Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика базовой стратегии организации на основе матрицы Томпсона-Стрикленда. Оценка правильности выбора




Дaнная матрица сопоставляет два криrерия:

- конкурентная позиция: слабая и сильная;

- темпы роста рынка: быстрый и медленный.

В результате образуются четыре стратегические ситyации, в одну из которых попадает недиверсифицированная компания (см. рис. 2)

 

 

Рисунок 2- Матрица Томnсона-Стрикленда

 

  Конкурентная позиция
  Слабая Сильная
Темпы роста рынка Медленный быстрый - Горизонтальная интеграция - Сокращение, ликвидация -Конценmpация - Веpтикaльная интегpaция -Концентрическая диверсификации
- Диверсификация - Сокращение, ликвидация   -Конгломеративная диверсификация -Концентрическая диверсификации

 

Существует четыре основных вида базовой стратегии:

1. Стратегия концентрированного роста. Означает сосредоточение усилий организации на выбранном товаре. Стратегия направлена на усиление позиций товара, повышение его конкурентоспособности, на повышение эффективности деятельности и рост имиджа.

2. Стратегия интегрированного роста. Предусматривает развитие организации за счет объединения (горизонтальная- с конкурентами, вертикальная- с поставщиками или элементами сбытовой системы).

3. Стратегия диверсификации. Выход в другие отрасли (концентрированная на базе старого товара, конгломеративная - выход на товары, не связанные между собой горизонтальная - изменение в товаре, но для тех же покупателей).

4. Стратегия целенаправленного сокращения (стратегия ликвидации, продажи; стратегия «сбора урожая»; стратегия сокращения бизнеса;

стратегия сокращения дохода).

Завод начал свою деятельность в 1945 году как узкоспециализированное предприятие по производству автомобильных шин для московских автозаводов ЗИЛ и АЗЛК, обслуживая только местный рынок. Со временем рынок расширился, стал национальным, завод стал приобретать новых покупателей своей продукции не только в лице крупных автомобильных заводов, но и обычных потребителей.

С середины 90-х годов экономическая ситуация в стране начинает стабилизироваться, у людей появляются деньги, растет спрос на автомобили, автозаводы заработали, соответственно начинают расширяться границы потенциального и реального рынков.

Главное отличие Московского шинного завода от его отечественных конкурентов является его географическое расположение, т.е. близость к центру шинной промышленности. Руководство завода всегда активно занималось реализацией инвестиционных проектов, на заводе сначала было установлено итальянское оборудование, затем несколько линий из США. Все шинные новинки страны были опробованы именно на этом заводе. Коллектив завода привык к внедрению всего нового, рабочие завода - высококвалифицированные специалисты.

С учетом того, что на предприятии высокий износ основных фондов и необходимы большие финансовые вложения в замену оборудования, также учитывая экономию на всем, что не может дать реального экономического эффекта, целесообразно на данном этапе развития прибегнуть к стратегии концентрированного роста.

Концентрация в одной области имеет ряд преимуществ:

· вся энергия направляется в один вид бизнеса, усилия высшего руководства не будут распыляться на другие сферы;

· высшее звено руководства обычно проходит все ступени роста на предприятии и имеет большой производственный опыт;

· концентрация в одной области побуждает менеджеров бороться за укрепление конкурентных позиций фирмы в отрасли на длительную перспективу;

· проще выявить важнейшие конкурентные преимущества предприятия;

· сосредоточение внимания в одной сфере деятельности позволяет улучшать технологию производства, лучше удовлетворять запросы потребителей новыми свойствами товара.

После выбора базовой стратегии бизнеса разрабатывается товарная стратегия.

 

4. Анализ портфеля оргaнизации на основе матрицы БКГ и матрицы Мак-Кинзи

Анализ портфеля организации позволяет выделить приоритетные товары, отказаться от неперспективных видов товара, сбалансировать факторы бизнеса: распределить риск инвестиций между видами товара (иметь и рискованные виды товара, и товары, обеспечивающие стабильность организации). Другим фактором является систематизация поступления денег во времени и по объему.

Анализ портфеля проводят с помощью матрицы, разработанной Бостонской Консалтинговой Группой (БКГ) и матрицы Мак-Кинзи.

Матрица БКГ сравнивает позиции товаров фирмы на основе темпов роста рынка и относительной доли рынка (см. рис. 3)

 

Рисунок 3 - Матрица БКГ

 

  Доля рынка Высокая Низкая  
Темпы роста рынка     Низкий высокий Звезда Шины для легковых автомобилей Подросток  
 
 
 
Корова Шины для грузовых машин Собака  
 
 
 

 

Шины для легковых автомобилей находятся в квадранте «Звезда». Это товар с высокой относительной долей рынка в быстрорастущей отрасли, он обеспечивает рост доходов и прибыли предприятия. От этого товара зависит общее состояние портфеля организации. Товар-звезда нуждается в значительных инвестициях для расширения производственных возможностей

и оборота капитала. Для успешного ведения бизнеса управление завода решило инвестировать денежные средства в основное оборудование в размере 1 млн. долларов. Необходимо продолжать искать инвесторов «на стороне», например в лице Правительства или местных органов власти, учитывая выгодное географическое расположение завода.

Акцент на модернизацию производственного процесса (механизация высоко затратных видов работ, переоборудование производственных линий,

использование современных технологий), в случае успеха, позволит снижать издержки, улучшать контроль качества, появится больше возможностей по производству разнообразных модификаций продукции (например: придание новых характеристик, эксплуатационных свойств шин, расширить ассортимент), сократятся сроки между разработкой товара и выходом его на рынок. Снижение затрат позволит снижать цены на продукцию, т.к. именно невысокие цены являются конкурентным преимуществом Московского шинного завода на Российском рынке.

Шины для грузовых машин находятся в квадранте «Корова». Завод былсоздан в послевоенное время, поставляя автомобильные шины крупным автозаводам, и, в первую очередь для своего основного покупателя- завода ЗИЛ. Предприятие имеет большой опыт работы в данном направлении, имеется необходимое оборудование. Сложившаяся ситуация на рынке шин для грузовых машин существенно не повлияла на выпуск продукции. Изменения в характеристиках, эксплуатационных свойствах в данной группе шин не столь скоротечны и существенны, как для автомобильных шин. Но с учетом сокращения выпуска продукции (с 2400 шт. в месяц до 1000 шт. в месяц) «корова» перемещается в крайний правый угол, Т.е. к квадранту «собака». Здесь руководству необходимо решить: либо направить усилия на поддержание выпуска данного товара и укрепление рыночных позиций в течение определенного периода, когда он еще способен зарабатывать средства, либо использовать его как претендента на постепенное сокращение, если появится жесткая конкуренция или потребуются значительные финансовые вложения с появлением новых технологий.

Часто в анализе портфелей используется матрица Мак-Кинзи.

Эта матрица имеет значительно больше позиций, чем матрица БКГ, и yчитывает расположение товаров по двум критериям: отраслевая привлекательность рынка и преимущества в конкуренции (см. таблицу 3).

 

 

Таблица 3- Oтpаслевая привлекательность рынка и преимущества в конкуренции

Показатели вес оценка ценность
1. Привлекательность      
Объем рынка 0,2/0,2 4/3 0,8/0,6
Рост рынка 0,2/0,2 4/3 0,8/0,6
Конкуренция 0,2/0,2 3/3 0,6/0,6
Влияние инфляции 0,1/0,2 2/2 0,2/0,4
Влияние политики 0,1/0,1 2/2 0,2/0,2
Социальный фактор (покупатели) 0,2/0,1 3/2 0,6/0,2
Итого:     3,2 /2,6
2. Преимущества      
Доля рынкa 0,1/0,1 3/3 0,3/0,3
Темпы роста 0,05/0,1 3/2 0,15/0,2
Качество продукции 0,15/0,15 4/4 0,6/0,6
Репyтaция марки 0,05/0,1 2/2 0,1/0,2
Распределение продукции 0,1/0,1 2/3 0,2/0,3
Эффективность продвижения 0,05/0,05 2/2 0,1/0,1
Возможности производства 0,1/0,1 3/3 0,3/0,3
Эффективность производства 0,1/0,1 3/3 0,3/0,3
Затраты 0,1/0,05 3/3 0,3/0,15
Остатки материалов 0,05/0,05 2/2 0,1/0,1
Эффективность НИОКР 0,05/0,1 2/2 0,110,2
Управленческий аппарат 0,1/0,1 3/3 0,3/0,3
Итого:     2,85/13,05

Примечание: шины для легковых автомобилей / шины для грузовых машин

 

Анализ портфеля позволяет определитъ позиции каждого конкретного товара в мaтрице. Товар в верхней части подлежит инвестированию, в нижней части подлежит выходу из портфеля и прекращению инвестирования (см. рис. 4).

Рисунок 4- Матрицa Мак-Кинзи




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.