Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный бюджет, влияние налоговой политики на макроэкономическую ситуацию




Содержание, виды и задачи фискальной политики

 

Фискальная политика - это правительственное влияние на экономику через налогообложение, формирование объема и структуры государственных расходов с целью обеспечения надлежащего уровня занятости, предупреждения и ограничения инфляции и пагубного влияния циклического колебания. Она является главной составляющей финансовой политики и очень важным звеном экономической политики. Термин «фискальная» происходит от латинского fiscus, что в переводе означает «государственная казна».

Фискальную политику еще называют бюджетно-налоговой. Этот вид государственного воздействия на экономику осуществляется путем формирования доходов госбюджета и несения расходов в виде: государственных закупок, трансфертных расходов и процентных выплат по долговым обязательствам.

Обратим внимание, что термины «расходы» и расходы («видатки») имеют разное значение. Для государственного бюджета используют термин расходы («видатки»), а для частного сектора - «расходы», для микроэкономического уровня используют понятие «расходы», а для макроуровня - расходы («видатки»). Понятие «расходы» шире, оно включает и понятие расходы («видатки»), то есть расходы («видатки») являются формой расходов. Расходы свидетельствуют об эквивалентности сделок купли-продажи, а расходы («видатки») осуществляются на безвозвратной основе. Поэтому, совершая покупку товаров и услуг, государство несет расходы, а выплачивая трансферты - осуществляет расходы («видатки»).

Главными инструментами фискальной политики являются: налоги, государственные закупки, трансферты. Показателем активности государства в этой сфере доля национального дохода, который перераспределяется через государственный бюджет. Если в условиях централизованной плановой экономики через госбюджет перераспределялось до 75% национального дохода, то в современных рыночных экономиках эта доля составляет 30 - 50%. В Украине во второй половине 90-х гг. ХХ ст. этот показатель приближался к 45%, а сейчас составляет примерно 30%. В начале ХХ ст. доля национального дохода, перераспределялась через государственный бюджет, не превышала 10%. Увеличение участия государства в перераспределении национального дохода оказывает, с одной стороны, усиление социальной направленности современных экономических систем, а с другой - уменьшает инвестиционный потенциал частного сектора.

Степень централизации финансовых потоков в Украине достаточно высокая. А налоговая нагрузка по отраслевой структуре распределяется неравномерно. Максимальное налоговое бремя несут: промышленность, транспорт, связь.

В зависимости от экономической конъюнктуры фискальная политика государства: 1) направляется на стимулирование совокупного спроса путем увеличения государственных расходов на закупку товаров и услуг и / или уменьшение налогов в период кризиса, 2) ограничивает совокупный спрос путем снижения государственных расходов и / или увеличение налогов в условиях подъема и роста. То есть, в зависимости от фазы делового цикла фискальная политика проявляется в двух видах - стимулирующая или ограничительная.

Стимулирующую фискальную политику называют фискальной экспансией. В краткосрочном периоде она направляется на преодоление кризиса в экономике, а в долгосрочном политика ослабления налогового давления может привести к расширению предложения факторов производства и роста экономического потенциала.

Ограничительную (сдерживающую) фискальную политику называют фискальной реструкцией. В краткосрочном периоде меры сдерживающей фискальной политики позволяют замедлить темпы инфляции ценой роста безработицы и сокращения объема производства . В долгосрочном периоде увеличение налогового давления может вызвать стойкое снижение совокупного предложения , особенно государственных инвестиций, и активизацию механизма стагфляции.

В зависимости от того сознательно или автоматически влияют бюджетно-налоговые инструменты на состояние макроэкономики, различают дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика базируется на действии встроенных стабилизаторов, которые обеспечивают естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры. Автоматические (встроенные) стабилизаторы - это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВВП на изменения совокупного спроса. К встроенным стабилизаторам относятся:

а) автоматическое изменение налоговых поступлений в бюджет при прогрессивной системе налогообложения:

- прогрессивная зависимость объема налоговых поступлений от личных доходов и доходов предприятий: если объем производства уменьшается, то автоматически уменьшаются налоговые ставки. Из меньших доходов домашние хозяйства и предпринимательский сектор платят меньшие налоги. В этой ситуации темпы падения совокупного спроса будут ниже темпов падения объема производства, что замедляет его резкое сокращение;

- увеличение ставок налогообложения в период бума и инфляции через рост доходов домашних хозяйств и предпринимательского сектора уменьшает личные доходы, сдерживает потребительские расходы, сокращает совокупный спрос и замедляет рост цен и заработной платы.

б) помощь на случай безработицы, социальная помощь и другие социальные трансферты, которые направляются в экономику в период кризиса.

То есть при недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит (или избыток) образуется в результате действия автоматических стабилизаторов.

Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование правительством налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорением экономического роста.

Основные средства (инструменты) дискреционной фискальной политики:

- создание программ общественных работ и других программ, связанных с расходами государства;

- осуществление перераспределительных программ «трансфертного типа»;

- циклические изменения уровня налоговых ставок.

Дискреционная политика с целью стимулирования совокупного спроса в период кризиса предполагает целенаправленное сознательное снижение ставок налогообложения, увеличение государственных расходов и сведения государственного бюджета с дефицитом. Но осуществление этих мер связано с фактором времени: изменения структуры государственных расходов или ставок налогообложения требуют длительных дебатов по этому поводу в высшем законодательном органе.

Заключение: Основные задачи фискальной политики заключаются в перераспределении национального дохода с целью:

- влияния на состояние хозяйственной конъюнктуры;

- накопления необходимых ресурсов для финансирования социальных программ;

- поддержания должного уровня занятости;

- стимулирования экономического роста.

 

Как любое предприятие, так и органы власти имеют свои текущие бюджеты. Государственная бюджетная система - это совокупность бюджетов разных уровней государственного управления, урегулированных определенными нормами, которые формируются на единых принципах под воздействием государственного устройства и административно-территориального деления страны.

Бюджетная система имеет двухуровневую структуру для унитарных государств (она включает государственный и местные бюджеты) и трехуровневую для федеральных государств (включает еще и третье звено - бюджеты членов федерации).

Бюджетная система Украины состоит:

- из Государственного бюджета Украины;

- местных бюджетов (их около 12 тысяч).

Местные бюджеты формируют органы власти АР Крым, областей, районов и органы местного самоуправления: территориальных общин, сел, поселков, городов и их объединений. Совокупность показателей всех бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, составляет сводный бюджет Украины.

Как экономическая категория государственный бюджет отражает реальные экономические отношения между государством и другими субъектами хозяйствования по поводу аккумуляции и использования централизованного фонда денежных ресурсов страны для выполнения функций государства путем распределения и перераспределения национального дохода.

Государственный бюджет - это основной финансовый план государства: денежное выражение сметы доходов и расходов за определенный период времени (обычно за год). Бюджет имеет две основные составляющие: доходы и расходы. Доходы государственного бюджета называют фискальными. Это доходы государственной казны от государственных фискальных монополий (водочные, винные, табачные и др.).

Различают фактический, структурный и циклический бюджеты. Фактический бюджет отражает существующие поступления, расходы и дефициты за определенный период. Структурный бюджет указывает, какими должны быть затраты и поступления, если экономика функционирует при потенциальном объеме производства (определяется действием дискреционных программ, введенных законом). Циклический бюджет показывает влияние делового цикла на изменения доходов, расходов и дефицита, которые возникают из-за того, что экономика не работает при потенциальном объеме производства. Циклический бюджет - разница между фактическим и структурным бюджетами.

Уровень фискальных доходов свидетельствует о денежные отношения, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами в процессе изъятия части стоимости ВВП и аккумуляции в общегосударственном фонде с целью дальнейшего ее использования при осуществлении государством функций. К основным источникам фискальных доходов относятся:

– налоги;

– доходы государства от собственной производственной и других форм деятельности;

– платежи за ресурсы, которые принадлежат государству;

– социальные и бизнес трансферты и т.д.

