КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
П. К. Анохин
Подсознание следователя — это память его мозга, это спрессованный жизненный и профессиональный опыт, это основа интуитивного озарения при неожиданном решении по раскрытию преступления. Проблеме интуиции уделяли значительное внимание В. Л. Васильев, Ф. В. Глазырин, Н. Л. Гранат, Л. Я. Драпкин, А. В Дулов, В. Е. Коновалова, А. М. Ларин, А. Р. Ратинов, Н. А. Се Ливанов и другие советские криминалисты, признавая воз можность использования интуиции в следственной работе. Подсознательное мышление эвристично, так как процессы подсознательных решений основаны на многократном, многовариантном доминировании определенной мысли, идеи, которые проходят, пробегают «лабиринты» подсознания так, что их носитель (следователь) не замечает где, когда, в связи с чем происходит озарение (инсайт) и неожиданно приходи) желанное решение. Подсознательное мышление эвристично, вероятностно, оно подбирает и переводит в сознание главным образом комби нации, имеющие большую вероятность быть истинными. Существенную роль играет сравнение с данными прошлого сознательного и подсознательного опыта. Именно существование подсознательного восприятия и мышления одновременно с сознательным обусловило то, что прошлый опыт чела века намного богаче и разнообразнее того, что он приобрел 192 сознательно: отсюда неожиданность для человек? многих собственных мыслей'. Среди множества определений интуиции самое короткое принадлежит А. Р. Ратинову, который писал: «Интуиция — неосознанное постижение отдельных положений, которое не выведено логическим путем»2. Интуиция (по Я. Пешаку — это основанная на опыте способность человеческого сознания среди массы хаотически нагроможденных фактических сведений на определенной ступени как бы внезапно, непосредственно найти правильное решение отдельных вопросов, постичь истину. Опасность интуиции возникает не тогда, когда к ней прислушиваются, отводя ей правильное место в мыслительном процессе, а когда интуитивную догадку, без дальнейшей рассудочной, логической обработки, без дальнейшего сопостав пения с установленными фактами, доказательствами кладуг в основу определения направления расследования^. Тем более что интуитивное решение можно развернук. в логическое, используя итоговый результат, полученный им туитивным путем. Затем эта интуитивно-логическая конструкция проверяется следственным путем, так что интуиция может обрести право на официальное признание как метод следственной работы. Практическое использование интуиции в поисках решений при выходе из тупиковой следственной ситуации сопровождается всем комплексом эвристических приемов, описанных ранее. Поэтому следственную интуицию можно определить шж эвристическую игру с собственным подсознанием, Практически это выглядит как постановка перед подсознанием сложных задач, формулирование ориентиров, концентрация информации, создание условий для инкубации идей и озарений. Следователь обращается к подсознанию как к своему союзнику, как к советчику, помощнику, обладающему повышенным потенциалом в решении сложных следственных задач. Особо следует рассмотреть признаки механизма интуиции. Неосознанность мыслительного процесса принято считать основным существенным признаком интуиции, отличающим ео от процессов логических, дискусивных (рассудочных), которые ' Налчаджян А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М., 1972. С. 98. '•'• Ратинов А. Р. О следственной ситуации // Соц. законность. 1958, № 4. С. 26. :> Пешак Я. Следственные версии. М., 1976. С. 97. по своем/ характеру являются осознанными. Говоря о неосознанности интуитивного акта, мы имеем в виду не сам его механизм, а объективные ориентиры, признаки проблемной ситуации, которые направляют поиск решения'. Мыслительный процесс — это не только совокупность развернутых умозаключений. Зачастую он протекает неуловимо наряду с полными логическими формами, которые принимаются в сокращенном виде, а иные вовсе выпадают, опускаются, как давно известные, проверенные опытом, доказанные практикой или установленные какой-либо отраслью знания. В результате полученный вывод представляется чистой, ни чем не обусловленной догадкой. Фактически же он был подготовлен предыдущим мыслительным процессом, в ходе которого актуализировались нужные знания, а если решение наступает с первого шага, то, значит необходимые знания актуализировались немедленно, благодаря тому, что готовность опыта и знаний у человека высока2. Подготовленность механизма интуиции состоит в синтетическом объединении целого ряда информативных признаков в комплексные ориентиры поиска. Каждый из этих признаков, взятый в отдельности, недостаточен для использования его в качестве логического основ?]-ния, Требуется объединение этих признаков, причем между ними нет непосредственных логических переходов. В таком одновременном учете различной по составу, логически не связанной информации и заключается коренное отличие интуитивных процессов от дискурсивных, поскольку в последних в одном мыслительном акте (в логическом шаге) может учитываться только какая-то одна определенная модификация признаков задачи. Интуиция всегда опирается на совокупность ориентиров поиска, но осознаются лишь некоторые из них и их взаимосвязь большей частью остается скрытой от сознания решающего3. Кульминацией интуитивного процесса является инсайт (очс)-рение). Он складывается из ряда следующих моментов: ' Гурова Л. Л. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых ориентиров поиска в интуитивных решениях,// Вопросы психологии. 1976. № 1.С.8?. 2 Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. С. 135. '' Гурова Л. Л. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых ориентиров поиска в интуитивных решениях, С. 84, 90. — слсдовлтсль осознает, что он нашел решение, обеспечивающее выход из следственного тупике; — это решение приходит неожиданно (неожиданность интуитивного решения Пуанкаре сравнивал с молнией среди бесконечно долгой ночи...); — найденное решение сопровождается чувством уверенности в том, что оно верно, что это именно то решение, которое мучительно искал следователь. — интуитивно найденное решение, как правило, гармонично, оригинально, изящно (это обстоятельство подтверждают следователи и представители других творческих профессий); — в интуитивно найденном решении можно обнаружить и средства его реализации (т. е. перспективу), а при желании и определенных навыках интуитивное решение можно подвергнуть логическому анализу и развернуть его в ретроспективу, т. е. предпринять попытку рассмотреть процесс поиска решения в направлении от результата к его истокам; — интуитивное решение можно рационализировать логическими средствами, отчего процесс выхода из следственного тупика несомненно только выиграет. Используя собственные способности, следователь може! суммировать возможности сознания и подсознания, которые влияют друг на друга. Размышлению сопутствует подсознательная работа, а при интенсивной сознательной деятельности «интенсифицируется» и подсознание. «Выборка» информации из подсознания в сознание тоже требует тренировки. Нередко подсознательные информационные процессы протекают особенно бурно как раз тогда, когда сознание подавлено от перегрузки или вообще выключено, например, во сне'. К сожалению, отсутствуют рекомендации о том, как практически можно использовать интуицию в следственной практике. В этом плане определенный интерес представляет мнение психолога Джона Дьюи, изложенной з работе «Как мы мыслим» (1909)2. Постановку проблемы он считал важнейшим первым шагом, а весь процесс ее решения — состоящим из определенных и последовательных логических шагов. Представляются уместными рекомендации Дж. Дьюи представить в виде этапов, которые могут быть использованы следователями. ' Дружинин В. В., Конторов Ф. С. Идея, алгоритм, решение. М. 1972 С, 44. •' Приводится по: Налчаджян А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. С. 255—256. Первый этап; обработка исходной информации и поиск решения следственной задачи. По Дьюи: ««После долгой работы над интеллектуальной темой ум перестает функционировать с готовностью, «колеса вертятся» в голове, но они не производят свежего помола. Ум «сыт по горло». Последнее предполагает, что следователь, решающий проблему, не должен отвлекаться на иные вопросы и должен насытить ум информацией расследуемого дела и разрешаемой проблемы, Поэтому многофакторный анализ информации уместно производить перед сном, чтобы возложить дальнейшую работу над решением задачи на подсознательное мышление. Второй этап: период инкубации, которую Дж. Дьюи считал фазой ритмичного процесса. В этом периоде материдп перегруппировывается сам, факты и принципы распределяются по своим местам, беспорядок превращается в упорядоченность и часто до такой степени, что проблема решается. Третий период: осознание решения проблемы после отдыхе!. Неуловимый процесс инкубации привел к рождению решения и плана (если ум предварительно был сознательно пропитан материалом решаемой проблемы). Представляется, что, «накормив ум досыта» исходной информацией и поставив проблему, следователь создает доминанту, т. е. «временно господствующую рефлекторную систему, которая суммирует и накапливает импульсы, текущие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров»'. Опросы следователей подтверждают возможность практического использования рекомендаций Дж. Дьюи, тем более что при правильной обработке информации и постановке проблемы онд может быть решена не только во сне, но и в бодрствующем состоянии как бы случайно — как реакция на какое-либо слово, предмет, ситуацию, воспоминания и т. д. В данном случае положительную роль играют различные ассоциации по смежности, сходству, контрасту. Именно ассоциации вызывают автоматизм, сокращенность, скрытность и выборку информации из подсознания. Психологами установлено, что «течение приходящих в голову ассоциаций строго доминировано и что этот поток ассоциативно выплывающих слов может определяться либо познавательными, ситуационными или понятийными, либо аффективными процессами, иногда скрытыми влечениями или переживаниями»0. Краткий психологический словарь. С. 93. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979. С. 93. Каждый эпизод, фрагмент следственной ситуации вызывает в сознании следователя сложную систему ассоциативных связей. Анализ одного элемента следственной ситуации при благоприятных условиях может вызвать определенные связи, знания о другом элементе в поисковом поле следователя. Широко известна связь интуиции с эмоциональными состоя-ниями следователя. Чем выше эмоциональное воздействие анализируемой информации на следователя, тем интенсивнее и многообразнее приемы ее сознательной и неосознанной обработки. Целесообразно рационально регулировать эмоциональный режим анализа следственной ситуации, стремясь к тому, чтобы процесс анализа сопровождался положительными эмоциями успеха проводимого действия. Зигмунд Фрейд в работе «Толкование сновидений» (1913) предпринял попытку выделения неосознаваемых человеком операций по интуитивной обработке информации. Он выделил две таких операции—конденсацию и смещение'. Конденсация — это «совмещение разнородных элементов в единый образ». Применительно к следственной практике— это построение вероятностной модели расследуемого преступления. Конденсация следователя состоит в том, что из имеющихся следов извлекает информацию и постоянно строит образ-модель преступления. Эта процедура совмещения разнородных элементов обеспечивает нахождение для каждого элемента своего места в системе расследуемого события. В этом же направлении следователь может использовать ранее построенные типовые модели преступлений. Таким образом, применительно к идеям Фрейда, следует считать, что типовые модели преступлений могут стать основой конденсации признаков конкретного расследуемого преступления. Вторая операция интуитивной обработки информации, смещение — это «представление мыслей о значимых событиях и предметах посредством второстепенных эмоционально несущественных деталей, выявляющих скрытое, но личностно значимое для человека содержание этих событий» (по Фрей- ду)- Применительно к следствию эта операция может выразиться в преобразовании воспринятого с учетом личности следователя и его субъективного видения явлений, в «переводе» воспринимаемых признаков в другие значимые для следователя формы. ' Описание операций конденсации и смещения производится по: Грановская Р. М. Элементы практической психологии. С. 322—323. Не претендуя на оригинальность, эти две операции можно разделить на несколько приемов, которые облегчили бы подсознанию выборку нужной следователю информации. Рассмотрим приемы, способствующие «выборке» информации из подсознания следователя. Интуитивные процессы скрыты от сознания, незаметны и неуправляемы, Инсайт (озарение) может посетить следователя в самое неожиданное время и в самом неподходящем для решения следственных проблем месте. Однако все специалисты по интуиции склонны считать, что способность интуитивно мыслить и находить решения можно развивать. Каждой профессии свойственны свои стимулирующие формы развития интуиции, которые для следователя могли бы выглядеть следующим образом. 1. Пристальное изучение тупиковой следственной ситуации с использованием всех эвристических методов и концентрация всей полученной информации в виде вероятностной модели расследуемого события. Проще говоря, целесообразно держать исследуемое явление в сознании, постоянно его «рассматривая» с различных сторон в целях обнаружения ранее незамеченных черт. В лучшем положении оказывается тот следователь, который на каждом этапе расследования способен представить в виде вероятностной модели конечный результат своей деятельности (модель расследуемого преступления, а также модель процесса рассмотрения дела судом). Это позволяет обнаружить связи, которые связывают установленные факты, подтвержденные доказательствами. «Неполнота анализа является одновременно как предпосылкой, так и одним из механизмов интуитивного познания. Интуиция как бы имеет целью завершение не доведенного до конца анализа. Предварительный анализ совершенно необходим, хотя и нередко приводит сразу к решению, так для решения проблемы индивиду нужны: а) все элементы, т, е. проблемная ситуация в целом в ее хотя бы некоторых опосредованных связях с теми соде-ржа-ниями, которые к ней примыкают; б) хотя бы некоторые из искомых версий, обнаружение которых возможно только при таком анализе и которые обеспечивают возможность перехода от одного этапа к другому; в) некоторые из путей, не приводящих к решению, и ряд путей, продвигаясь по которым с определенной вероятностью можно получить искомое решение»'. Озарению предшествует большая сознательная обработка исходной информации, выдвижение и проверка версий. Сознание должно быть заполнено до краев проблемной ситуацией и альтернативами ее разрешения. Тогда интуитивное озарение может помочь следователю решить задачу — расследуемое преступление, найти виновного, установить механизм совершенного преступления. 