КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реакция на ответы 1 страница
Время на вопросы Следует помнить, что не только тип задаваемых вопросов, но и время, данное на обдумывание ответа, реакция учителя влияют на уровень активности школьников, придают им уверенность, что фактически определяет полноту и глубину ответа. Ученикам нужно время, чтобы обдумать ответ. Исследования показывают, что учителя в среднем ждут ответа 1 секунду. Если учитель ждет 5 секунд, прежде чем назвать ученика, возрастает активность, появляются более сложные выводы, уверенные ответы. Усовершенствование это — как будто простое, но 5 секунд тишины — с этим учителю нелегко справиться. Конечно, если ученик растерялся или не понял вопроса, ждать бессмысленно, тогда повторите вопрос или попросите кого-нибудь разъяснить его. Наиболее характерная реакция на ответы - это оценка «хорошо». Есть более подходящие, гибкие реакции учителя. Они зависят от того, каким был ответ: правильным, частично правильным или неправильным. · При быстром правильном и уверенном ответе примите его и задайте следующий вопрос. · Если ответ правильный, но неуверенный, объясните, почему он верен. Это позволит еще раз объяснить материал, снять у отвечающего неуверенность и, возможно, возникшие сомнения у слушающих. · Если ответ не верен, но ученик сделал попытку ответить, вам следует спросить у него что-нибудь еще, предложить «ключи», упростить вопрос, повторить предыдущий или вернуться к пройденному материалу. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ВЫРАБАТЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ В СЕБЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ В ПРОЦЕССЕ БЕСЕДЫ?
1. Приведенную ниже таблицу используйте для оценки своих ответов ученикам. 2. Проставьте в каждой колонке напротив приведенного утверждения букву «П» (пример) или «П/П» (принятие мыслей).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ В БЕСЕДЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ИХ ПОНИМАНИЯ ОБСУЖДАЕМОГО МАТЕРИАЛА Пример. Отношение к окружающему, эмоции, чувства воспитываются на конкретном примере. Улыбка, дружеское рукопожатие, прямой взгляд — это невербальные средства, выражающие радость. Слова эмоционально обогащают ситуацию, концентрируют внимание говорящего на чем-то определенном. Похвала. Дети, молодежь и взрослые нуждаются в похвале и поощрении гораздо больше, чем в критике. Чтобы быть эффективной, похвала должна быть конкретной. «Мне нравятся цвета на твоей картинке. От ярко-желтого цвета на душе радостно и тепло». Эффективная похвала концентрируется на действии. Избегайте «вешать ярлыки». Когда ученику говорят: «Ты безграмотно пишешь», — ученик верит тому, что вы о нем говорите. Вместо этого желательно просто сказать: «Некоторые слова очень трудно заучиваются. Просто нужно побольше поработать над этим». Принятие чувств и мыслей. Умение показать ученику, что вы принимаете его чувства, — еще один шаг к формированию здорового отношения к окружающему. Все ученики должны чувствовать, что они кому-то небезразличны, что кто-то их понимает и принимает такими, какими они есть. Принятие мыслей не обязательно должно включать в себя согласие или одобрение со стороны учителя. Принятие мыслей — это значит дать понять ребенку, что мы понимаем его чувства. «Я вижу, что тебе это неинтересно». Называйте предметы. Показывая новый предмет или рассказывая о чувствах, называйте их. Взрослые, которые знают, что для обучения ученику необходимо знать слова, чтобы понимать, очень часто прибегают к методу называния предметов и понятий, отражающих широкий спектр ощущений. Давайте описания. Ученики нуждаются в простом описании происходящих событий. Например: «Я пользуюсь словарем, чтобы найти объяснение словам». Давайте объяснения. Излагайте причины поступков и давайте им определение. К примеру: «Саша, очень хорошо, что ты поделился своим карандашом с Машей. Ей нужен карандаш, чтобы закончить работу». Стимулируйте любознательность. Формируйте понимание ученика, стимулируйте его любознательность при помощи «открытых» вопросов. «Открытые» вопросы заставляют ученика делиться чувствами и мыслями, мнениями, а не заученными ответами. «Что тебе больше всего понравилось в этой игре?». «Почему?» «Чем тебе помогает эта цитата? Что ты чувствуешь, прочитав ее?» Делайте правильные указания. Указания должны быть простыми, краткими и точными. Не перегружайте ими ребенка. Используйте намек. Еще один метод помочь ученикам развить в себе понимание окружающего. Их интерес и уверенность в себе возрастут, если они будут работать самостоятельно. Пример: перед тем, как Саша дал Маше карандаш, учитель сказал: «У Маши проблема с работой. Чем вы можете помочь ей?» Саша разрешил проблему: он дал Маше свой карандаш. Вопрос учителя создал ситуацию, которую успешно разрешил Саша.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Для создания благоприятных условий обучения и воспитания детей в младшем школьном возрасте целесообразно предусмотреть выделение начальной школы в отдельный блок, предусмотрев для нее вариативную структуру учебного дня и учебного года. Предлагаем для осмысления вариант структуры учебного дня в школе № 1133 г. Москвы1. Весь учебный день в данном варианте делится на три блок». 1 блок - утренний учебный (с 8.30 до 11.30): 3–4 урока (русский язык, чтение, математика, иностранный язык). 2-блок - свободный (с 11.30 до 13.00): динамический час, прогулка, занятия по усмотрению воспитателей, если у родителей есть возможность, дети могут отдохнуть дома. С 13.00 до 13.30 — обед для тех, кто в школе.. 3-блок — дневной развивающий (с 13.30 до 16.00): 3 урока — физическая культура, ИЗО, музыка, хореография, другие развивающие предметы по выбору. Вариант структуры учебного года для начальной школы В данном варианте учитывается постепенная утомляемость детей от сентября к маю. Каждая учебная четверть соответствует 6 неделям, между которыми есть недельные «творческие» каникулы. ------------------------- 1 Вестник образования. 1992. — № 3. С. 3–76.
Примечания: 1. В связи с тем, что 3 четверть короткая и есть смысл сохранить для ребят зимние каникулы в привычные сроки, возможно в декабре и январе сделать б дней учебных (в остальные месяцы пятидневная учебная неделя).Таким образом, общее количество учебных недель в году — 35, каникулы — б недель + 3 месяца летом. 2. Во время «творческих» каникул учителя вместе с детьми посещают театры, музеи, организуют работу кружков, проводят занятия но предметам эстетического цикла. 3. В зимние каникулы дети полностью отдыхают от школы, занимаются с родителями, отдыхают в зимних лагерях и т.д. 4. «Творческий» отпуск для учителей в период зимних каникул предоставляется для повышения квалификации, активного отдыха. В школе проводится уборка помещений, профилактический ремонт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Таблица №.8.1 Уровни сформированности учебно-познавательного интереса
Таблица № 8.2 Уровни сформированности целеполагания
Таблица №. 8.3 Уровни сформированностн учебных действий
Таблица № 8.4 Уровень сформированностн действий контроля
Таблица № 8.5 Уровни сформированности действия оценки
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ФПК РО «ПЕДАГОГИКА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ» ДЛЯ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОТОКОВ Введение (2 часа) Обеспечение личностно ориентированного, развивающего обучения — основное требование современной школы. Организационное переустройство учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей, совершенствование методических принципов, связанных с введением вариативного содержания обучения, рационализация процессуальных основ обучения и воспитания. Необходимость разработки и внедрения новых педагогических технологий. Важность переподготовки учителя к работе в новых социальных условиях, повышения общего уровня педагогической культуры. Тема 1. «Педагогические технологии: понятие и типология» (4 часа) Выращивание понятия «профессиональная деятельность». Необходимость технологизации учебного и воспитательного процессов. Сущность и особенности педагогической технологии. Причины возникновения и практического использования новых психолого-педагогических технологий. Классификация педагогических технологий. Препятствия на пути воплощения инновационных авторских проектов и условия их преодоления. Тема 2. Объяснительно-иллюстративные технологии обучения (4 часа) Наследие «информационного общества» и тоталитаризма: отсутствие экологии информации, место, роль, и значение информации, не подкрепленной практическим действием. Сущностные черты тоталитарного государства. Необходимость формирования личности с заданными свойствами. Основные способы формирования управляемого исполнителя в образовательных структурах. Практическое занятие: построение «портрета» выпускника массовой школы, выделение типологических особенностей школьников, обучающихся б принудительном режиме объяснительно-иллюстративных технологий обучения. Тема 3. Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения (8 часов) Внешний механизм функционирования объяснительно-иллюстративных технологий: просвещение обучающихся, доминирование обучения над учением, единообразие и закостенелость в формах и содержании, регламентированное исполнительство учителя и ученика, направленность на решение узко дидактических задач, превознесение внешних показателей результата работы, надзор за внешними проявлениями вместо управления психологическими процессами. Внутренние психологические последствия использования традиционных технологий. Принуждение в процессе обучения, репрессивная среда в школе. Влияние принуждения на психологическое состояние учителей и учащихся. Подмена внутренней мотивации стимулированием. Отсутствие в объяснительно-иллюстративных технологиях обучения организованных процедур развития, саморазвития, воспитания личности, невозможность реализации в этой системе обучения триединых дидактических задач. Неадекватность профессиональных затрат педагогов общему уровню обученное™ и воспитанности выпускников школы. Практические занятия. Просмотр в видеозаписи и анализ урока в объяснительно — иллюстративном режиме обучения. Сильные и слабые стороны традиционного урока. Позиция учителя и ученика в массовой школе. Нербходимость изменения процессуальной стороны и режима урочной системы. Удачные находки из педагогической практики учителей Тверской области в решении этой проблемы. Тема 4. Изменение оценочной деятельности учителя и учащихся — необходимое условие перехода к более совершенным технологиям обучения (8 часов) Основное условие при переходе к более совершенным технологиям обучения — замена внешнего стимулирования внутренней мотивацией учения школьников. Традиции в оценочной деятельности учителя массовой школы, доставшиеся ему по наследству, и неизбежно необходимые при использовании объяснительно-иллюстративных технологий. Сущность общепринятой (социальной) и индивидуальной нормативной ориентации учителя. Содержание оценочного акта в массовой и инновационной технологиях обучения. Применение в работе индивидуальных эталонов оценивания — основная задача учителя при переходе к более совершенным технологиям работы. Сочетание в работе индивидуальных и общепринятых эталонов. Самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации учения. Основные условия и способы обеспечения самооценки учебной деятельности школьниками на разных типах уроков. Уровни сформированности действий самооценки. Виды тестов, использование их на разных этапах обучения. Практические занятия. Просмотр видеофрагментов уроков с разными подходами к оцениванию учащихся. Анализ последствий внешнего стимулирования учащихся и внутренней мотивации учения на развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Просмотр видеозаписи и анализ интервью учащихся разных возрастных групп и родителей по поводу школьного балла и его роли в социальной жизни школьника. Тема 5. Воспитание в процессе учения (8 часов) Совместная деятельность — стабильное и мощное воспитательное средство. Механизм ее организации. Совместная деятельность и общение — активная форма проявления отношений. Сущность процесса воспитания. Отношения - центральное звено изучения и формирования личности. Виды и свойства отношений. Базовые (производственные) отношения и межличностные, их рассогласованность в традиционной школе. Педагогическая процедура формирования и корректировки нравственных качеств личности. Роль характера воспитательных отношений в педагогической практике. Процедуры, обеспечивающие субъектную позицию воспитанникам. «Нетрадиционные» формы уроков, их специфика и роль в организации воспитательных отношений. Технологии, обеспечивающие воспитание в процессе учения. Практические занятия. Просмотр в видеозаписи, анализ уроков и внеклассных занятий с целью определения содержания воспитательных отношений и прогнозируемых последствий в плане формирования характера воспитанников. Анализ видеофрагментов с целью определения согласования или рассогласованности базовых отношений в учебном процессе и межличностных. Способы выражения отношений. Тема 6. Адаптивная система обучения (12 часов) Необходимость перехода к более совершенным технологиям обучения. Основные пути реформирования традиционной системы обучения: новое в содержании образования, организационные изменения в учебном процессе, процессуальные преобразования в учебной деятельности. Применение личностно — ориентированных технологий обучения. Основные идеи получивших признание прогрессивных личностно-ориентированных технологий обучения: технологии «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «модульного обучения». Изменения в типовой структуре урока. Учебное занятие в адаптивной школе: особенности организации. Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |