Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Звук за кадром и ассоциативный




 

Звук, непосредственно привязанный к изображению его источника, видимого на экране, чаще всего выполняет толь­ко иллюстративную роль, а это не главная задача. Тиканье часов не более как. «оживляет» кадр с «ходиками», ничего не добавляя к существу содержания. Когдаг же часов не видно, а их звук слышен, это расширяет рамки кадра. Этот звук может обозначать и течение времени и быть каким-либо ассоциативным знаком.

Ассоциативный звук может нести эмоционально-драма­тургический смысл. Так, музыка «Донны Клары» с граммофонной пластинки, которую слушает Андрей Соколов в «Судьбе человека» (режиссер С. Бондарчук, звукооператор Ю. Михайлов), заставляет вспомнить трагические кадры лагеря смерти.

Услышав звон бубенцов чапаевской тачанки, мы пони­маем, что сейчас увидим самого Чапаева. Бубенцы — это знак его появления по всему фильму («Чапаев» (Режиссеры Г. и С. Васильевы, звукооператор А. Беккер)).

Вот еще примеры, когда закадровый звук приводит к интересным решениям.

Фильм «Летчик-испытатель» (режиссер В. Флеминг). Пилот посадил в са­молет свою невесту. Взлет. В кадре только земля и небо. Завывает, набирая высоту, машина. Мотор выключен. Из-за облаков слышен шелест планирующего самолета, выкрики и радостный смех захваченной стремительным полетом девушки.

«Отчий дом» (режиссер Л. Кулиджанов, звукооператор А. Дикан)....Будущая учительница входит в пу­стой класс. Загрохотали парты... Это в соображении девуш­ки встали приветствующие ее ученики. «Садитесь, дети», — говорит она, снова в пустом классе зашумело и стихло — «дети сели».

В фильме «Звонят — откройте дверь» (режиссер А. Митта, звукооператоры С. Литвинов, Ю. Ра­бинович) есть снятый «немым» эпизод, тоже в классе, но здесь идет урок. Изобра­жение сопровождает фонограмма, однако не синхронная, а записанная непосредственно в школе скрытым микрофо­ном: вопросы учительницы, ответы учеников. Достовер­ность ненаигранных реплик подчеркивается уже знакомым для современных зрителей характером репортажной запи­си. Конечно, реплики совсем не совпадают с артикуляци­ями на экране, да и предмет урока был, возможно, другой; но главная цель — создать атмосферу подлинного урока — достигнута.

«Путевка в жизнь» (режиссер Н. Экк, звукооператор Е. Нестеров)....Мустафа, получив деньги на покупку еды на дорогу, опаздывает к поезду. Поезд набирает скорость. Сбежал? Нервничает взволнованный воспитатель, а ритм перестука колес все учащается. Поезд мчится. Его уже не догнать. И вдруг... в двери появляется рожица нагруженного провиантом «беглеца».

Сцена построена на параллельном действии — зритель­ном и звуковом: тревожное состояние воспитателя и убыст­ряющийся темп перестука колес. Тревога растет и, наконец, развязка — на экране сияющий Мустафа.

В фильме «Верность» (режиссер П. Тодоровский, звукооператор В. Курганский) выздоравливающий после ра­нения офицер что-то рассказывает девушкам, у которых он в гостях. Его слов не слышно — видна только артику­ляция, но слышна канонада, вой снарядов, взрывы... Зри­телям без слов ясно, о чем повествует гость.

«Повесть о настоящем человеке» (режиссер А. Столпер, звукооператоры В. Лещев, Е. Каш-кевич) начинается кадрами застывшего леса. Никаких визуальных признаков какого-либо события. Но слышен гул авиамоторов, пулеметные очереди, завывания, пике: где-то высоко в небе над лесом идет воздушный бой. Прострочил пулемет... Звенящий вой падающего самолета. Машина врезалась где-то в землю... Взрыв, а на экране все тот же застывший в безмолвии лес! И только в следующем кадре — распростертое на снегу те­ло летчика.

Кинокартина «Хлеб за девятью корками» — о шах­терском труде. Действие в^забоях чередуется с кадрами рабочего поселка, но звуки шахтных механизмов не пре­кращаются. Мы видим женщин, занятых дома хозяйством, детей, играющих на улице, а слышим* шел ест насосов, скре­жет врубовых машин, транспортеров, буровых сверл. Снова забой. Углекопы закладывают взрывчатку, включают кон­такт... Смена кадра — на экране под чистым небом играют дети, а слышны взрывы, совсем рядом, как будто мы в шахте.

«Депутат Балтики» (режиссеры А. Зархи, И. Хейфиц, звукооператоры А. Шар-городский, Е. Нестеров)....День рождения Полежаева. Никто не пришел его поздравить. Раздается звонок. Уга­дав, что это его нелицеприятный ученик, и не желая по­казать, что в этот знаменательный день он оставлен дру­зьями, Полежаев просит жену сесть за рояль и сыграть вальс. Он открывает дверь, впускает в прихожую Воробье­ва. «У вас гости?» — спрашивает тот. «Да, — отвечает По­лежаев,— придется поговорить Здесь». Сцена разрыва профессора с учеником идет в прихожей на звуках весе­лого вальса, доносящегося из пустой гостиной.

В фильме «Дневные звезды» есть эпизод: Ольга с отцом в зоопарке. Праздник. В кадре это видно только по алым бантам на одежде людей. А атмосферу торжества передает звук — это и музыка духовых оркестров, и лозун­ги, доносящиеся издали с трибун, и многоголосое «ура» проходящей где-то демонстрации. Пожалуй, именно зву­ковому решению обязана эмоциональная наполненность этого эпизода.

Фильм «Бег». Идет по дороге девочка с козой. И вдруг — две лавы конников — буденовцев. и беляков — сходятся в сражении... Только дважды промелькнули ко­роткие кадры самой рубки. Почти весь эпизод построен на портрете испуганной девочки, а из-за кадра — звон клинков, бряцанье, скрежет, гул от топота коней.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.