2. Длительное доминирование (удерживание) в сознании элементов решаемой задачи, т. е. следует максимально долгое время хранить в памяти анализируемое и комбинируемое события, охранять его от «разрушения». «Все элементы, необходимые для комбинирования, для построения комбинации, для установления между ними новых связей, должны быть в голове, а не в книгах, тетрадках, карточках, быть фактами, предметами сознания, «стоять перед глазами». Исследователь должен легко мысленно манипулировать ими. Творческая проблема становится центром сознательной деятельности творца, предметом постоянного размышления, доминантой всех умственных процессов»3. Ньютон на вопрос, как он пришел к своему гениальному открытию, ответил: «Я постоянно его обдумывал». 3. Накопление интереса, усиление возбуждения при рассматривании решаемой проблемы: <'Не смотреть — а всматриваться, не слушать — а вслушиваться, не думать — а вдумываться...». Уместно также убежденно верить в положительный результат решения проблемы. Это также стимулирует деятельность сознания и подсознания. 4. Многократное перекодирование незрительной информации в зрительные образы (по Р. М. Грановской). Например, такое понятие, как «жестокость», можно развернуть в зрительный образ, включив в него некоторые элементы исходной информации с места происшествия. Возможно, это позволит увидеть динамику событий, последовательность действий, чувства, переживаемые преступником и его жертвой. «Отличительной чертой механизма интуитивных процессов является перескакивание через звенья логического рассужде- ' Напчаджян А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. С. 93—94. '•' Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества. М.,)989. С. 135. ния, т. е. сокращение процесса рассудочного, логическою мышления, Вместе с тем интуитивный процесс «перескакивает» но только через этапы процесса решения проблемы, но и через блоки неизвестной следователю информации, «через зону отсутствующих данных». «В процессе решения такие пробелы могут преодолеваться человеком за счет перекодирования незрительной информации в целостные зрительные образы которые адекватно заменяют труднообозримые и отсутствующие звенья формально-логических отношений. Благодаря этому интуитивные ходы мысли, в отличие от дискурсивного, логического мышления могут совершать скачки через информационные пробелы»'. 5. Создание условий для инкубации (вызревания) идеи. Нс следует принуждать подсознание, чтобы оно немедленно предложило решение, это практически невозможно. Поэтому озабоченный проблемами следователь должен сначала поставить проблемы и дать подсознанию время и условия для решения ее. Старая мудрость гласит: «Утро вечера — мудренее». Видимо и в древности понимали механизм инкубации: вечером проблему можно поставить, но решение, возможно, само придет утром, чтобы идея оплодотворилась, вызрела, сформировалась по форме и содержанию. При реализации этого приема перед сном можно «загрузить» сознание до максимума, расставить цели, сформировать ориентиры и, не отвлекаясь на постороннюю информацию, лечь спать с надеждой, что подсознание ночью поработает на следователя. Отметим, что Дж. П. Гилфорд в статье «Мысли об инкубации, возникшие в процессе инкубации» пишет, что предположение, будто инкубация — просто отдых, несостоятельно по двум причинам: 1) в период инкубации человек может заниматься напряженной деятельностью, связанной с решением других проблем; 2) период инкубации продолжается дольше времени, необходимого для отдыха. Гилфорд предлагает гипотезу, что в период инкубации происходит трансформация накопленной в мозгу информации, актуализация ее в плане решаемой проблемы. Это извлечение из памяти «блоков информации» направляется и контролируется «поисковой моделью», В первую очередь извлекается из памяти то, что «лежит на поверхности». При этом мозг из- Грановская р. М, Элементы практической психологии. С. 316. влекает не просто полезную информацию, но — и это главное — информацию, которая подверглась преобразованиям. В этом — один из главных секретов оригинальности, 6. Акцентирование целей, к которым стремится следователь при выходе из тупиковой следственной ситуации. В связи с этим можно построить «дерево целей», определив по степени значимости главные и второстепенные цели. При этом следователь может себя спрашивать; «Что я хочу достичь этим действием? Какие цели ставлю перед собой?». Поставленная следователем цель начинает «жить» в подсознании, она становится пусковым сигналом для подсознания. Цель в этом случае фокусируется сознанием и подсознанием, обретает резкость в очертаниях, «оживает» комплексом статистических и динамических характеристик. Следователь как бы демонстрирует подсознанию вероятностную картину ожидаемого решния, ждет от подсознания подсказки для достижения поставленной цели. 7. Формирование ориентиров поиска, т. е. символов, кого- рые могут указать направление поиска решения. Практически это связано с определенными следами, которые могут свидетельствовать об особенностях преступника, его