Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Одно из глубочайших заблуждений состоит в том, что люди думают, будто достаточно высказать свою мысль, чтобы другие должным образом ее восприняли




Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.

 

Неудачная коммуникация, порожденная наличием коммуникативного барьера, может быть чревата серьезными неприятностями для ее участников

В подобном случае переданная информация была принята

- не полностью,

- или в искаженном виде

- или даже не принята вовсе.

 

 

В основе подобного заблуждения лежит предположение, согласно которому переданное сообщение достигает своего адресата без каких-либо изменений.

В действительности часто получается не так:

- одни говорят одно,

- а другие их слушают и понимают совсем иное.

 

Происходит это потому, что все сообщения подвергаются воздействию многочисленных шумов и помех, снижающих результативность коммуникации.

 

Учесть всю совокупность зашумляющих сообщение факторов практически невозможно — они слишком разнообразны.

В каждом виде человеческой деятельности — в политике, экономике, культуре и т.д. — присутствуют собственные барьеры, обусловленные спецификой данных видов деятельности.

 

Различные виды и уровни коммуникации (вербальная — невербальная, устная — письменная — электронная, межличностная — групповая — массовая и т.д.) также создают свои специфические барьеры.

 

Поэтому имеют место разные попытки систематизации коммуникативных барьеров

Так, В. Шепель выделяет шесть наиболее явных барьеров:

1. дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;

2. инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами;

3. антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность;

4. языковый барьер — существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;

5. профессиональное неприятие — некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;

6. неприятие имиджа коммуникатора.

(Шепель В. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитарология. М„ 1992. С. 118-119).

 

В психологии коммуникации и коммуникативистике принято выделять четыре типа барьеров:

 

1. фонетический барьер — невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов и т.п.;

 

2. семантический барьер — различие в системах значений слов;

 

3. стилистический барьер — несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению;

 

4. логический барьер — сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений.

 

Данные классификации

- довольно точно,

- хотя и недостаточно полно, представляют различные группы факторов, препятствующих эффективной коммуникации.

 

 

В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить

I. среду (внешние условия) коммуникации,

II технические средства коммуникации

III и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.