Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенно верно, чтобы отпугнуть нечистую силу.ТРЕПАЛОМ из льна выбивали костригу и паргу или как их называли отрепье




Начинался новый передел. Лён чесали. Вот сначала вот такой металлической щетью, а потом специально изготовленной щетиной. Она чем-то похожа на современную массажку. Когда лён вычешут, получали куделю (изгреби, почеси). Вот это уже куделя, Можно её уже на себя надевать? Нет!? А что нужно с ней сделать? Нити спрясть. Что для этого нужно? Веретено и прялку, в деревнях её ещё называют пресница. Вот они точеные, расписные, самые разные.

Прялки бывают 2-х видов:

1. Коренушка – изготовляли из корня ёлки.

2. Лопаска - из ствола ели, а донце из корня.

Позднее её детали изготовляли отдельно, а затем скрепляли. Для чего на ней рисунок? (Для красоты и оберега).

Брали в руки веретено (веретёшко):

· «Веретёна не точёны,

В бане веники мочёны.

Барыня, барыня…»

- Веретена точили на таком вот простом инструменте. Когда будем изучать мужские ремёсла, вам покажут, как их точили.

- А из какой сказки эти красавицы с прялками? (Сказка о царе Салтане).

- Куделю спряли на веретено и хозяйка брала в руки вот этот инструмент МОТОВИЛО и наматывала на него нити, чтобы получить МОТ пряжи, считая, сколько в моте получится пасм. Пасмо = 90 нитей. Чем больше пасм, значит рубашка будут шить деду или отцу, чем меньше, детям.

Моты пряжи отбеливали. Для чего жгли осиновые дрова, залу заливали кипятком и получали щёлок, которым мочили соты.

Если же хозяйка хотела покрасить их, то летом собирала корни травянистых растений, листья ли кору деревьев и в этом отваре красили нити. Затем их полоскали в проруби, обычно в сильные морозы.

Высушенные моты сматывали на воробу. Кто ни будь помогал маме сматывать пряжу в клубок?

 

- Вы делали это руками, а крестьянам помогала вороба.

С воробы нити сматывали на тюрик, который вертелся на вьюхе, на сновалку, на ткацкий станок.

- Но о ткацком станке мы будем говорить на следующей неделе.

- А сейчас повторим все.

Вы будите петь песню «Лен», а мои помощники, будут показывать те инструменты, о которых поётся в песне.

- Повторим хором операции

1) Сеяла

2) Полола

3)Дергала

4) Стлала

5) Мочила

6) Сушила

7) Мяла

8) Трепала

9) Чесала

10) Пряла

11) Ткали

 

 

Загадки:

Мал малышок Из земли вырастаю

Сквозь землю прошел, Весь мир одеваю

Синюю шапочку нашёл (лён)

(Лён)

 

Домашнее задание - В рабочей тетради с выполнить.

 

- Если есть дома или у бабушки половник, то внимательно рассмотрите и зарисуйте.

 

 

Занятие №

Тема: «Ткачество»

Цель: познакомить с технологией ткачества;

развивать интерес к данной теме;

воспитывать нравственно – эмоциональную отзывчивость.

 

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Проверка д\з.

- Из какой ткани лучше всего летом носить одежду?

- А где берут ваши родители наряды для вас?

- Вспомните, сколько нужно было времени вашим прабабушкам, чтобы сшить одежду для своей семьи?

3. Актуализация знаний о ткачестве.

- И так на протяжении зимы всю куделю женщины превращали в нити, сложенные в моты. Моты затем отбеливали – погружали их в щёлок из осиновой золы и складывали на 2-3 суток на печь, а после чего везли на реку в прорубь и тщательно отмывали золу и мокрые моты вывешивали на мороз для выветривания.

