и гласном, в) преимущественно на гласном 1.2.2. Уровни и интервалы. Акцентные движения тона осуществляются как отклонения от некоторого базового уровня ("несущего" тона). Основная масса речевых высказываний произносится на среднем уровне тона. Однако как высказывание в целом, так и какая-то его часть может быть произнесена на более высоком или низком уровне базового тона. На низком тоне произносятся речевые отрезки, содержащие факультативную информацию: - Тебе Валя – {я его вчера видел} – привет передавал. На высоком тоне произносятся восклицания, выражающие удивление: - {Валя вернулся}?! - Они что – {получили новую квартиру}?! Возможны произнесения и на более далеких от среднего уровнях несущего тона, что сопровождается изменением режима работы голосовых связок: сверхвысокий уровень сочетается с фальцетом, а сверхнизкий – с "вибрацией". Использование сверхвысокого регистра (фальцет) типично для переспросов с целью восстановления уже сообщавшегося ранее: - {К которому, ты говорил, тебе часу}? Сверхнизкий регистр (вибрация) может символизировать агрессивное самоутверждение: - {Здорово я ему врезал}! Уровни базового тона задают и референциальную шкалу для оценки интервала изменения тона. Типичный случай большого интервала (двойной акцент) восходящего тона – акцент удивления: ‑Иван{о}в(//)?! Невероятно! нисходящего – подтверждение ожидаемого: - Так и случилось (\\). Наконец, акценты могут быть не ориентированы на средний базовый уровень тона – восходящее или нисходящее движение может происходить в высоком или низком диапазоне.
2. ФОНАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ и их комбинации. 2.1. Интегральные фонации. Фонации – это типы голоса, определяемые 1) состоянием краев голосовой щели (напряженный, нейтральный, расслабленный); 2) ее конфигурацией – в первую очередь, степенью сближения связок (скрипучий, нейтральный, придыхательный). Напряженный голос может маркировать переспрос: ‑ Куда ты дел очки? ‑{Что куда я дел}? Расслабленный голос типичен, например, для незамкнутых сочиненных рядов или как фигура уступки: - В саду росли {яблоки, груши, абрикосы, черешни...} - Можно мелочью дать? – {Давайте}. Расслабленный голос обычно сопровождается замедлением темпа, а напряженный – убыстрением. Скрипучий голос используется как фигура отрицания: - {Зря ты это сделал}, {Какой у него голос}! Так, голосишко. Придыхательный голос часто используется для выражения высокой степени положительных чувств: - {Как она прекрасно поет}! {Какой у него голос}! Божественный. Фонационный признаки независимы, и встречаются все комбинации их значений, например: - {Хоть бы Ваню взяли} (скр. рсл.) А то никого нет.
2.2. Фонационные компоненты акцентов. Гортанная смычка в составе восходящего акцента описана Е.А.Брызгуновой (ИК-7): - Хорош{о}! Впрочем, она же может сочетаться и с ровным или нисходящим тоном: - Нехорош{о}! - Дур{а}цкая история! 3. ИНТЕНСИВНОСТЬ. Кривая интенсивности в пределах синтагмы может иметь разную форму (чаще всего \ или /\); иногда она соответствует мелодической кривой, но чаще независима от нее. Из интегральных динамических параметров наиболее очевидным является общая громкость отрезка речи – повышенной громкостью характеризуются выражения со значением высокой степени качества: - Это был {гениальный} (+) человек! Кроме того, интенсивность может выступать как единственный параметр акцентного выделения: - Тебя кт{о}-то(+) спрашивал.
4. КОЛИЧЕСТВО. Интегрально количество реализуется через темповые характеристики. Замедление темпа типично для размышления: - {Как бы от него избавиться}? Быстрый темп типичен для переспросов: - {Куда‑куда ты едешь}?
5. АРТИКУЛЯЦИЯ. Артикуляционная просодия имеет обычно интегральную реализацию. Узкий раствор рта типичен для реплик, указывающих источник мнения: - Он, {по‑моему}, домой пошел. Широкий раствор маркирует реплики со значением внезапного вспоминания: - {А, помню}. Просодическая назализация (в сочетании с тихим голосом) обычно выражает доверительность сообщения: - {У него такая любовница...} Общее смещение вперед (<) или назад (>) язычной артикуляции используется для выражения, соответственно, положительного или отрицательного отношения к сообщаемому: - Это Ваня (<) сделал. Молодец. - Это Ваня (>) сделал. Идиот! Общее сокращение/увеличение резонатора выступает как символическое средство: - Он такой ма-аленький! // Он такой огро-омный!
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |