Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когда в роли получателя выступает более чем одно лицо, получателя называют аудиторией коммуникации




V Канал.

 

Техническая трактовка понятия «канал» Коммуникативистская трактовка понятия «канал»
Проводной канала телефонной или телеграфной связи - либо как беспроводной канал радиосвязи.   «Канал» коммуникации как средство, передающее сообщение от источника к получателю При такой интерпретации коммуникационные каналы делятся на: а) средства массовой коммуникации — пресса, радио, телевидение, информационные и рекламные агентства и т.д.; б) межличностную коммуникацию — непосредственный личностный обмен сообщениями между источником и получателем.   Таким образом, понятия «канал коммуникации» и «средство коммуникации» здесь используют как взаимозаменяемые. Чаще всего и в обыденной речи их используют как синонимы  

 

 

Более предпочтительным кажется подход, отграничивающий средства» от «каналов» коммуникации.

 

«Средства» коммуникации Каналы коммуникации
«Средства» коммуникации- это 1. способы кодирования сообщения (например, слова, картинки, буквы, звуковые сигналы, жесты и пр.), 2. собственно технические средства кодирования (пишущая машинка, печатный станок, телефонный и телеграфный аппараты, радиоприемные и радиопередающие устройства, персональный компьютер и т.д.).   Термином «канал» целесообразно обозначать маршрут, используемый для передачи сообщения.  

 

«Коммуникационный канал — это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту» (Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996. С. 51).

 

Каналы, интерпретируемые подобным образом, можно разделить на:

Естественные каналы Искусственные (технические) каналы
Естественныеканалы, возникают в сфере полисенсорного взаимодействия человека - с другими людьми - и с внешним миром Это взаимодействие осуществляется при участии разных органов чувств (зрения, слуха, хеморецепции, кожно-тактильной рецепции и пр.) Поэтому мы выделим следующие естественные каналы: 1. аудиальные, 2. визуальные, 3. хемо- и иные каналы; Хеморецепция – процесс восприятия изменений концентрации каких-либо веществ в среде   Линии телефонной, телеграфной, радиосвязи, транспортные артерии и пр.  

 

VI Получатель

Получатель — это тот (или те), кому адресовано сообщение.

Именно для получателя, собственно, и осуществляется коммуникация. Получателем может быть

- одно лицо,

- группа лиц,

- общество в целом

- или какая-нибудь его часть.

 

 

Характеристики получателя являются одним из важнейших факторов, влияющих на результативность (эффект) коммуникации.

 

Результативность коммуникации обусловлена

1. самим источником коммуникации (его статусом, надежностью и компетентностью), характером сообщения, временем и условиями его передачи, способом кодирования.

2. способностью получателя воспринимать и декодировать посланное ему сообщение, т.е. распознавать и интерпретировать его смысл.

Эта способность определяется

1) компетентностью получателя,

2) его жизненным опытом,

3) групповой принадлежностью,

4) ценностными ориентациями,

5) общей культурой,

6) социокультурными рамками, в которых осуществляется коммуникативный процесс.

 

Реакция получателя выступает основным индикатором результативности коммуникации.

О результативности коммуникации мы можем судить

- по степени ее влияния на получателя,

- на его установки (т.е. относительной устойчивые представления), привычки, стереотипы и т.д.

 

Это вовсе означает (хотя и не исключает), что они обязательно должны изменить свой вектор или смениться на противоположные.

Чаще всего результатом коммуникации, напротив, оказывается усиление тех стереотипов сознания и поведения, которые сформировались ранее.

 

Например, известно, что люди,

- знакомясь с новостями,

- склонны в первую очередь искать в них подтверждение уже выработанным, ранее сложившимся взглядам.

 

Механизмы человеческой психики действуют таким образом, что человек

- отбирает именно ту информацию, которая соответствует его психологическим, идеологическим и прочим установкам, его склонностям и симпатиям,

- и отбраковывает ту, которая им не соответствует

Причем информация, соответствующая психологическим и прочим характеристикам её носителя лучше воспринимается, усваивается и запоминается, чем то что им противоречит.

вторая.

Подобный эффект носит название когнитивного диссонанса

Описан этот эффект был Леоном Фестингером в 1957

 

Кроме того, сопротивление восприятию новых норм и ценностей, пропагандируемых, например, CMИ, может оказывать система уже сложившихся групповых норм и ценностей, интериоризированных индивидом.

 

Частичное изменение взглядов и поведения получателя как результат воздействия на него сообщения возможно в том случав

- если его взгляды и установки неустойчивы,

- если существуют пробелы в знаниях в соответствующих областях.

Чем менее человек осведомлен в какой-либо области, тем более он подвержен в ней внешнему информационному влиянию.

 

 

Наиболее редко происходит кардинальная перемена взглядом поведения. Для такого рода перемены недостаточно влияния информации, полученной от одного только источника, например, в СМИ.

Такие перемены могут быть вызваны лишь целой системе факторов

- изменением социально-экономической и политической ситуации,

- влиянием СМИ,

- изменением ближайшего окружения человека.

 

Крайне редко встречается полная перемена взглядов и установок человека без видимых внешних предпосылок.

 

Перечисленные оценки результативности свойственны

- как массовой,

- так и межличностной коммуникации.

 

В случае, когда идет о массовых коммуникациях, характеристики аудитории (получателя) имеют особое значение.

Аудитория как объект информационного воздействия обычно делится на

1. массовую

2. и специализированную.

 

Такое деление проводится:

1) на основе количественного критерия, хотя специализированная аудитория в некоторых случаях может оказаться более многочисленной, нежели массовая;

2) на основе характера объединения, составляющих аудиторию.

Количественные характеристики аудитории (т.е. данные о поле, возрасте, образовании, роде занятий и месте жительства, об их интересах и предпочтениях), конечно, необходимы, но это — лишь первый этап познания

При количественном подходе к аудитории вне поля зрения остаются многие процессы, возникающие в сознании людей в результате восприятия продукции СМИ.

 

Так, широко распространенные сегодня телевизионные рейтинги, даже если они добросовестно выполнены,

- отвечают на вопросы «что» и «сколько»,

- но не дают ответа на вопросы «почему» и «с каким результатом».

 

Ответы на подобные вопросы требуют качественного анализа

- как самой аудитории,

- так и процессов функционирования СМИ,

- включающего в себя изучение коммуникационных технологий и их влияния на картины действительности, возникающие в сознании телезрителей.

 

Теоретические представления о массовой аудиторий достаточно амбивалентны (разнонаправлены).

Термином «массовая аудитория» в коммуникативистике чаще всего обозначаются:

 

а) все потребители информации, распространяемой по каналам СМИ, — читатели газет, журналов, книг, радиослушатели, телезрители, покупатели аудио- и видеопродукции и т.д.

Массовость — главный атрибут данной аудитории);

 

б) случайные объединения людей, не имеющих общих профессиональных, возрастных, политических, экономических, культурных и иных признаков и интересов (толпа зевак, собравшихся послушать уличного оратора или музыкантов, и пр.).

Существуют и различные концептуальные трактовки понятия массовой аудитории:

 

1 трактовка понятия «массовой аудитории» 2 трактовка понятия «массовой аудитории»
Массовая аудитория рассматривается как инертная, неорганизованная масса Эта человеческая масса - пассивно поглощает всё, - что предлагают СМИ. «Пипл хавает»   В таком случае массовая аудитория понимается - как аморфное образование, - слабо организованное, - не имеющее четких границ - и меняющее свое мнение в зависимости от ситуации     Массовая аудитория рассматривается как - организованное - системное, достаточно структурированное образование   В таком случае массовая аудитория является общественной силой, - способной активно влиять на «массмедиа», - требовать от массмедиа удовлетворения своих собственных (возрастных, профессиональных, культурных, этнических и пр.) желаний и интересов  

 

Верификация (подтверждение опытом) этих трактовок проводится в рамках двух подходов

 

 

Концепция двухступенчатой коммуникации Пола Лазарсфельда Современные теории массовой коммуникации
Пол Лазарсфельд (1901-1976) американский социолог, участник крупнейших эмпирических исследований в США по анализу СМИ и формирования общественного мнения.   Изучение массовой аудитории - не как аморфного множества потребителей информации (атомов), - а как системы Эта система потребителей информации состоит из групп (молекул), имеющих своих «лидеров мнений» «Лидеры мнений» способны посредством межличностных (межатомных) связей - упорядочивать и структурировать массовую аудиторию, - формировать те или иные представления о СМИ и о самой информации — ее содержании, форме и предназначении.   Большинство современных теорий фиксируют внимание на - возрастающей массированной индифферентности аудитории, - ее деструктурировании, - энтропии, - результатом чего становится возрастающее манипулирование ее сознанием средствами массовой информации  

Специализированная аудитория представляет собой определенное и устойчивое целое, с очерченными границами

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.