- После такой обработки пряжа становилась значительно мягче. Вначале женщины подсчитывали количество мотов из отрепей и сколько в них пряжи. Пряжу из отрепей обычно использовали на изготовление половиков и полушерстяных тканей. Из пряжи изгребей готовили мешковину на полога и мешки, а холсты из пачесей чаще окрашивали в синий или чёрный цвета и покрывали ими верхнюю одежду. Льняную пряжу – самую тонкую и прочную окрашивали в разные цвета и ткали из неё красивые пестряди с различными узорами для рубах, штанов, юбок и скатертей.

- Пестряди ткали больше всего узким бёрдом – пятериком или шестериком, состоящей из 150 -180 тонких ровных, деревянных пластинок. Подсчитано, что из одного пасма пряжи получается 30 нитей на стену основы. Стеной назван круг на сновалке, длина которого около шести метров.

- При изготовлении полушерстяных тканей утком служили нитки из овечьей шерсти. З атем полушерстяную ткань погружали в горячую воду, топтали и получали подобие тонкого войлока, из которого шили верхнюю одежду – сермяги, бешметы, калетки, чекмени. Совсем недавно около 150 лет назад, зажиточные крестьяне начали покупать в магазинах фабричные ткани и прежде всего для парней перед женитьбой и девушек перед замужеством.

- Тогда считалось модным для мужчин шить чёрные шаровары, красную рубаху – косоворотку и пояс с кистями, на ноги надевали яловичные сапоги.

- Для девочек шили широкие сарафаны из разноцветной материи и опоясывали под грудями постромкой. На ногах носили ботинки с резинками. В косы вплетали разноцветные ленты.

- Верхней одеждой в зимнее время для мужчин и женщин было палето (пальто) и его ещё называли дипломат, сак, галанка для женщин. Лёгкой одеждой у мужчин был бешмет, у женщин калетка, маринак.

- Перечисленную одежду одевали только в праздничные дни. В рабочие дни носили домотканую, на ноги надевали обутки, лаптей здесь не носили. Совсем недавно в начале 20 века в деревнях парни и молодые мужчины зимой ходили в сапогах с пимными глубокими калошами или казанских (расшитых гарусом) пимах.

- здесь любопытно отметить поведение некоторых женщин, у которых имелись глубокие резиновые калоши. Надевали их только в летние, праздничные дни и, только для посещения церковной службы. Случалось, что во время обедни пройдёт дождь, образуется грязь, тогда владелица калош снимала их, завёртывала в платок и шла домой по грязи босая. И ещё об одной традиции рассказывали старики: «В трескучие морозы мужчины работали в одних штанах, а для женщин считалось позором их ношение».

- На протяжении почти трёх столетий крестьяне одевались в домотканую одежду. Промышленные товары начали поступать в деревни во второй половине прошлого столетия. И в деревнях начали появляться свои мастера.

- Например, по переписи, проведённой в 1869 году в д. Таборы числилось 4 – кожевенных мастерских; 1 – овчинная, 5 – маслоделен. Было налажено кузнечно – каретное производство, некоторые крестьяне работали плотниками, столярами. Надо заметить, что такого количества мастеров не было ни в одной близлежащей деревне Верхотурского уезда и даже в таких больших сёлах как Костино, Покровское Ирбитского уезда.

- В селе Коптелово работали портные пимокаты, синильшики, кузнецы, бурачники, кирпичеделы.

В деревне Никоново пользовалась славой женщина, хорошо топтавшая сермяжную ткань. Скатывала её как сукно. В селе Ялунино были отличные соходелы. К этому надо добавить, что много крестьян постоянно или временно работали на заводских работах.

У большинства сельских жителей появились деньги и, несмотря на, достаток, люди жили очень скупо. Соблюдали все церковные посты. Особенно тяжело переживала молодёжь семинедельный пост (от Масленицы до Пасхи). Многие страдали от этого куриной слепотой. Крупчатую муку покупали только к большим праздникам. Чай готовили из сушеной моркови.

Д\з Нарисовать одежду начала прошлого века. Порыться в прабабушкиных сундучках.

 

 

Занятие №




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.