Крупнейшим источником доходов государства являются налоги. Налоги - это финансовые отношения между государством и налогоплательщиком с целью создания общегосударственного централизованного фонда денежных средств, необходимых для выполнения государством его функций в порядке и на условиях, определенных законодательством.

Налоги выполняют три функции:

– распределительную: перераспределение стоимости созданного ВВП между государством и юридическими и физическими лицами;

– фискальную: централизация части ВВП в бюджете на общеобщественные нужды;

– регулирующую: стимулирование различных сфер жизнедеятельности плательщиков.

Необходимо различать источник и объект налогообложения. Источником налогообложения является доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению. Объект налогообложения - это денежная сумма, которая служит базой для начисления налогов. Объектами налогообложения могут быть: доход (предприятий или населения) и имущество (недвижимое и движимое).

Если облагают собственно доход или имущество, что обеспечивает получение дохода, источник и объект налогообложения взаимосвязаны. Если уплачивается налог на имущество или землю, которая находится в личном пользовании и не приносит дохода, то указанная взаимосвязь теряется.

По форме изъятия налоги делятся на прямые и непрямые (косвенные) (рис.11.1). Прямые налоги изымаются непосредственно у владельцев имущества, получателей доходов. Косвенные налоги изымаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т.е. перекладываются на потребителя продукции. Прямые налоги, которые изымаются путем роста цен, тоже могут переводиться на потребителя. Чем более развита страна, тем большая доля поступлений приходится на прямые налоги. Чем беднее страна, тем больше она полагается на косвенные налоги, особенно на налоги от внешней торговли.

Рис. 11.1. Классификация налогов по форме изъятия

 

В системе сбора налоговых поступлений используются методы пропорционального, прогрессивного и регрессивного налогообложения. При прогрессивном налогообложении средняя ставка налога повышается с ростом дохода. Регрессивное налогообложение предусматривает снижение средней ставки налога по мере роста дохода. Пропорциональное налогообложение означает неизменную среднюю ставку налога, независимую от размеров дохода: НДС = 20%, на прибыль = 25%, на доходы = 15%.

В процессе фискальных мер влияние прямых и косвенных налогов на макроэкономическую ситуацию разное. Косвенные налоги влияют на общий объем производства и уровень цен, что объясняется поведением экономических субъектов. Введение косвенных налогов повышает цену товаров и услуг, на что потребители отреагируют снижением спроса, а производители должны отреагировать уменьшением предложения товаров и услуг. А прямые налоги влияют на предложение труда , потому что этим видом облагаются факторные доходы. На использование домохозяйствам направляется доход за вычетом налогов. Если доля, которая изымается через прямое налогообложение, значительная, то теряется интерес экономических субъектов больше зарабатывать. Это побуждает их уменьшать предложение труда, особенно при прогрессивной шкале налогообложения. Но именно благодаря налогам, формируются условия производства общественных благ.

Графически модель влияния пропорционального прямого налогообложения на состояние рынка труда изображено на рис.11.2. На графике изображена:

а) кривая спроса на труд ;

б) кривая предложения труда к налогообложению заработной платы;

в) равновесие на рынке труда в налогообложении заработной платы , которой соответствует заработная плата и численность занятых ;

г) кривая предложения труда после введения налогообложения заработной платы ;

д) равновесие на рынке труда после внедрения налогообложения, которое сместится к точке ; ей соответствует заработная плата и численность занятых ;

е) отрезок – сумма налога на заработную плату одного работающего;

є) – заработная плата до внедрения налогообложения;

ж) – заработная плата после введения налога;

з) – заработная плата после уплаты налога;

і) площадь четырехугольника – величина налоговых поступлений в бюджет при условии, что все человек платят по единиц налога на заработную плату. Именно эта величина налоговых поступлений в бюджет образует общественные выгоды. А бремя налогообложения зарплаты распределяется между предпринимателями (площадь треугольника ) и наемными работниками (площадь треугольника ).

Рис.11.2. Влияние налога с доходов физических лиц на состояние экономики

 

Площадь треугольника – величина общих потерь общества в связи с внедрением налогообложения заработной платы. Содержание этих потерь заключается в том, что предприниматели направляют в Фонд оплаты труда больше, чем наемные работники из него получают. Это заставляет последних уменьшать предложение труда, что снижает объем производства.

Наемные работники несут потери, в связи с тем, что получают доход, ниже того, который бы они имели при условии отсутствия налогообложения их дохода. Работодатели несут потери, связанные с ростом их расходов, и, как следствие, уменьшением доходов.

Для выявления влияния косвенных налогов (например, НДС) на изменение равновесного объема производства рассмотрим график модели (рис. 11.3). На графике изображены:

а) на оси абсцисс - объем выпуска, а на оси ординат – уровень цен;

б) равновесие до введения НДС в точке , которая является точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения ;

в) равновесное значение цен и равновесный объем производства до введения НДС;

г) изменения в экономике по причине внедрения косвенных налогов: смещение (уменьшение) совокупного предложения с до , смещения равновесия на товарном рынке с точки до , уменьшение объема ВВП и национального дохода с до , повышение уровня цен с до ;

д) отрезок і2 – величина НДС;

е) – уровень цен, который был бы необходим для того, чтобы объем производства и продаж остался на прежнем уровне при введении НДС;

є) – объем спроса при уровне цен ;

ж) –уровень цен, при котором производители реализуют свою продукцию после введения НДС;

з) площадь четырехугольника – поступления НДС в бюджет;

и) – общие потери общества от введения НДС;

і) - потери от введения НДС, которые несут покупатели;

ї) – потери от введения НДС, которые несут продавцы (производители).

Рис.11.3. Изменение объема выпуска и дохода по причине введения косвенных налогов

 

Важными средствами фискальной политики являются налоговые ставки и налоговые льготы. Налоговая ставка - это законодательно установленный размер налога на единицу налогообложения. Средняя налоговая ставка - это отношение объема налогов к величине дохода, который облагается:

где – средняя ставка налогообложения;

Т –величина налоговых поступлений;

D – доход;

Предельная налоговая ставка –это отношение прироста выплачиваемых налогов () к приросту дохода ():

Для стимулирующего воздействия на экономику применяют налоговые льготы в форме нулевой и льготной ставки налогообложения. Нулевая ставка предусматривает освобождение от налогообложения на определенный период. Чаще нулевая ставка применяется для товаров, которые экспортируются. В отдельных странах она применяется и для товаров сельскохозяйственного назначения, современной техники (Польша) для медикаментов и продуктов диетического питания (Венгрия).

Льготная ставка - уменьшенная ставка налогообложения для отдельных субъектов хозяйствования с целью стабилизирующего влияния на экономику. Льготной ставке облагаются доходы от производства продовольственных товаров, товаров для детей, медицинского оборудования, оборудования для инвалидов и т.д. Льготы, в связи с их разнообразием, способны охватывать значительное количество налогоплательщиков, что обуславливает достаточно ощутимое снижение налоговых поступлений в государственную казну (рис.11.4).

Из графика видно, что начиная с нулевой ставки связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений показывает кривая Лаффера налога, увеличение налоговой ставки приводит к росту налоговых поступлений . Но начиная с точки А последующее увеличение налоговой ставки сокращает налоговые поступления по причине уменьшения базы налогообложения.

 

 

Рис.11.4. Кривая налоговых поступлений Лаффера

 

Кривая Лаффера показывает, при какой ставки налогов их поступления в бюджет, достигнут максимальной величины. Эта ставка одинакова для разных стран и не всегда является оптимальной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.