профессиональных навыках, принадлежности к определенной преступной группе и т. д. Например, при расследовании убийства был обнаружен динамический след руки на снегу — убийца, раздвинув окровавленные пальцы вытирал руку о снежный вал, что свидетельствовало о возможном отсутствии второй руки. После этого следователь «задоминировался» на подозреваемого, имеющего одну, левую руку. Розыск положительных результатов не дал, все инвалиды с одной рукой за короткий срок были проверены на наличие алиби. Во время отработки этой версии следователь обратил внимание на человека, правая рука которого была в гипсе, и следователю пришла в голову неожиданная мысль — преступником был не однорукий, а больной с загипсованной правой рукой. После этого в короткий срок преступник был найден. 8. Фильтрация всей информации через доминанту, т. е. через господствующий очаг возбуждения, вызванный нерешаемостью задач тупиковой следственной ситуации. Практически это может выражаться в том, что следователь всю поступающую к нему информацию «фильтрует» через проблему вы-ходсэ из следственного тупика. Фильтроваться может любая | Цит. по: Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества. С. 116, информация — из периодической печати, художественной литературы, кино, телевидения, бытовых разговоров, конечно, вся информация процесса расследования. Решение может прийти от неосторожно брошенного слова, созвучия, музыкального фрагмента, живописи и т. д. Главное — «зацепить» ассоциацию (по смежности, сходству, контрасту), которая сможет дать импульс к решению проблемы тупиковой ситуации. 9. Эмоциональное «погружение» в ситуацию, поставившую проблему, тоже можно считать приемом, интенсифицирующим интуитивные процессы. «Погружение» в ситуацию можно сравнить с погружением в воду, в реку. Снаружи водоем выглядит иначе, чем изнутри (из воды). Незримое присутствие в механизме развития происшествия может привести следователя и к логическим выводам, которые также дадут определенный импульс интуитивным процессам. «Погружаться» можно и в личность тактического партнера. Общение с участником следственного действия вызывает в следователе сопереживание, адекватно отражающее эмоциональное состояние партнера по общению. Неравнодушный, сопереживающий следователь глубже и богаче воспринимает следственную ситуацию чем тот, кто воспринимает ее безэмоционально. В этом смысле тактика общения в следственном действии больше становится искусством, чем наукой, так как чувственное постижение предшествует и опосредует рационально-логическое познание личности в анализируемой следственной ситуации. «Интуиция, — писал психолог В. Полонский, — знает кого посещать: она не осенит головы невежды, человека с ленивой мыслью, не способной углубляться в предмет. Все великие изобретатели, гении... все эти люди были «работягами», годами разглядывавшими свои мысли, упорно их систематизируя»'. Следователь тоже может быть гением, но в разглядывании своих мыслей он ограничен процессуальным сроком следствия, что стимулирует, но осложняет его творческую деятельность. § 22. Метод мозговой атаки в условиях следственного тупика Метод предложен американским психологом А. Осборном в работе «Прикладное воображение» (1957). По Осборну, наши творческие способности позволяют: а) исследовать новое; б) анализировать и оценивать; в) запоминать и воспроизводить "Полонский В. Сознание и творчество, М.; Л., 1936. С. 99, запечатленное в памяти; г) порождать новые идеи и мысленно предвидеть. Эти свойства составляют творческие способности. Люди обладают большими творческими способностями, чем те, которые они реально проявляют. Творческие способности будут более продуктивно проявлять себя при выполнении следующих условий: 1. Творческий человек во время выработки новых идей должен следовать правилам: не допускать критических суждений и не следовать привычным стандартным взглядам. Это приводит к торможению творческого поиска и мешает разви-!ию идеи, поиску новых путей решения следственной задачи. 2. При анализе выдвинутых идей быть хладнокровным, рациональным. То есть, сохраняя равновесие, принимать или не принимать критические замечания, извлекая из них конструктивный материал. В этом случае критика может дать основания для построения новых версий или же стать корректирующим началом для формирования оригинальной программы допроса или другого следственного действия. Возможности применения метода мозговой атаки (мозго-чого штурма) при расследовании преступлений состоят в следующем: 1. Умножается интеллектуальный потенциал следственной группы. 2. Синтезируются точки зрения «следователя — генератора идей» и «следователя — критика», что повышает качество принимаемых решений. 3. Принимаемые решения носят более ответственный характер, хотя и более рискованный (но риск в данном случае обоснован и такгически оправдан). 4. Групповые решения более продуктивны в исполнении следователями, которые сами же их приняли. Метод эффективен при подготовке следственного действия и его групповом анализе, сопровождающем все следственные действия. Особенно эффективен он при выполнении следственной группой осмотра места происшествия, когда есть возможность по ходу осмотра обмениваться мнениями. Определенный смысл имеет этот метод при включении его в тактику перекрестного допроса с элементами демонстративного обмена мнениями. Мозговая атака (МА) имеет подвиды: — прямая МА; — обратная МА. Рассмотрим механизм метода прямой МА. В следственной практике этот метод может применяться на начальном этапе раскрытия уголовного дела, когда еще неизвестны механизмы совершения преступления, преступник, причины совершенного преступления и другие обстоятельства. В этих условиях раскрытием, как правило, занимается группа, в которую входят следователь, оперативные работники, специалисты-криминалисты, эксперты различных специальностей, начальник следственного подразделения, прокурор района, на территории которого совершено преступление. Анализ существующей практики свидетельствует, что эти люди далеко не всегда правильно используются на этапе раскрытия преступления, что нередко отрицательно сказывается на процессе и результатах расследования дела. Присутствие различных начальников дезорганизует следователя, а последующий разбор дела идет не по пути генерации идей на раскрытие, а направлено на личность следователя и дефекты его деятельности... В известном смысле решением поставленных проблем является рациональное использование метода прямой МА (получившей применение в инженерной деятельности)'. 1. Формирование группы: ядро группы должно состоять из постоянных и временных членов. В практике прокуратур создаются постоянные группы по расследованию убийств, изнасилований, хищений, поэтому постоянные члены групп для мозговой атаки — налицо. Временные члены группы МА — это те, кто представляет специалистов, руководителей прокуратуры и следственных подразделений МВД, Руководить группой МА должен следователь, легко и плодотворно генерирующий идеи, в процессе генерации идей ему должны помогать постоянные члены группы, в томчисле прикрепленные к группе оперативные работники, которые рассматривают ситуацию с позиций перспектив оперативной розыскной деятельности. Временные члены группы гармонично дополняют постоянных членов группы, вносят субъективное видение проблемы. Представляется целесообразным дополнять такие группы стажерами (студентами-практикантами), так как они имеют «свежий» взгляд на проблемы раскрытия и мыслят нестандартно, иногда оригинально (как недоинформированные партнеры). Некоторые успехи стажеров при раскрытии преступлений вызывают необходимость расширения этой практики. Половннкин А. И. Основы инженерного творчества. М., 1988. 2. Формулирование задач. Задачи должны формулироваться применительно к категории раскрываемого преступления, но с непременным набором подзадач: 2.1. Что произошло (преступление, несчастный случай, событие иного характера)? 2.2. Где совершено преступление (здесь или ином месте)? 2.3. Когда произошло исследуемое событие? 2.4. Какими орудиями или инструментами воспользовался преступник? 2.5. Каким способом совершено преступление? 2.6. Как вели себя участники расследуемого события на мес^ те происшествия? 2.7. Что исчезло с места происшествия и что появилось на месте происшествия? 2.8. Как участники расследуемого события пришли и ушли с места происшествия? 2.9. Каковы мотивы и цель действий преступника? 2.10. Каковы причины и условия расследуемого происшествия? 2.11. Каково число лиц, участвующих в совершении преступления? 2.12. Кто совершил данное преступление? 2.13. Кто мог быть свидетелем расследуемого преступления? 2.14. Кто заинтересован в наступлении преступного результата по данному делу? 2.15. Что может способствовать раскрытию преступления? 2.16. Что может препятствовать раскрытию преступления? Число и характер подзадач должны меняться с учетом особенностей расследуемого уголовного дела. Представляется целесообразным по каждой категории дел подготовить пакет типовых вопросов, который должен разрешить следователь на этапе раскрытия (тем более, если он применяет метод мозговой атаки). 3. Разработка правил для участников мозговой атаки. Процедура МА может проводиться непосредственно на месте происшествия после процессуального оформления результатов осмотра. Понятые и иные лица, не включенные в группу МА, должны быть удалены с места происшествия или из помещения, где проводится сеанс МА. Следует отметить, что проведение МА непосредственно на месте происшествия умножает эффект, так как само место вызывает поток непроизвольных ассоцидций, а выдвинутые идеи (версии) сразу на 205 месте могут предварительно проверяться («примеряться») применительно к имеющимся факторам внешней среды. Поведение участников МА должно оптимизироваться следующими правилами (по А. И. Половинкину); 3.1. Стремитесь высказывать максимальное число идей, отдавайте предпочтение количеству, а не качеству. Свои идеи высказывайте короткими предложениями. 