КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перезапись стереофонических фильмов
Индикатор модуляции
Индикатор модуляции вряд ли нужен звукооператору для визуального контроля малых уровней: для этого нет инструмента лучше нашего уха. Стремясь к достаточно глубокой модуляции в тихих местах (чтобы фонограмма была «прочной» и с хорошей отдачей), рискованно полагаться только на показания индикатора, отклонение стрелки может составить ложное впечатление об истинном качестве. Здесь лучше верить слуху. Гораздо важнее видеть средний уровень записи, его уровень около 100%, и особенно в области перемодуляций; на шкале индикатора она должна обозначаться широко, чтобы видно было, какова перемодуляция, — 120, 150 или же все 200%. Когда стрелка прибора упирается в максимальную (+ 2 дб) отметку в конце шкалы индикатора, можно только фантазировать о действительной степени перемодуляции: возможно, это +2 дб (125%), а может быть и намного больше. Другим качеством индикатора является его временная характеристика. В приборах с большим временем интеграции при очень быстрых переходных процессах кажущаяся вялость индикаторной стрелки может дать ложное представление о действительном положении вещей; показания прибора не совпадут с субъективным впечатлением от изменений в уровнях записи. Такой прибор плохо отмечает пиковые выбросы. Индикаторы с малым временем интеграции активно реагируют на перемодуляции, однако не дают наглядного представления о среднем уровне, записи. Применяемые повсеместно в пультах перезаписи индикаторы типа 8Э-6 с постоянной времени интеграции 60—80 мсек и временем возврата 1,5—2 сек нельзя еще назвать идеальными; иное дело электронно-лучевой индикатор 8Э-33, сконструированный для многоканальной стереофонической перезаписи. Его время интеграции 16 мceк и время возврата 1,2—1,4 сек. Этот прибор оперативно и с достоверностью показывает уровни модуляций.
При всех случаях к любому индикатору надо привык-нуть, изучить его особенности.
Процесс стереофонической перезаписи фильма сложнее, чем монофонической. Помимо обычных для перезаписи операций здесь создается фонограмма с несколькими дорожками, каждая из которых требует регулировок и контроля. В процессе стереофонической перезаписи контролируют, корректируют или же целиком создают звуковую локализацию и коммутируют звуковые эффекты для воспроизведения по периметру зала. Не всегда перезаписью можно исправить локализацию речи, искаженную в первичной фонограмме. Сравнительно легко исправимы дефекты из-за нарушения баланса уровней в каналах во время записи на съемке или тонировании: усилив или понизив на пульте перезаписи уровень воспроизведения по нужному каналу, можно в известных пределах компенсировать погрешность. Но когда звуковая ориентировка «сбита» по другим причинам, например из-за неверной установки микрофонов, выправить локализацию микшированием при перезаписи чаще всего невозможно. Если в снятом отрывке, где нужно исправить локализацию, на всем его протяжении сохраняется четкое звучание с одной из дорожек фонограммы, такую фонограмму можно вынести на отдельную пленку и сориентировать звук способом псевдолокализации: Достижения в технике искусственной локализации позволяют расширить применение этого способа для перезаписи речи в стереофонических фильмах. Напомним, что в этом случае первичная запись остается монофонической, а распределение звука по каналам осуществляется микшированием или каким-либо другим способом в процессе перезаписи кинокартины. Автоматическая пссвдолокализация, применяемая для перезаписи стереофонических фильмов, — это устройство, управляемое клавиатурой и фиксирующее на отдельной пленке паспорт (авторы Е. Попова, М. Цукерман. «Мосфильм»). Паспорт приготовляется перед началом перезаписи каждой части. В момент самой перезаписи паспорт локализует сигналы без вмешательства звукооператора.
Система приближает звуковой эффект к подлинной стереофонии благодаря фиксации звука в каждый момент не на одну или две звуковые дорожки, а на все, причем в определенных соотношениях не только уровней, но и частотных характеристик. Если в стереофонической фонограмме локализация зафиксирована с небольшим смещением, слитность звукозрительного восприятия не нарушится. В природе благодаря слуховой ориентировке человек в состоянии судить о местоположении невидимого источника звука; с другим свойством локализации сталкиваемся, анализируя слухозрительные ощущения при демонстрировании стереофонического фильма. Пока мы еще не располагаем данными о допустимых углах, но на основании практических наблюдений можно утверждать, что при фактическом
Рис. 50. Три области локализации
несовпадении направления, откуда слышен звук, с местом, где на экране видно изображение его источника, зритель (слушатель) способен в некоторых пределах сближать звук с изображением: он как бы подтягивает звук к тому месту на экране, откуда имеет основание его услышать. Надо пользоваться этим свойством слухового различения, и не затрачивая усилий для скрупулезной точности локализации по точкам на экране, ограничить звуковое и зрительное совпадение в пределах определенных областей его плоскости. Достаточно трех, чтобы в широкоформатном фильме получить нужный эффект (рис. 50). Работа с корректирующими элементами, а также микширование уровней при перезаписи стереофонического фильма принципиально не отличаются от монофонической перезаписи, в особенности при автоматической псевдолокализации. Все манипуляции идут до разветвления на несколько каналов. Надо, однако, учитывать, что подъем высоких частот при наличии в первичной фонограмме или аппарате воспроизведения высокочастотного паразитного шума делает последний особенно ощутимым из-за его локализации по определенному каналу.
