КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тематизация философского дискурса в его жанровых метаморфозах: тема любви 1 страница
Проблематика локализации дискурса неразрывно связана с вопросом об идентификации его топологии. До недавнего времени в философской традиции ХХ века (Ф. де Соссюр, А.-Ж. Греймас, IО. Хабермас, Н. Хомский, Ж. Курте, И.Фуко) дефиницией «локального дискурса» являлось указание на социальную обусловленность его организации как системы речи. Но в последние годы, когда дискурсивный анализ разных «форм» высказывания стал весьма затруднителен, вопрос уже не в том, что делать с возникшим в ХХ веке чрезмерным обилием различных дискурсов, а в том, как этим изобилием правильно распорядиться и; в частности, эффективно использовать его в контексте философского сознания. Для нас это означает поиск того «территориального центра», вокруг которого могли бы группироваться локальные дискурсы, близкие по содержанию, по идеям или проблематике. Символика «места», топоса, призвана здесь задействовать те дополнительные, исторически изменчивые границы, которые определяют стихийное притяжение некоторого множества локальных дискурсов, независимо oт времени их возникновения и наличных «разрывов» между ними. C этой главной проблемой органически связана и другая – понять, в какой мере содержательное тяготение и пространственное сближение локальных дискурсов воздействует на их язык, на перестройку связей между элементами этого языка, на саму форму дискурса как такового. Признавая относительность границ между группировками дискурсов разного типа, стилей и жанров словесности, необходимо понять, как возможны в принципе такие группировки, как складываются и преобразуются сложные топосы. Вопрос о том, как различные дискурсы обретают для нас зримые черты а точнее, становятся для людей некоторым подобием «топографической карты», которой они могут следовать, значит не только в житейском смысле, но и теоретически. Так что главная задача нашего исследования состоит не в том, чтобы еще более обособить и без того непримиримые «пути» дискурсивных практик, а в том, чтобы понять, что определяет принадлежность некоторого множества жанров словесности именно к философии. B этой связи одной из важнейших проблем, возникающих перед современной философией, является поиск того основания, которое связывает дискурсивные практики, фиксируя местонахождение каждого локального дискурса и его жанровые трансформации. Но прежде чем приступить к конкретному анализу, нам не помешает определиться с тем, по какому принципу локализуется современный дискурс. Об этом высказывались многие философы, но мы воспользуемся опытом анализа М. Фуко. В числе дискурсов он называет экономику, медицину, грамматику, науки о живых существах – перечисление их всех открывает место специфическим организациям концептов, типам высказываний, группировкам объектов, которые формируют в соответствии со степенью их связанности строгие устойчивости –темы или теории. Например, в грамматике это тема праязыка, породившего все остальные языки и оставившего в них иногда поддающиеся расшифровке следы; в филологии XIX века это место – за теорией более или менее близкого родства между индоевропейскими языками и архаичными диалектами, которые служат им общим местом и отправной точкой; в XVIII веке – то тема эволюции видов, которые развиваются в непрерывной связности природного времени, объясняя действительные «лакуны» с помощью таксономической таблицы. Перечисленные темы можно условно назвать стратегиями – независимо от формального уровня их выражения. Но что особенно важно, все эти «темы» можно обозначить как «место», за которым закреплена привилегия локального дискурса. 3вучит тавтологично, но именно в этом «месте» имеет место жесткая регламентация дискурсивных порядков и границ. Еще у греческих поэтов VI века истинным дискурсов – в точном и единственно значимом смысле слова – дискурсом, которому следовало подчиняться, потому что он упорядочивал, был тот, который, во-первых, имел место в соответствии с оформляющим ритуалом; а во-вторых, дискурс, который властвовал и присуждал каждому свою меру. Но в чем может заключаться эта «мера», как не в самом дискурсе? Что это, если не строгая тематическая рамка, исторически сложившаяся территория, на которой только и допустима последовательность высказываний, установленная заранее? Иными словами, всякий дискурс «говорит» столько, сколько позволяет ему заранее выбранная тема. Сказать что-то, помимо заявленной тематики, все равно, что высказываться сверх меры или занимать территорию, которая этому дискурсу не принадлежит. Тема – вот что является искомым центром, дающим различным дискурсам возможность беспрепятственно локализоваться. С давних пор она является ведущим принципом группировки и смысловой точкой сборки дискурсивных практик. Благодаря наличию темы дискурс поддается фиксации и «топологизации». Только в связи с темой жанровые метаморфозы философского дискурса перестают быть разрозненной мозаикой фрагментарных дискурсивных практик. В особом порядке дискурса они приобретают разборчивый вид, образуя «лакуны» и словно накладываются на «карту», в которой расчерчена территория и обозначен маршрут. Итак, тема – есть мера упорядоченности, критерий цельности дискурса. И если раньше практика высказывания в значительной мере идентифицировалась с ее «формальным» аспектом, то теперь, когда миновала эпоха тотального поиска различий, одного упоминания о том, что отсутствует четко очерченная тема, будет достаточно, чтобы дискурс оказался дискредитирован, приобретя характер если еще не досадной ошибки, то уж точно чего-то химерического или бредового. Так или иначе, в структуре всякого локального дискурса, тем более, если это дискурс философский, факт тематизации остается решающим. С древнейших времен дискурсы множились и усложнялись. Их границы функционировали как системы исключения – там, где располагается директория одного дискурса, не было места для другого. В этом был смысл политики локализации. Но нынешняя эпоха с ее причудливыми трансформациями дискурса, и, порожденной практикой постмодернизма, в корне перевернула классическую парадигму повествования. Не удивительно, и то в пространстве современной философии локализованные дискурсы спорят, пересекаются, пытаясь ужиться или выйти за свои границы, присвоив территорию другого путем незаконного захвата. Единственное, что теперь остается для их разграничения, - это тема. Конечно, в философии много тем, и описывать одну – не означает исключать другие. Все темы равноправные в наличии собственной «территории» дискурса. И до сих пор каждый отдельный дискурс построен на принципе прерывности – это закон его границ, объемов и принципов локализации, только так мы можем отличить один дискурс от другого. И несмотря на то, что темы перекликаются, присутствие их как «места» концентрации дискурса оказывается единственным носителем порядка и целостности высказываемого в нем. Дискурс – дискретен. Он таков хотя бы потому, что обречен на постоянное комментирование, которое силится упорядочить нечто, что к этому порядку пока не принадлежит. Тема – творческий эпицентр этих усилий. В центре внимания «артикулирующего» - не только дискурсивные практики, которыми он не намеревается воспользоваться. Бесконечная задача говорящего – постоянное преодоление внушающих доверие гранит локального дискурса. «Полное стирание этой разноуровневости не может быть не чем иным, как игрой, утопией или тоской. Игрой комментарии в духе Борхеса, когда комментарий есть только вторичное (на этот раз – торжественное и ожидаемое) появление того, что он комментирует; игрой критики, которой бы до бесконечности говорить о несуществующем произведении; лирической метой о таком дискурсе, который возрождается в каждой из своих точек абсолютно новым и девственным, который вновь возобновляется и снова появляется, во всей своей свежести; беря начало от вещей, чувств или мыслей»¹. В качестве единого и универсального посредника в цепи «метаморфоз» философского жанра философская тема как бы перемещает локальный дискурс, подводит его к самому своему краю, песту – по ту сторону собственных границ. Так одна и та же тема способна собрать все великие фигуры в истории философии, всех, кого жанровый дискурс непрестанно сталкивает друг с другом: Карла Маркса – с его вопросами истории, Фихте – с его проблемой абсолютного начала философии, Анри Бергсона – с тематикой контакта с не-философским, Серена Кьеркегора – с его проблемой повторения и истины, Э. Гуссерля – с его темой философии как «бесконечной задачи», связанной с историей нашей рациональности. За «местом» этих великих фигур можно увидеть все те темы, которые сущностно отличают философию, ее специфику и области знания, соседствующие с психоанализом и его странной логикой желания, равно как и с математикой и формализацией дискурса; теорией информации и ее приемником – анализом живого, то есть со всеми теми локальными областями, исходя из которых ложно поставить вопрос о взаимопроникновении и логике, так же, как и об отличии и трансформации различных дискурсов, жанровых новообразований и философских систем. Но, прежде чем говорить о специфике собственно философской темы, равно как и об акте тематизации в применении к трансформации жанрового дискурса, зададимся вопросом о том, какую роль в принципе играет тема как меря порядка локального дискурса против хаоса аморфных, «артикулирующих» без какого бы то ни было порядка, дискурсивных форм. Надо признаться, что здесь еще много неясного, поэтому, чтобы не избегать трудностей, а сразу расставить все точки над «i», рассмотрим два наиболее симптоматичных полюса тематизации. Один из них составляет понимание темы в научном дискурсе, другой помещает ее в контекст литературоведческого анализа. Рассматривая тематический анализ науки, Джеральд Холтон настаивает на том, что следует обнаруживать черты постоянства и непрерывности в развитии научных тем. В своем труде, озаглавленном «Тематический анализ науки», Дж. Холтон говорит о присутствии в науке относительно постоянного суммарного количества научных тем, циркулирующих в любой данный момент в сообществе ученых и наделяющих науку, несмотря на весь ее рост (прогресс) и изменчивость, той особой спецификой, которой она обладает. Не отрицая того обстоятельства, что тематическая структура научной деятельности проявляется в процессе изучения индивидуальных возможностей выбора, открытых ученому, анализ тематизации в науке позволяет подчеркнуть «дополнительные формы» сохранения и преемственности в развитии научного знания. По мнению Холтона, само понятие «тема», в том смысле, в каком оно применяется в науке, делает акцент на исконной «проблематичности» группы исследуемых феноменов. Дело в том, что научная мысль бьется по большому счету не над темой, а над проблемой. Строго говоря, в науке преемственны не темы, а фундаментальные проблемы, пока они не нашли своего разрешения. До тех пор, пока проблема не выявлена и не понято, в чем она состоит, тема ни для кого не представляет интереса. Проблема же всегда связана с развитием линии инвариантного. Вариации всегда проблематичны, поскольку в них присутствует некая принципиальная незавершенность. Возможно бесконечное число вариаций на одну и ту же «тему». Однако то, что в ней есть инвариантного, составляет как бы одно основное ядро, которое притягивает научную тематику, не позволяя ей распадаться до уровня множества описаний отдельных феноменов. На самом же деле каждая тема многолика и многогранна, и проблемы, извлекаемые из нее наукой, более напоминают причудливую мозаику, суть которой можно ухватить лишь рассматривая эту тему в целом. Это тематическое целое и есть смысловое ядро жанровой трансформации, осуществляемого в рамках научного дискурса. Каким бы странным это ни показалось нам на первый взгляд, но немалую роль в процессе указанной трансформации ученые-исследователи отводят такой «ненаучной» категории, как воображение. «Действительно, - говорит Джеральд Холтон, - здесь вновь и вновь возникают темы, источником которых может быть человеческое воображение, формирующееся еще до принятия сознательного решения заняться наукой»². Казалось бы, идея «тематического воображения» и основанная на ней мысль автора о неисчерпаемости богатстве тематической структуры как таковой не должна распространяться на область научного знания. Но зачастую мы видим, как собственная деятельность ученого свидетельствует о том, что человек на деле, если он настоящий ученый, способен превратить имманентные границы своего творческого воображения из слабости в силу, а не просто сожалеть о них или пренебрегать ими. Наука, безусловно, пытается максимально отвлечься от автора; единственный, кто существует в процессе исследования, - это субъект научно-исследовательской деятельности, а он концентрация, опосредованное выражение функционирования всеобщей и необходимой тематики. В противном случае, замечает Холтон, «всегда остается опасность спутать тематический анализ с чем-то иным: юнговскими архетипами, метафизическими концепциями, парадигмами или мировоззрениями»³. Однако по сути своей научный метод – генерализирующий (как отмечали еще Риккерт и Виндельбандт), его ведущими характеристиками остаются общие и закономерные связи – между явлениями природы, общества или культуры. При этом важнейшей особенностью в работе многих крупнейших творцов науки составляет принятые ими некоторого ограниченного числа тем, и споры между их идеями зачастую включают противостоящие друг другу темы, объединенные в целые дриады или триплеты, - такие как, например, атомизм и непрерывность, эволюция и катастрофические изменения, простота и сложность, неизменность, анализ и синтез. Существенно иной аспект тематизации открывается в дискурсивном анализе литературы. Новейшие установки на размыкание и плюрализацию литературоведческой практики и интертекстуальный подход к «теме» отличают небезынтересную для нас позицию А. К. Жолковского, раскрытую им в книге «Блуждающие сны». С его точки зрения, тематический анализ художественного произведения симптоматичен тем, что делает акцент не на теории межтекстовых связей, а на ее применении к конкретным явлениям литературы. В дискурсивной практике литературоведения «тема» рассматривается как система инвариантных для каждого автора мотивов, глубинных (мифологических или психологических) архетипов, современных контекстов и реальных подтекстов жизни, с которыми играет произведение. Отсюда идея цитации или вечная проблема чужого голоса, диалогически