3.2. Во время МА не критикуйте предложенные идеи, так как в самой неразумной идее может содержаться рациональное зерно для решения проблемы. Запрещаются неодобрительные замечания, иронические реплики, консервативные мысли, ядовитые шутки. Запрет критики создает благоприяг-ный творческий микроклимат. 3.3. Внешне и внутренне одобряйте все идеи, даже заведомо непрактичные. 3.4. Стремитесь проявить остроумие и чувство юмора, которые активизируют творческое мышление и снижают психо-травмирующий характер влияния факторов обстановки мае га происшествия, создают определенную психологическую защиту следователя и других участников МА. 3.5. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные идеи, получать от них новые асоциативные идеи. 3.6. Обеспечивайте между участниками свободные демократические дружественные и доверительные отношения. Представляется, что участие в МА людей различных профессиональных уровней, взглядов, должностных положений ускоряет процесс рождения истины по делу, объединяет этих людей решением одной общей и важной следственной задачи, позволяет глубже познать друг друга и легче решать поставленные задачи. Время следователей-одиночек проходит, и ситуация роста организованной преступности настоятельно вызывает необходимость искать новые организационные формы раскрытия преступлений. Метод мозговой атаки успешно вписывается в решение проблем борьбы с организованной преступностью. Обязанности ведущего МА. 1. Ведущий должен сформулировать основные вопросы, подлежащие разрешению во время МА. 2. Ведущий поддерживает режим интенсивной интеллектуальной работы членов группы: подбадривает их, обращает внимание на ключевые моменты анализируемой проблемы, делает по ходу общения поощрительные реплики, комплименты членам группы, побуждает их к продолжению работы. 3. Ведущий постоянно «поворачивает» разрешаемую проблему разными сторонами, высвечивает основания, на которых могут строиться версии, и задает наводящие вопросы членам группы, а иногда сам же на них и отвечает. 4. Ведущий обеспечивает соблюдение правил МА членами творческой группы. Процесс и результаты МА целесообразно записывать на магнитофонную ленту, чтобы после проведенного действия совместно с участниками осуществить экспресс-анализ полученного материала. Это позволяет отбросить наименее ценное, вычленить все, что представляет повышенный интерес и является перспективным. Окончательный анализ материала должен проделать ведущий дело следователь, который каждое высказывание имеет возможность «примерить» к исходным данным, найти в нем рациональное зерно, определить его место в структуре информации о совершенном преступлении. Рассмотрим метод обратной МА. Метод обратной МА направлен на выявление недостатков в расследованном уголовном деле или проведенном следственном действии. Главные задачи метода: 1. Обнаружение максимального числа недостатков (следственных ошибок процессуального и организационно-тактического характера, уголовно-правовых ошибок). 2. Устранение обнаруженных недостатков, определение путей и средств, то есть следственных и оперативных мероприятий, комплекса судебных экспертиз. 3. Профилактика возможных ошибок и нарушений со стороны следователя, который будет продолжать следствие по анализируемому делу. Если прямая МА преимущественно проводится в начале расследования уголовного дела, то обратная МА проводится в конце расследования, на его завершающем этапе. Обратная МА имеет значительный интерес для практиков, так как позволяет на базе следственного управления облпро-куратур создать стабильные группы для анализа уголовных дел методом обратной МА. Это повысит качество надзорной деятельности прокуроров, в адрес которой раздается множе-С1во обоснованных упреков. Аналогичные группы для проведения обратных МА могли бы создаваться в следственных подразделениях РОВД и УВД областей, что позволило бы быстро и достаточно глубоко исследовать пути устранения следственных ошибок. Формулировка задач обратной МА. 1. Определить качество материала, представленного в анализируемом уголовном деле. 2. Оценить установленные следственные ошибки, определить их цену для следствия, реальные и возможные потери. 3. Выявить, в каких следственных дейс1виях — с учетом категории дела и квалификации следователя — могли бып. совершены латентные следственные ошибки. 4. Сформулировать комплекс рекомендаций (указании) следователю для получения необходимых доказательств, уо • ранения следственных ошибок, восполнения упущений тактического или организационного характера, проведения дополнительных экспертиз и оперативно-розыскных мероприятий. Главной задачей обратной МА является оценка качество представленного на анализ уголовного дела и формулирование рекомендаций по его доработке. Формирование творческой группы для обратной МА имеет некоторые особенности. В творческую группу должны входить: 1. Следователь, расследовавший уголовное дело. 2. Начальник следственного подразделения. 3. Два постоянных члена творческой группы (это могут быть опытные следователи). 4. Зональный или районный прокурор. Организация этого мероприятия совпадает по своей структуре с прямой МА, но обратная атака имеет свои узкоспециальные задачи.