КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы обучения двигательным действиям
Физическое воспитание студентов ВУЗов Физическая культура и спорт представлены в ВУЗах как учебная дисциплина. Являясь составной частью общей культуры в профессиональной подготовки студента в течение периода обучения. Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Задачи физического воспитания: § Понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности. § Знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни. § Формирование установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. § Овладение системой практических умений и навыков обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. § Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности. § Приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Программа по физическому воспитанию студентов содержит теоретический, практический, контрольный разделы. Теоретический раздел предусматривает овладение системой специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения использовать их для личностного и профессионального развития. Знания сообщаются в форме лекций. Практический раздел. Учебный материал этого раздела направлен на повышение уровня функциональных знаний и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности. Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах. Контрольный раздел направлен на учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. В качестве критериев результативности выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для ВУЗов, а так же дополнительные тесты, которые проводятся в начале года и в конце - как определяющие сдвиг за прошедший период. Обучение в ВУЗе сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Динамика умственной работоспособности, сохранения высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в ВУЗе зависят от объема физических нагрузок (6-8 часов в неделю). 1. Занятия физкультурными упражнениями, должны содержать в первой половине каждого семестра 70-75% упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Во второй половине каждого семестра 70-75% применяемых средств необходимо использовать для воспитания силы общей и силовой выносливости. Такое построение занятий оказывает стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов. 2. Проведение физкультурных занятий 2 раза в неделю с нетренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели. Поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности. 3. В период сессии занятия желательно проводить не более 2-х раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60-70% 4. В рамках учебной недели рекомендуется следующая схема планирования занятий по физическому воспитанию § Понедельник - с целью активизации психофизического состояния организма студента. § Среда - занятия для поддержания работоспособности. § Пятница - снятие недельного утомления. Физическое воспитание студентов включает в себя следующие направления: Общеподготовительное направление - обеспечивает всестороннюю подготовку, и ее поддержание на уровне требований государственной программы по физическому воспитанию. Средства: общеразвивающие упражнения, легкая атлетика, плавание, туризм, лыжная подготовка. Спортивное направление обеспечивает специализированные систематические занятия одним видом спорта в секциях, а так же участие в соревнованиях. Профессионально-прикладное направление способствует подготовке к работе по избранной специальности с учетом ее способностей. Гигиеническое направление предусматривает использование средств физического воспитания для восстановления работоспособности и укрепления здоровья. Средства: утренняя гимнастика, закаливание, рациональный режим учебы и отдыха, оздоровительные прогулки и др. Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование средств физического воспитания при организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул для укрепления здоровья. Средства: туристические походы, экскурсии, подвижные игры. Лечебное направление обеспечивает восстановление здоровья в целом или отдельных функций организма. Методические принципы – это основные ориентиры (или правила), в которых сконцентрированы обязательные требования к проведению процесса физического воспитания для обеспечения необходимого эффекта. 1. Принцип сознательности и активности - является одним из важнейших, т.к. связывает физическую и духовную сущность личности. Назначение принципа в том, чтобы сформировать у учащихся глубокое осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно – спортивной деятельности Основные пути реализации принципа на практике: 1. Сообщать занимающимся в доступной форме знания о физической культуре, о средствах и методах физического воспитания, о физических качествах 2. Добиваться сознательного выполнения заданий, чтобы учащиеся понимали смысл, проникали в сущность изучаемых движений. 3. Ставить не только конкретные задачи, реализуемые на отдельных занятиях, но и перспективные цели. 4. Формировать мотивы физической деятельности. 5. Устойчивый интерес. 6. Ставить в условия требующие творчества. 2. Принцип наглядности - связан с ощущением и восприятием тех или иных реакций с помощью различных анализаторов (зрения, слуха, мышечно - связочного аппарата). Назначение принципа наглядности в следующем: 1. Создание зрительного и двигательного представления изучаемых двигательных действий. 2. Содействие разностороннему глубокому пониманию сущности физкультурно – спортивной деятельности. 3. Облегчение и ускорение процесса обучения двигательным действиям. Пути реализации на практике: 1) Систематически использовать разнообразные формы наглядности (показ упражнения в целом и по частям, замедленный показ, демонстрация наглядных пособий: схем, рисунков, фото, видео, применять музыкальные сопровождения, звуковые сигналы, различные ориентиры). 2) Находить наиболее оправданные соотношения в использовании разных форм наглядности (чтобы ускорить процесс совершенствования целесообразно искусственно выключать зрительный анализатор, например, ведение баскетбольного мяча с закрытыми глазами и т. д.). 3) Находить разумные соотношения наглядности и слова в зависимости от возраста и уровня подготовленности занимающихся. При этом надо помнить что, с увеличением возраста, и уровня подготовленности удельный вес наглядности целесообразно снижать, а слова повышать. 4) Для развития наблюдательности надо практиковать специальные задания по наблюдению за техникой, тактикой более сильных команд, и последующим анализом увиденного. 3. Принцип доступности и индивидуализации - предусматривает обязательный учет индивидуальных возможностей занимающихся, в плане определения для них посильных нагрузок и заданий. Назначение принципа в том, чтобы обеспечить для каждого наиболее оптимальные условия для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков. Исключать вредные последствия для организма человека (непосильные нагрузки, требования, задания). Разработаны общие положения, которые служат лишь ориентирами в реализации принципа на практике: 1) Определить меру доступного, руководствоваться учебными программами и нормативными требованиями. 2) Сведения об индивидуальных возможностях можно получить, применяя тесты, а так же систематического врачебного контроля. 3) Важным моментом для определения допустимых нагрузок является положение о постепенности их увеличения и усложнения. 4) Для практического осуществления принципа доступности важно соблюдать методические правила - от легкого к трудному, от простого к сложному, от освоенного к неосвоенному. 4. Принцип систематичности - в физическом воспитании этот принцип признается центральным. Сущность принципа в том, что физическое воспитание надо осуществлять регулярно, при оптимальном чередовании нагрузок с необходимым отдыхом. Назначение принципа в том, чтобы обеспечить суммирование срочных сдвигов в организме, достигнутых благодаря фазам сверхвосстановления; в обеспечении адаптации организма к предъявляемым ему нагрузкам. Принципы реализуются путем соблюдения методических требований: 1. Исключать неоправданные перерывы в занятиях. 2. Рационально чередовать нагрузку и отдых. 3. При построении занятий необходимо соблюдать единство повторения пройденного материала и включение нового, вариативного. 5. Принцип прогрессирования - выражает тенденцию неуклонного повышения требований к занимающимся. По мере выполнения одной и той же нагрузки, организм адаптируется, поэтому важно постепенно увеличивать тренировочные нагрузки. Основным назначением принципа является: 1.Обеспечение прочности приобретаемых умений и навыков, а так же адаптационных перестроек, лежащих в основе развития физических качеств и повышением физической работоспособности. 2.Обеспечение их прогрессивного совершенствования и тем самым расширение функциональных возможностей организма. В практике существует три типичных варианта: прямолинейно-восходящая форма повышения нагрузки, ступенчатая и волнообразная. Идея прямолинейно-восходящей формы в том, что на каждом занятии, величина нагрузки увеличивается (3000 м. + 100 м., на другом занятии + 100). Идея ступенчатой формы в том, что на протяжении длительного времени (например, в течение 2 недель) выполняется стабильная нагрузка, после она увеличивается более значительно, чем при прямолинейно-восходящем варианте. Происходит скачек на другую ступеньку. Сущность волнообразной динамике нагрузок характеризуется сочетанием постепенного повышения нагрузок с заметным нарастанием и последующим некоторым снижением.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |