Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь




В настоящее время весьма важным оказывается понимание того, что развитие человечества существенно зависит от уровня образования, что переход в режим последовательного развития общества предполагает внедрение новых образовательных технологий с расчетом на два - три поколения вперед. Системы образования, которые медленно меняют и развивают свой уклад, становятся тормозом развития общества.

Для решения современных психолого-педагогических задач, стоящих перед обновляющейся школой, необходимо кардинально сменить приоритеты целей обучения, на первый план следует выдвинуть развивающую функцию, в. большей степени обеспечивающую становление личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной активности.

Переход на технологии развивающего обучения обеспечивает не только превращение ребенка в субъекта, учащего себя, но и в человека, знающего механизм самообучения, заинтересованного в саморазвитии и способного к этому. Теоретики развивающего обучения уверены, что подготовка такой личности должна работать на цели устойчивого развития общества.

Школа, работающая в системе развивающего обучения, призвана сформировать у подрастающего поколения теоретическое мышление, передать учащейся молодежи среди других элементов опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем.

Развитие умственной и творческой активности школьников в процессе усвоения знаний становится важным условием их психологической подготовки к труду как умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свой труд, умения его организовать, критически осмыслить и оценить. К сожалению, до сих пор учение нередко рассматривается только как овладение знаниями, умениями, навыками и не включается в контекст общей структуры деятельности, освоив которую, выпускник становится способным организовать любой се вид — не только учебную деятельность, но и трудовую, досуговую, спортивную, семейную и пр.

Теория развивающего обучения, которая родилась в России, имеет свою замечательную историю. В конце 20-х - начале 30-х годов нашего века Л.С. Выготский высказал смелую гипотезу о том, что обучение и воспитание существенно влияют и определяют развитие человека, восстав тем самым против имманентного подхода к развитию психики. В начале 60-х годов гипотеза, высказанная Л.С. Выготским, получила свое развитие и прикладное применение в деятельности научных школ Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их последователей. В последние годы прошло много международных научных конференций, симпозиумов, опубликовано множество научных трудов, содержание которых сводится к мысли о том, что сегодня нужны школа и вуз, которые не столько учат, сколько развивают.

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова длительное время успешно применяется не только в экспериментальных классах общеобразовательных школ, но и прошла апробацию в начальных школах коррекционно-развивающего обучения. Сейчас она используется для переустройства системы обучения в вузах и последипломном образовании, что говорит о ее универсальности.

В настоящее время новые технологии обучения применяются в школах города Твери, в двух из них уже на уровне 6–7 классов, а также в системе повышения квалификации учителей Тверского государственного университета. Наблюдения за учителями и детьми, обучающими и обучающимися в системе развивающего обучения, не могут оставить равнодушными даже педагогически неподготовленных людей.

Переход от одной стратегии обучения к другой — сложный, противоречивый процесс, в котором встречаются два альтернативных подхода к обучению. Одному из них присущ последовательный рост объема знаний, а другому — развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала обучающихся, получение прочных базовых знаний и способов их приобретения. Все это не может не вызвать серьезных разночтений и проблем в среде ученых и практиков.

Если посмотреть шире на круг вопросов, которые возникают в связи с переходом на новые технологии обучения, то уже на первом этапе работы, предполагающем просто уяснение различий между традиционными и инновационными технологиями, четко определяются четыре основные проблемы:

1) совершенствование работы (поучивание) тех учителей, которые имеют некоторую подготовку по новым системам обучения и работают по ним, но сами признают ее недостаточной;

2) обеспечение подготовки учителей по основным дисциплинам для подростковых классов в тех школах, где начальные классы уже работают в системе развивающего обучения и необходимо продлить использование этих технологий обучения;

3) организация теоретической подготовки (хотя бы на уровне различения двух подходов к обучению) организаторов образования всех уровней и в первую очередь завучей и директоров школ;

4) последовательное развертывание работы по внедрению системы развивающего обучения как важного составного1 элемента многоуровневого образования (от детского сада до структур последипломного образования).

Шесть лет работы в этой сфере различных образовательных подразделений города Твери позволяют представить существенные наработки по этому вопросу.

Слушатели факультета повышения квалификации работников образования (ФПК РО) Тверского государственного университета, изучая и сравнивая на практике два подхода к обучению, приходят к выводу о необходимости переустройства учебного процесса, выстраивания его в направлении развития самостоятельного мышления детей, воспитания у них внутренней раскрепощенности, создания им возможностей для саморазвития.

Отвечая на вопрос анкеты: «Какие необходимы мероприятия для ускорения внедрения новых подходов в обучении?», учителя предлагают организовать конференции для заинтересованных педагогов с целью более глубокого осмысления теории развивающего обучения, интенсивное обучение новым технологиям работы школы на ФПК РО ТвГУ. Учителя предлагают расширить сеть курсов в университете, сделать их доступными для приезжих учителей, проводить педсоветы и лекции в школах по развивающему обучению, расширить сеть экспериментальных классов, где применяются новые технологии обучения, учить других учителей через открытые уроки в этих классах. Почти во всех анкетах рекомендуется предусмотреть работу по изменению ориентации руководителей школ, инспекторов и других руководителей образования.

Для решения этих проблем на факультете повышения квалификации работников образования Тверского государственного университета совместно с Департаментом образования Тверской области, Управлением образования города Твери, городским научно-методическим центром, школами-лабораториями разработаны специальные программы обучения учителей технологиям развивающего обучения, что позволит ускорить процесс реформирования школы и обеспечить его на серьезной научной основе.

Учителя высказывают огромное желание обучиться новым технологиям, но реализация достаточно объемных программ специализаций, предусматривающих изучение теоретических и методических основ развивающего обучения, а также овладение ориентировочными основами деятельности педагога-профессионала, владеющего механизмами развития умственной активности детей, задерживается из-за отсутствия должного материального обеспечения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Педагогическая технология — это такое построение деятельности учителя, в котором все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение необходимого, прогнозируемого результата.

Традиционные технологии обучения — технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу.

Объяснительно-иллюстративное обучение — это способ работы учителя, в основе которого информирование, просвещение учащихся и организация репродуктивных действий обучающихся по формированию общеучебных умений и навыков.

Инновационные технологии — гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся.

Личиостно-ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных особенностей.

Развивающее обучение — это способ организации обучения, который способствует включению внутренних механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Система развивающего обучения - элемент многоуровневого образования (от детского сада до послевузовского обучения), который предполагает реализацию инновационных психолого-педагогических познавательных технологий, обеспечивающих неуклонное развитие форм и способов обучения и наиболее полную реализацию способностей педагогов и учащихся.

Метод проблемных учебных задач — это способ обучения школьников самостоятельно совершаемым действиям для решения учебных задач, методы решения которых обучаемым еще не известны.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИИ НА УРОКЕ

Основные условия эффективного проведения дискуссии:

· установление доверительных взаимоотношений с учащимися;

· четкое определение темы и объема обсуждаемого материала;

· умение учителя и учащихся организовывать деловое общение, вести дискуссию.

Следует помнить, что в ходе дискуссии школьники получают невербальные сообщения по выражению ваших глаз, жестам и позе тела. Очень важной является выбранная вами интонация и тон голоса.

Плюсы дискуссии:

· Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения.

· В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.

· Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность.

· Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов. Особенно важна дискуссия тогда, когда обсуждаются сложные концепции, противоречащие повседневному восприятию.

Минусы дискуссии:

· Ход дискуссии трудно прогнозировать, легко можно перейти в «к обмену глупостями». Необходима хорошая заблаговременная подготовка школьников, чтобы у них был определенный запас знаний для живого делового диалога.

· Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию и начинают нервничать. Для них такие занятия малополезны.

· Несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать.

Как руководить дискуссией в классе?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.