акценты. Поэтому в ранее сформулированные правила проведения МА целесообразно несколько дополнить и видоизменить следующим образом. При формировании режима отношений ведущий должен сформулировать главную цель проводимой МА: создать благоприятные условия для обнаружения следственных ошибок по делу и их оптимальному устранению. Все участники в равной степени, независимо от должности и отношения к ситуации и следователю объединяются для решения общей задачи. По этому взаимоотношения должны строиться на доброжелательстве, бесконфликтности, доверительности. Только в таких условиях критика пойдет на пользу «виновнику торжества» —• следователю, только в таких условиях он захочет принять советы, рекомендации и критику в свой адрес и выйдет из этого мероприятия «неповрежденным», с желанием работать творчески, прогнозируя возможные ошибки, которые в текущей ситуации стали поводом для МА его коллег и начальников. В связи с этим ведущий имеет возможность заранее психо- логически подготовить следователя к проводимой МА, на-сгрои1ь его на конструкжвиос решение его собственных профессиональных проблем. Самое главное в организации обратной МА _ избежать соблазна сделать из этого творческого процесса, повышающего интеллектуальные потенциалы каждого участника, «карательную» операцию против «провинившегося следователя», ставшего «заложником» своих ошибок. Структура обратной МА может выглядеть следующим образом: 1. Вводная часть МА. 1.1. Формулирование ведущим, изучавшим дефектное уголовное дело, задач обратной МА. 1.2. Анализ следственных ошибок, допущенных в расследованном деле. 1.3. Демонстрация наступивших и возможных послодстпий иыявленных типичных ошибок по анализируемому делу. 1.4. Напоминание правил МА. 2. Основная часть МА. 2.1. Объяснение причин и условий совершенных ошибок и упущений следователем, расследовавшим уголовное дело, Названный этап позволяет оценить отношение следователя к собственной профессиональной деятельности, степень владения материалом уголовного дела, видение положительных и отрицательных перспектив расследования дела. 2.2. Постановка ведущим серии контрольных вопросов, вызывающих развитие диалога между следователем и ведущим. 2.3. Включение в диалог участников творческой группы. Участники группы в доброжелательной форме в системе перекрестных вопросов выясняют у следователя, как — с использованием каких методов, приемов, методик — он проводил то или иное действие, что хотел бы получить и что получил в реальности, в чем он видит тактические потери и упущения, как представляет себе пути восполнения утраченной доказательственной информации. 2.4. Затем участники МА проводят систематизацию всех выявленных ошибок и упущений, выявляют взаимозависимости нарушений, т. е. происходит своеобразная оценка и диагностика следственной ситуации, отягощенной системой ошибок. 2.5. По предложению ведущего участниками группы генерируются идеи о путях и средствах выхода из сложной ситуации, исправлении совершенных и предотвращении возможных следственных ошибок. 20^ 2.6. Ведущий по ходу дела систематизирует предложения, обогащает их дополнениями, выделяет основные, ключевые моменты, укрепляет их тактическими средствами. 3. Оценка идей обратной МА. Сформулированные рекомендации подвергаются многоплановой критике, в том числе и со стороны следователя, который будет их исполнять. Это позволяет выявить слабые места рекомендаций, откорректировать их, найти более оптимальные формы их реализации применительно к особенностям следователя-исполнителя. Метод МА может включать в себя все виды приемов эвристического характера, сочетаться с алгоритмизированными методиками. МА может неоднократно проводиться по одной проблеме, но с разным составом участников, и каждый раз она будет приносить новую информацию, новые предложения, которые могут оптимизировать процесс расследования реального дела и стать основой рождения новых приемов, методов и тактических операций. МА будет проходить успешнее, если работающие следователи периодично проводят учебные МА на базе приостановленных дел, сочетая учебные задачи с реальными, направленными на «оживление» приостановленного дела. Включенные в учебный процесс МА стимулируют развитие творческих способностей, обостряют восприятие позитивной учебной информации, формируют стабильные навыки проведения таких мероприятий в реальной следственной деятельности'. Отличившихся участников мозговых атак целесообразно поощрять, стимулируя интерес к этой форме активизации творческой деятельности. Любой материал может быть эвристически преобразован с использованием схемы (стр. 175), представляющей собой аналог метода «семикратного поиска». ' Метод МА в течение 10 лег применяется в деловых играх по криминалистике на факультете правоведения Гродненского университета (см.: Габрусевич С. А., Зорин Г. А. От деловой игры к профессиональному творчеству. Мн., 1989.). ОГЛАВЛЕНИЕ Введение
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |