КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Когда в роли получателя выступает более чем одно лицо, получателя называют аудиторией коммуникации
V Канал.
Более предпочтительным кажется подход, отграничивающий средства» от «каналов» коммуникации.
«Коммуникационный канал — это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту» (Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996. С. 51).
Каналы, интерпретируемые подобным образом, можно разделить на:
VI Получатель Получатель — это тот (или те), кому адресовано сообщение. Именно для получателя, собственно, и осуществляется коммуникация. Получателем может быть - одно лицо, - группа лиц, - общество в целом - или какая-нибудь его часть.
Характеристики получателя являются одним из важнейших факторов, влияющих на результативность (эффект) коммуникации.
Результативность коммуникации обусловлена 1. самим источником коммуникации (его статусом, надежностью и компетентностью), характером сообщения, временем и условиями его передачи, способом кодирования. 2. способностью получателя воспринимать и декодировать посланное ему сообщение, т.е. распознавать и интерпретировать его смысл. Эта способность определяется 1) компетентностью получателя, 2) его жизненным опытом, 3) групповой принадлежностью, 4) ценностными ориентациями, 5) общей культурой, 6) социокультурными рамками, в которых осуществляется коммуникативный процесс.
Реакция получателя выступает основным индикатором результативности коммуникации. О результативности коммуникации мы можем судить - по степени ее влияния на получателя, - на его установки (т.е. относительной устойчивые представления), привычки, стереотипы и т.д.
Это вовсе означает (хотя и не исключает), что они обязательно должны изменить свой вектор или смениться на противоположные. Чаще всего результатом коммуникации, напротив, оказывается усиление тех стереотипов сознания и поведения, которые сформировались ранее.
Например, известно, что люди, - знакомясь с новостями, - склонны в первую очередь искать в них подтверждение уже выработанным, ранее сложившимся взглядам.
Механизмы человеческой психики действуют таким образом, что человек - отбирает именно ту информацию, которая соответствует его психологическим, идеологическим и прочим установкам, его склонностям и симпатиям, - и отбраковывает ту, которая им не соответствует Причем информация, соответствующая психологическим и прочим характеристикам её носителя лучше воспринимается, усваивается и запоминается, чем то что им противоречит. вторая. Подобный эффект носит название когнитивного диссонанса Описан этот эффект был Леоном Фестингером в 1957
Кроме того, сопротивление восприятию новых норм и ценностей, пропагандируемых, например, CMИ, может оказывать система уже сложившихся групповых норм и ценностей, интериоризированных индивидом.
Частичное изменение взглядов и поведения получателя как результат воздействия на него сообщения возможно в том случав - если его взгляды и установки неустойчивы, - если существуют пробелы в знаниях в соответствующих областях. Чем менее человек осведомлен в какой-либо области, тем более он подвержен в ней внешнему информационному влиянию.
Наиболее редко происходит кардинальная перемена взглядом поведения. Для такого рода перемены недостаточно влияния информации, полученной от одного только источника, например, в СМИ. Такие перемены могут быть вызваны лишь целой системе факторов - изменением социально-экономической и политической ситуации, - влиянием СМИ, - изменением ближайшего окружения человека.
Крайне редко встречается полная перемена взглядов и установок человека без видимых внешних предпосылок.
Перечисленные оценки результативности свойственны - как массовой, - так и межличностной коммуникации.
В случае, когда идет о массовых коммуникациях, характеристики аудитории (получателя) имеют особое значение. Аудитория как объект информационного воздействия обычно делится на 1. массовую 2. и специализированную.
Такое деление проводится: 1) на основе количественного критерия, хотя специализированная аудитория в некоторых случаях может оказаться более многочисленной, нежели массовая; 2) на основе характера объединения, составляющих аудиторию. Количественные характеристики аудитории (т.е. данные о поле, возрасте, образовании, роде занятий и месте жительства, об их интересах и предпочтениях), конечно, необходимы, но это — лишь первый этап познания При количественном подходе к аудитории вне поля зрения остаются многие процессы, возникающие в сознании людей в результате восприятия продукции СМИ.
Так, широко распространенные сегодня телевизионные рейтинги, даже если они добросовестно выполнены, - отвечают на вопросы «что» и «сколько», - но не дают ответа на вопросы «почему» и «с каким результатом».
Ответы на подобные вопросы требуют качественного анализа - как самой аудитории, - так и процессов функционирования СМИ, - включающего в себя изучение коммуникационных технологий и их влияния на картины действительности, возникающие в сознании телезрителей.
Теоретические представления о массовой аудиторий достаточно амбивалентны (разнонаправлены). Термином «массовая аудитория» в коммуникативистике чаще всего обозначаются:
а) все потребители информации, распространяемой по каналам СМИ, — читатели газет, журналов, книг, радиослушатели, телезрители, покупатели аудио- и видеопродукции и т.д. Массовость — главный атрибут данной аудитории);
б) случайные объединения людей, не имеющих общих профессиональных, возрастных, политических, экономических, культурных и иных признаков и интересов (толпа зевак, собравшихся послушать уличного оратора или музыкантов, и пр.). Существуют и различные концептуальные трактовки понятия массовой аудитории:
Верификация (подтверждение опытом) этих трактовок проводится в рамках двух подходов
Специализированная аудитория представляет собой определенное и устойчивое целое, с очерченными границами
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |