Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы организации




Законы организации в статике (структурах), динамике (в процессах)

Классификация законов организации. Законы синергии, самосохранения, информированности и упорядоченности, единства анализа (синтеза), композиции и пропорциональности. Принципы статической и динамической организации, их сравнительный анализ.

 

Закон – это связь между элементами, имеющая необходимый существенный устойчивый и повторяющийся характер.

2 вида:

1. Объективные. Отражают связь элементов в системе организационных отношений. Носят название «законы организации». Пример: закон синергии, закон самосохранения и т.д.

2. Субъективные. Регламентируют организационные отношения. Называются «законы для организации». Например, ФЗ РФ «Об акционерных обществах» и т.д.

При разработке субъективных законов для организации необходимо учитывать действие объективных законов, которые являются первичными.

Объективные законы, в свою очередь, подразделяются на:

Законы строения организации (в статике, в структурах) отражают внутренние устойчивые связи между элементами организации и внешним окружением и организацией в целом. Это: закон композиции и пропорциональности, закон развития (онтогенеза), закон наименьших.

Законы функционирования и развития (в динамике, в процессах) раскрывают устойчивые связи в процессе жизнедеятельности организации, характеризуют основную линию развития организации. Это: закон синергии, закон информативности, упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон самосохранения.

 

1.1. Закон композиции и пропорциональности требует сохранения пропорциональности между организацией как целостным системным образованием и ее элементами при любых возможных изменениях. При этом каждая организация стремится приобрести (создать или сохранить) в своей структуре все необходимые ресурсы, находящиеся в заданном соотношении или заданной подчинённости.

Указанная тенденция реализуется прежде всего в стремлении:

· Выбрать оптимальную структуру;

· Создать благоприятную среду обитания.

В отношении коммерческих организаций закон выражается в стремлении к работе с добросовестными и надежными партнерами (например, поставщиками сырья, сбытовыми организациями, кредитно-финансовыми учреждениями).

Такие объединения преследуют следующие цели:

− создание условий для финансирования процесса (формирование стартового капитала);

− выбор системы распределения рисков;

− накопление необходимого запаса материальных ресурсов;

− минимизация издержек.

Существуют следующие факторы, которые вынуждают объединяться предприятия:

ü общеэкономические (экономическая нестабильность, экономическое давление со стороны конкурентов и криминальных структур);

ü финансовые (преимущества концентрации финансов, взаимная финансовая подстраховка);

ü технологические (информатизация процессов управления, переход ряда организаций к работе в среде электронной коммерции).

 

1.2. Закон развития. В процессе жизнедеятельности организации проходят закономерные изменения (фазы жизненного цикла), направленные на максимальное использование потенциала организации для достижения поставленной цели.

Развитие – необратимое направленное изменение материи и сознания.

2 формы: эволюционное (непрерывные количественные и качественные изменения) и революционное (скачкообразные изменения).

Выделяют также прогрессивное и регрессивное развитие.

Развитие организации обусловлено рядом факторов:

- Изменение на рынке спроса и предложения.

- Изменение внешней среды.

- Изменение внутренней среды.

- Изменение приоритетов потребностей человека и общества.

- Старение и моральный износ имущественного и интеллектуального комплекса.

- Изменение экологии.

- Глобальное состояние цивилизации.

 

1.3. Закон наименьших. Структурная устойчивость целого определяется его наименьшей частичной устойчивостью. Сбыт -> производство -> ресурсы.

 

2.1. Закон синергии состоит в том, что в любой организации возможен как прирост энергии, так и снижение ее по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов.

Синергия – это совместное взаимосвязанное действие двух или нескольких элементов системы:

ü материальных (территории, зданий, техники, денежных средств);

ü социальных (руководителей, персонала, партнеров, поставщиков).

Синергетический эффект – это совместное действие нескольких факторов, полученное в результате их взаимосвязей и отличное от раздельных эффектов данных факторов.

Основными показателями положительного синергетического эффекта являются:

· увеличение производительности труда;

· сознательное отношение работников к труду,

· хороший психологический климат в коллективе,

· высокое качество товаров и услуг,

· хороший имидж фирмы,

· высокая конкурентоспособность,

· рост прибыли.

Факторами, оказывающими влияние на снижение данного эффекта являются:

− неэффективный менеджмент,

− отсутствие в коллективе лидера,

− слабая техническая оснащенность, использование устаревших технологий и др.

 

2.2. Закон информативности – упорядоченности означает, что любая организация способна к выживанию только в том случае, если она обеспечена полной достоверной и упорядоченной информацией.

Информация обладает следующими свойствами:

− достоверность;

− упорядоченность;

− полнота;

− объем;

− ценность;

− оперативность.

3 уровня объёма информативности:

1. Информационная избыточность необходима для подготовки особо ответственных решений. Достигается в результате дублирования информации о каком-либо процессе, поступающей из разных источников. Возрастает качество решения, но возрастают и временные затраты, и общая стоимость информации.

2. Недостаток информации из-за отсутствия достоверных источников информации, отсутствия самой информации, недостаточного профессионализма или искусственной монополизации. Возрастает неопределённость и риск, увеличиваются затраты времени и затрудняется выработка правильного решения. Способствует активизации творческой мысли работников по поиску нестандартных решений.

3. Субминимальный уровень. Минимальный объём информации, при котором можно принять обоснованное управленческое решение. Лучшее соотношение между затратами на информацию и полученными результатами.

Ценность информации характеризует её как материальную или интеллектуальную продукцию, имеющую потребительскую стоимость.

 

Уровни ценности информации.

Уровень Снижение затрат или повышение прибыли от использования Примечание
Нулевой   Искажённая ложная информация.
Средний 1,1 – 1,5 раз Достоверная, качественно необходимая, полезная, точная. Рациональные предложения, новые проекты, удовлетворяющие новый набор потребностей человека и общества.
Высокий 2 – 5 раз Создаётся в НИИ и венчурных компаниях. Изобретения, научные открытия, новые идеи, инновационные технологии.
Сверхвысокий более 10 раз Получается в исследовательских центрах и признаётся мировым сообществом как выдающееся.

 

2.3. Закон единства анализа и синтеза заключается в том, что благодаря использованию в процессах управления организацией процедур анализа и синтеза обеспечивается настройка организационной системы на оптимальный вариант достижений поставленной цели.

Анализ – это разделение целого на части, представление сложного в виде простых составляющих, изменение этих частей, добавление новых или ликвидация для более эффективной деятельности или удобства исследования.

Синтез – это соединение набора простых составляющих объекта в единое целое, согласование их деятельности для более эффективного функционирования либо удобства исследования.

 

 
 

 


2.4. Закон самосохранения состоит в том, что любой организации как социально-экономической системе присуще стремление к самосохранению (выживанию) за счет оптимального использования кадровых и материальных ресурсов.

Факторы, влияющие на потенциал выживания организации:

Внешние факторы:

− международные – взаимоотношения между государствами, соглашения по тарифам и торговле между странами, законодательные основы различных стран;

− политические - гос. стой, законодательная и нормативная деят-сть государства;

− экономические – темпы инфляции (дефляции), налоговые ставки, способность управлять финансами на государственном уровне, условия предоставления кредитов, уровень цен, платежеспособность населения, уровень безработицы в стране;

− технологические – технологические нововведения;

− социальные - социальная, демографическая и психологическая обстановка в стране, уровень культуры, в т.ч. культуры взаимодействия организаций.

Внутренние факторы:

- Принципы деятельности организации.

- Уровень квалификации персонала.

- Эффективность реализации мотивов и стимулов.

- Использование ресурсов и технологий.

- Уровень коммуникаций.

- Степень сочетания функций и структуры управления.

- Качество и уровень реализации маркетинга.

Для повышения созидательного потенциала организации необходимо:

o совершенствовать климат в коллективе;

o добиваться оптимального сочетания структуры и функций;

o развивать инновационную деятельность;

o повышать профессионализм персонала;

o иметь хорошую информационную сеть связи.

 

1.5. Закон необходимого разнообразия. Разнообразие систем управления организацией должно превышать разнообразие управленческого процесса или быть равным. Т.е. проектируя любую подсистему организации, следует обеспечить возможность принятия разнообразных решений, при этом разнообразие решений должно быть большим, чем разнообразие проблем, с которыми сталкивается организация.

На сегодня разработано несколько путей совершенствования организации управления:

1) увеличение мощности механизмов регулирования и управления за счет роста численности аппарата управления, механизации и автоматизации управленческих работ;

2) сокращение постоянно контролируемых и регулируемых параметров управления (что не всегда желаемо с точки зрения качества выпускаемой продукции);

3) ограничение разнообразия (сложности) управляемой системы, т.е. установление более четких правил поведения компонентов системы (унификация, стандартизация).

Наибольшее распространение получил третий путь. Однако перечисленные формы его реализации не всегда желательны, поскольку сдерживают развитие организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.