Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимное влияние звуков и восприятие речи




 

Чтобы в изображении сосредоточить внимание на глав­ном, помимо заострения самого действия его стремятся вы­делить резкостью (фокус) и светотеневым рельефом. Зад­ний план в большинстве случаев находится вне фокуса; иными словами, создают эквивалент реальной картины.

Избирательность, как известно, свойственна и слуху. Человек фиксирует в своем сознании только те звуки, ко­торые считает в данном случае наиболее важными. Поэто­му мы в состоянии расслышать и понять слова своего собеседника, сколь интенсивны ни были бы окружающие шумы.

Следовательно, нет надобности в фильме нагромождать все звуки, которые в данной ситуации могут раздаваться вокруг. Как правило, надо отбирать только те из них, что имеют драматургически-смысловое значение. Перезапись позволяет при наличии соответствующих фонограмм ре­шить эту задачу.

Например, с появлением кадра, где люди разговаривают на фоне водопада, грохот может быть сильным только вначале, но с началом диалога шум надо максимально при­глушить, делая это плавно, чтобы не было скачка в звуко­вом фоне, но и достаточно быстро, чтобы шум не заглушил начальных слов.

Режиссер фильма во время перезаписи стремится «вы­жать» все, что, по его мнению, может эмоционально уси­лить действие, иногда злоупотребляя громкостью музыки и шумов там, где идет диалог. Не все пожелания режиссера в этом направлении выполнимы: будучи в состоянии твор­ческой приподнятости, он порой забывает об условиях демонстрации фильмов в кинотеатрах и о возможности чело­веческого восприятия.

Непрерывная и назойливая фоновая музыка или одно­образные шумы раздражают и утомляют зрителей, в результате многие реплики остаются непонятными, как бы четко они ни были произнесены. Даже многословие утомля­ет и некоторые слова проходят мимо незамеченными, те­ряется нить восприятия. Исключение составляют реплики, тексты которых построены искусно.

Вследствие переутомления очень громкими звуками в слуховом аппарате человека возникают самопроизвольные импульсы, которые вызывают ощущение шума.

Бесполезно «перекрикивать» репликами прочие гром­кие звуки. Надо установить уровень речи, а музыку и шу­мы «подводить» так, чтобы они не мешали свободному, без напряжения, восприятию произносимых слов.

В тишине разборчивость речи растет с увеличением ее громкости, но с какого-то предела она вновь начинает ухудшаться. Это происходит из-за перераздражения слухо­вого аппарата высоким уровнем отдельных составляющих речи, интенсивность которых при общем росте громкости передачи приближается к порогу болевого ощущения.

Увеличение громкости реплик на фоне музыки или шу­мов может не только не улучшить разборчивость, но даже ухудшить ее.

При очень громкой речи слух утомляется, возникает самомаскировка речи. Интересно, что маскировка предше­ствующими громкими звуками сказывается больше, чем последующими. Громкий звук как бы обгоняет тихий и маскирует его в слуховом центре слушателя.

Оглушение чрезмерно громкой речью приводит к поте­ре разборчивости, причем оглушающее воздействие будет тем больше, чем больше уровень сопровождающих речь других звуков, однако вне зависимости от самой маскиров-ки этими звуками.

Маскирующее свойство музыки и шумов при сочетании с репликами обусловливается не только соотношением уровней. Бывает так, что, слушая на репетиции пере-записи одну только репличную фонограмму, звукооператор доволен ее качеством, но, включив музыку или шумы, со­провождающие действие, он сразу испытывает необходи­мость перестроить позиции фильтров речевого канала, ина­че на фоне других звуков, даже и не громких, речь теряет четкость.

Решающим становится выбор частотных коррекций каждого из компонентов. Например, если фонограмма ре­чи изобилует низкими частотами, а в совмещаемой с нею музыке много басовых, трудно одним только соотношением уровней достичь хорошего результата. Подбором же пози­ций частотных компенсаторов можно установить коррек­ции, при которых удается создать желаемые пропорции звуковых компонентов, не нарушая четкости каждого из них. Чаще всего возникает необходимость приподнять в речевом канале область высоких частот.

Надо иметь в виду, что неосторожное пользование фильтрами может лишить голос в записи натуральности тембра, поэтому, применяя их, надо искать приемлемые компромиссы.

Так или иначе, нельзя строить звуковую композицию фильма в ущерб четкости рачи. Зрители должны без вся­кого напряжения слышать и понимать все, что говорят с экрана,

Не надо также рассчитывать на исправление недостат­ков речи перезаписью. При всех обстоятельствах голоса ак­теров в первичной фонограмме должны звучать четко и ясно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.