В главе о музыке приведена схема стереофонической записи оркестра и хора для фильма «Война и мир». Упоминалось (см. рис. 40), что полученная фонограмма не была окончательной и подлежала при перезаписи дополнительной обработке. Вот в чем она заключалась. Звук с дорожки эффектов, несущей запись хора мальчиков, коммутировался на отдельную группу аттенюаторов и там, где это считали необходимым, голоса мальчиков добавляли ко всем пяти каналам основной первичной ааписи. Первая дорожка основной записи коммутировалась на другую группу аттенюаторов, и в моменты ведущих партий скрипок их звук распространялся на все заэкранные каналы. Наконец, сигналы с четвертой дорожки, ответвленные на третью группу аттенюаторов, проходили через фильтры, причем пропускались только колебания до 200 гц. Там, где авторы хотели в музыке усилить низкие составляющие, они вводили этот отфильтрованный звук. Таким образом, в фонограмме перезаписи музыки обогащалась, ее новое оформление было подсказано столкновением всего комплекса элементов — зрительных и звуковых. Во время перезаписи наносится звук на так называемую дорожку эффектов. Канал эффектов не предназначен для направленного действия; его репродукторы, установленные на стенах и потолке, рассеивают звук почти равномерно на всю площадь зала. Это позволяет как бы погрузить зрителей в звуковую среду изображаемых событий. Очень впечатляет, когда непосредственно в зале раздается гром, пение птиц, колокольный звон, ветер; весьма эффектны звуки строек, заводских цехов, грохот поезда в туннеле или шум парохода, когда он проходит под мостом. Хотя звук с канала эффектов и не направлен, но его можно как бы локализовать, сопоставляя со звуками, идущими из-за экрана: своеобразная «перекличка», если это оправдано сюжетом, может быть применена как художественный прием. Главное назначение канала, эффектов — это шумы, но почти во всех стереофонических фильмах его используют как дополнительный для воспроизведения музыки.
При всех достоинствах канала эффектов, им надо пользоваться осторожно: его неисправность в каком-либо кинотеатре может лишить зрителей информации, которую несет 6-ая дорожка. Поэтому в качестве резерва нею программу канала эффектов надо одновременно фиксировать и на звуковые дорожки заэкранного воспроизведении. Уровень этой резервной записи должен быть таким, чтобы превалировали звуки с динамиков, установленных в зале. Когда же из-за неисправности канал эффектов перестанет действовать, нужные звуки, правда, с меньшим уровнем, будут донесены до зрителей динамиками из-за экрана. Идея ввести в действие канал эффектов может возникнуть во время самой перезаписи, и тогда «извлечение» звука с какого-либо из основных каналов для коммутации его на канал эффектов может вызвать осложнении. Но решение этой задачи будет зависеть главным обрааом от конструкции и схемы пульта перезаписи. Перезаписывая стереофонический фильм, мы слушаем воспроизведение в условиях первоклассной кинопроекции на киностудии. Различаются тончайшие нюансы звука и поэтому допускаются слишком малые модуляции. Мы не заботимся об ограничении уровня громких звучаний, будучи уверенными, что благодаря магнитной записи повышение его даже в больших пределах не внесет заметных искажений. При просмотре стереофонического фильма на студии поражает естественность звучания. Иначе слышен фильм в кинотеатрах даже при хорошо отрегулированной аппаратуре. Размеры зала, уровень его собственного шума, условия кинопоказа требуют определенных ограничений диапазона и для стереофонических фильмов. Поэтому при перезаписи стереофонических кинокартин нельзя ослаблять контроля за общим уровнем записи, надо сужать диапазон громкости, хотя и не в такой степени, как это делается для оптических фонограмм, но все же с учетом особенностей звуковоспроизведения в кинотеатрах. Изложенное показывает, насколько фундаментальными должны быть знания звукооператора в области техники перезаписи. Однако процесс перезаписи управляется и контролируется не только на основании технического опыта звукооператора, но его чувством и художественной интуицией.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |