Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перезапись стереофонических фильмов




Индикатор модуляции

 

Индикатор модуляции вряд ли нужен звукооператору для визуального контроля малых уровней: для этого нет инструмента лучше нашего уха. Стремясь к достаточно глубокой модуляции в тихих местах (чтобы фонограмма была «прочной» и с хорошей отдачей), рискованно пола­гаться только на показания индикатора, отклонение стрел­ки может составить ложное впечатление об истинном ка­честве. Здесь лучше верить слуху.

Гораздо важнее видеть средний уровень записи, его уровень около 100%, и особенно в области перемодуляций; на шкале индикатора она должна обозначаться широко, чтобы видно было, какова перемодуляция, — 120, 150 или же все 200%. Когда стрелка прибора упирается в макси­мальную (+ 2 дб) отметку в конце шкалы индикатора, можно только фантазировать о действительной степени перемодуляции: возможно, это +2 дб (125%), а может быть и намного больше.

Другим качеством индикатора является его временная характеристика.

В приборах с большим временем интеграции при очень быстрых переходных процессах кажущаяся вялость инди­каторной стрелки может дать ложное представление о действительном положении вещей; показания прибора не совпадут с субъективным впечатлением от изменений в уровнях записи. Такой прибор плохо отмечает пиковые выбросы. Индикаторы с малым временем интеграции актив­но реагируют на перемодуляции, однако не дают нагляд­ного представления о среднем уровне, записи.

Применяемые повсеместно в пультах перезаписи инди­каторы типа 8Э-6 с постоянной времени интеграции 60—80 мсек и временем возврата 1,5—2 сек нельзя еще назвать идеальными; иное дело электронно-лучевой инди­катор 8Э-33, сконструированный для многоканальной сте­реофонической перезаписи. Его время интеграции 16 мceк и время возврата 1,2—1,4 сек. Этот прибор оперативно и с достоверностью показывает уровни модуляций.

При всех случаях к любому индикатору надо привык-нуть, изучить его особенности.

 

 

Процесс стереофонической перезаписи фильма слож­нее, чем монофонической. Помимо обычных для перезапи­си операций здесь создается фонограмма с несколькими дорожками, каждая из которых требует регулировок и контроля. В процессе стереофонической перезаписи контро­лируют, корректируют или же целиком создают звуковую локализацию и коммутируют звуковые эффекты для вос­произведения по периметру зала.

Не всегда перезаписью можно исправить локализацию речи, искаженную в первичной фонограмме. Сравнительно легко исправимы дефекты из-за нарушения баланса уровней в каналах во время записи на съемке или тонировании: усилив или понизив на пульте перезаписи уровень воспро­изведения по нужному каналу, можно в известных преде­лах компенсировать погрешность. Но когда звуковая ори­ентировка «сбита» по другим причинам, например из-за неверной установки микрофонов, выправить локализацию микшированием при перезаписи чаще всего невозможно.

Если в снятом отрывке, где нужно исправить локали­зацию, на всем его протяжении сохраняется четкое звуча­ние с одной из дорожек фонограммы, такую фонограмму можно вынести на отдельную пленку и сориентировать звук способом псевдолокализации:

Достижения в технике искусственной локализации по­зволяют расширить применение этого способа для перезаписи речи в стереофонических фильмах.

Напомним, что в этом случае первичная запись остает­ся монофонической, а распределение звука по каналам осуществляется микшированием или каким-либо другим способом в процессе перезаписи кинокартины.

Автоматическая пссвдолокализация, применяемая для перезаписи стереофонических фильмов, — это устройство, управляемое клавиатурой и фиксирующее на отдельной пленке паспорт (авторы Е. Попова, М. Цукерман. «Мосфильм»). Паспорт приготовляется перед началом перезаписи каждой части. В момент самой перезаписи паспорт локализует сигналы без вмешательства звуко­оператора.

Система приближает звуковой эффект к подлинной стереофонии благодаря фиксации звука в каждый момент не на одну или две звуковые дорожки, а на все, причем в определенных соотношениях не только уровней, но и час­тотных характеристик.

Если в стереофонической фонограмме локализация за­фиксирована с небольшим смещением, слитность звуко­зрительного восприятия не нарушится.

В природе благодаря слуховой ориентировке человек в состоянии судить о местоположении невидимого источника звука; с другим свойством локализации сталкиваемся, ана­лизируя слухозрительные ощущения при демонстрировании стереофонического фильма. Пока мы еще не располагаем данными о допустимых углах, но на основании практиче­ских наблюдений можно утверждать, что при фактическом

 

Рис. 50. Три области локализации

 

несовпадении направления, откуда слышен звук, с местом, где на экране видно изображение его источника, зритель (слушатель) способен в некоторых пределах сближать звук с изображением: он как бы подтягивает звук к тому месту на экране, откуда имеет основание его услышать.

Надо пользоваться этим свойством слухового различе­ния, и не затрачивая усилий для скрупулезной точности локализации по точкам на экране, ограничить звуковое и зрительное совпадение в пределах определенных областей его плоскости. Достаточно трех, чтобы в широкоформатном фильме получить нужный эффект (рис. 50).

Работа с корректирующими эле­ментами, а также микширование уровней при перезаписи стереофони­ческого фильма принципиально не от­личаются от монофонической пере­записи, в особенности при автомати­ческой псевдолокализации. Все мани­пуляции идут до разветвления на несколько каналов.

Надо, однако, учитывать, что подъем высоких частот при наличии в первичной фонограмме или аппарате вос­произведения высокочастотного паразитного шума делает последний особенно ощутимым из-за его локализации по определенному каналу.

В главе о музыке приведена схема стереофонической записи оркестра и хора для фильма «Война и мир». Упо­миналось (см. рис. 40), что полученная фонограмма не была окончательной и подлежала при перезаписи допол­нительной обработке. Вот в чем она заключалась.

Звук с дорожки эффектов, несущей запись хора маль­чиков, коммутировался на отдельную группу аттенюаторов и там, где это считали необходимым, голоса мальчиков добавляли ко всем пяти каналам основной первичной ааписи.

Первая дорожка основной записи коммутировалась на другую группу аттенюаторов, и в моменты ведущих партий скрипок их звук распространялся на все заэкранные каналы.

Наконец, сигналы с четвертой дорожки, ответвленные на третью группу аттенюаторов, проходили через фильтры, причем пропускались только колебания до 200 гц. Там, где авторы хотели в музыке усилить низкие составляющие, они вводили этот отфильтрованный звук.

Таким образом, в фонограмме перезаписи музыки обо­гащалась, ее новое оформление было подсказано столк­новением всего комплекса элементов — зрительных и зву­ковых.

Во время перезаписи наносится звук на так называемую дорожку эффектов. Канал эффектов не предназначен для направленного действия; его репродукторы, установлен­ные на стенах и потолке, рассеивают звук почти равномер­но на всю площадь зала. Это позволяет как бы погрузить зрителей в звуковую среду изображаемых событий. Очень впечатляет, когда непосредственно в зале раздается гром, пение птиц, колокольный звон, ветер; весьма эффектны звуки строек, заводских цехов, грохот поезда в туннеле или шум парохода, когда он проходит под мостом.

Хотя звук с канала эффектов и не направлен, но его можно как бы локализовать, сопоставляя со звуками, иду­щими из-за экрана: своеобразная «перекличка», если это оправдано сюжетом, может быть применена как художе­ственный прием.

Главное назначение канала, эффектов — это шумы, но почти во всех стереофонических фильмах его используют как дополнительный для воспроизведения музыки.

При всех достоинствах канала эффектов, им надо поль­зоваться осторожно: его неисправность в каком-либо ки­нотеатре может лишить зрителей информации, которую несет 6-ая дорожка. Поэтому в качестве резерва нею про­грамму канала эффектов надо одновременно фиксировать и на звуковые дорожки заэкранного воспроизведении. Уро­вень этой резервной записи должен быть таким, чтобы пре­валировали звуки с динамиков, установленных в зале. Когда же из-за неисправности канал эффектов перестанет действовать, нужные звуки, правда, с меньшим уровнем, будут донесены до зрителей динамиками из-за экрана.

Идея ввести в действие канал эффектов может возник­нуть во время самой перезаписи, и тогда «извлечение» звука с какого-либо из основных каналов для коммутации его на канал эффектов может вызвать осложнении. Но ре­шение этой задачи будет зависеть главным обрааом от конструкции и схемы пульта перезаписи.

Перезаписывая стереофонический фильм, мы слушаем воспроизведение в условиях первоклассной кинопроекции на киностудии. Различаются тончайшие нюансы звука и поэтому допускаются слишком малые модуляции. Мы не заботимся об ограничении уровня громких звучаний, бу­дучи уверенными, что благодаря магнитной записи повы­шение его даже в больших пределах не внесет заметных искажений.

При просмотре стереофонического фильма на студии поражает естественность звучания.

Иначе слышен фильм в кинотеатрах даже при хорошо отрегулированной аппаратуре.

Размеры зала, уровень его собственного шума, условия кинопоказа требуют определенных ограничений диапа­зона и для стереофонических фильмов. Поэтому при пе­резаписи стереофонических кинокартин нельзя ослаблять контроля за общим уровнем записи, надо сужать диапазон громкости, хотя и не в такой степени, как это делается для оптических фонограмм, но все же с учетом особенно­стей звуковоспроизведения в кинотеатрах.

Изложенное показывает, насколько фундаментальными должны быть знания звукооператора в области техники перезаписи. Однако процесс перезаписи управляется и контролируется не только на основании технического опы­та звукооператора, но его чувством и художественной интуицией.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.