присутствующего в каждой «теме». И тем не менее, литературные явления не есть только вариации на общие темы. Выход на первый план уникальных авторских мотивов сохраняет роль как идеологических или исторических, так и биографических факторов. «Единство текста (как правило, амбивалентное, внутренне противоречивое); - рассуждает А. К. Жолковский, - ранее искавшееся в его имманентной сердцевине, теперь предполагается охватывающим и то, что вовне. Спроецированное на множество контекстов, произведение предстает как комплекс акций, направленных на те или иные явления в «жизни» и «искусства» (а иногда и на конкретных авторов, представляющих эти явления). Главным приемом дискурсивного анализа по-прежнему остается привлечение новых данных. Характерный исследовательский жест: «А что если прочесть текст А с текстом Б в руках?!» - нацеливается теперь на выявление того действия, которое в тексте А учинено над текстом Б; и этот жест воспроизводится несколько раз, для того чтобы наконец установить, какие поступки совершены одновременно и по отношению к текстам В, Г и Д»4. Речь идет об авторе – понимаемом, конечно, не как говорящий индивид (поле языкового дискурса), который произносит или написал текст. Мы говорим о принципе, центрирующем литературный дискурс как таковой. «Роль» автора здесь подчеркивает основной метод «наук о культуре» (Г. Риккерт), а именно – индивидуализирующий. Но и в тех областях, где принято приписывать текст автору, - таких, как литература, философия или наука, - этот принцип играл далеко не однозначную роль. В средние века, к примеру, атрибуирование какому-либо автору в порядке упомянутого научного дискурса было необходимо, так как это было показателем истинности. Предполагалось, что свою научную ценность положение получает именно от автора. Начиная с XVII века эта функция в рамках научного дискурса стирается: принцип автора нужен теперь лишь для того, чтобы дать имя теореме, «эффекту», «синдрому». Зато в рамках литературного дискурса функция автора, - причем начиная с этого же времени – все больше увеличивается: всем этим рассказам, драмам, комедиям и поэмам в те же средние века было дозволено циркулировать анонимно. И вот теперь от автора требуют, чтобы он отдавал себе отчет в единстве текста, который подписан его именем; его просят раскрыть или, по крайней мере, иметь при себе тот скрытый смысл, который пронизывает его текст. При этом подразумевается, что смысл этот – сугубо индивидуален. Текст связывается с личной жизнью, переживанием своего создателя, то есть с реальной историей, видевшей его рождение. «Автор - это то, что лишающему покоя языку вымысла дает формы его единства, узы связности, прикрепление к реальности»5. Дискурсивная ткань, в которую вплетаются оба этих понимании «темы», как и «ткань» всякого текста, обладает двумя неотъемлемыми составляющими. С одной стороны, для того, чтобы локализовать дискурс, тема простраивается в определенном порядке; с другой – для того; чтобы дискурс не превратился в «мертвый язык», его порядок должен зиждиться на реальном фундаменте жизни людей. «Дискурс – это не жизнь, у него иное время, нежели у нас» сказано у М. Фуко6. Но раскрывая отдельные темы, дискурс позволяет нам выразить ее суть. В дискурсе жизнь идентифицируется с порядком «артикуляции», концентрируя свободную практику «переживания» - в тему. Жизнь порождает темы; дискурс запечатлевает жизнь. Жизнь многогранна, и такими же многоликими должны быть формы и техники описывающего ее языка. Симптом «артикуляции» в том, что в процессе своего выражения тема «поворачивается» к дискурсу разными гранями – в зависимости от того, какое место дискурс уделяет ей в жизни. Одной из фундаментальных характеристик темы является то, что она не дублирует, а комментирует жизнь. Вполне возможно, что такая дефиниция темы – один из способов стереть реальность дискурса. (Дискурс – не жизнь и даже не двойник жизни, дискурс – комментарий, который ее постоянно прерывает.) Но нам кажется, что это способ зафиксировать изначальную причастность дискурса миру. «Дискурсивная практика» призвана высказываться, но кто поручится, что не это «высказывание» конституирует жизнь? И можем ли мы вообще называть жизнью то, что безмолвно? «Безмолвно» не только в речевом плане. В рамках теории коммуникативной компетенции и универсальной прагматики Хабермаса и число «дискурсивных практик» вводились и неязыковые практики, манифестирующиеся в доступных чувственному восприятию формах, например, в жестах. Критическая рефлексия научного дискурса, как мы видели, акцентирует в теме элемент универсального, теорию порядка и принудительность апробации. Сравнительно небольшое количество научных тем непрерывно комментируется и уточняется, подвергаясь верификации на новом, доставляемом фактами жизни опытном материале. Роль комментария существенна, но здесь таковым является система доказательств. Что же касается художественного дискурса, то в нем – комментарии излишни. Но «излишни» не в том смысле, что не нужны вовсе. Литература всегда подразумевает некий «избыток», по сути, это постоянное наращивание авторского начала. Каждый читающий – суть невольный соавтор. Возобновляющееся соавторство в дискурсе и есть форма комментария к жизни. Литературный дискурс плотен, но не настолько, чтобы не впустить в свою плоть всякого, чья жизнь затронута темой этого произведения. Внедряясь в художественный дискурс, читающим оказывается в ситуации двойственности. С одной стороны, он не доводит тему до ее писательской практики (и это понятно, ведь книга уже написана, а он ее всего лишь читает), - все то, что ему хочется сказать о «жизни» уже сказано автором. Однако, с другой стороны, взявшись говорить о «жизни» вместе с автором (так мы читаем «про себя» и все равно «вслух», будто бы проговариваем содержание произведения), он ведет речь непосредственно от имени заинтересовавшей его темы. Парадокс в том, что, говоря о «жизни», автор-читатель создают «дискурс», комментируют культурно-историческую «надстройку», созданную людьми над реальностью их переживаний, то есть тему, формально закрепленную в истории языка. И тот и другой локальный дискурс неизбежно фрагментарен. И все-таки есть «локус»; где сходятся границы науки и литературы. Дискурс, окунувшийся в жизнь, локализуется в теме, вышедшей из жизни. В «дискурсивных практиках» тема приобретает соразмерность и словно бы расширяет свою территорию. Но просто литературной или научной теме это не под силу и та и другая слишком привязаны к определенному «месту». Область «по ту сторону» всех локализации, несомненно, существует, но изначально заданные координаты дискурса делают его статичным. Для того чтобы границы локализации стали подвижными, ему потребовалось бы вмешательство таких тем, чья предрасположенность к жизни не ограничивалась бы обычным комментаторством. В первую очередь отличать их должен язык «непрерывной трансгрессии». И таковым дискурсом может быть только тот, назначение которого становится «жестом, обращенным на предел». А на эту роль из всех имеющихся может претендовать только философия. Тяга философского дискурса к использованию территории дисциплин, к нему прямо не относящихся (например, в науке или литературе), обеспечивает ее темам особый статус внутри общих дискурсивных границ. Стыки различных тем проблематизируют «топос», ставят его под вопрос в плане самоопределения локального дискурса. Разрешить же эту проблематизацию способна лишь «практика» дискурса, не ограниченного в средствах распространения. Нам думается, именно в этом заключается специфика философского подхода к теме. Теперь понятно, почему для нас столь важен вопрос: «А что же, в конце концов, отличает собственно философскую тематику? И существуют ли те критерии, по которым ее можно выделить?» Говоря о том, что характеризует философское раскрытие темы, в первую очередь следует выделить ее концептуальное выражение. Концептуально же то, что может быть приложено ко всякого рода знаниям, будь то философия, наука или литература. Для философии – концепция, если можно так выразиться, это та «местность»; на которой «проживает» ее дискурсия. В сущности, в этом и состоит междисциплинарная функция философского медиаторства. Как и всякий другой, философский дискурс максимально комментирует. Но его комментарии тяготеют к отчетливо строгой системе. Система – это всегда наличие основания дискурсивной различимости. Различая комментарии локальных дискурсивных практик, философия выступает для них в роли «метакомментария», как топос, способный вместить и сконцентрировать, казалось бы, непримиримые элементы. Являясь медиумом на территории дискурсивных «топосов» и жизненных «тем», философская дискурсия носит весьма динамичный характер. Творческий синтез уникального и универсального – вот что характеризует особую «дискурсивную практику» философии. Благодаря ей дискурсы могут быть трансформированы один в другой, фокусируясь в «топосе» темы. Тема - «ближайшее», чем обладает дискурс в своей претензии на жизнь. Сама же жизнь ближайшим образом дана человеку в его переживаниях. Но «ближайшее» не есть отчетливое. Логическую ясность переживание приобретает только тогда, когда оно структурировано в дискурсе, вмещено в его формальный порядок. В конечном итоге не что иное, как порядок дискурса гарантирует переживанию узнаваемость, а значит, именно дискурс идентифицирует, рассматривая тему как место своей встречи с жизнью. Поэтому разговор о тематизации в принципе не может быть абстрактным. Философское «теоретизирование» с самого начала погружено в животворящую стихию тематического материала. Жизнь порождает тему, а тема концентрирует в себе жизнь. Живая тема словно обнаженный нерв процесса тематизирования, потому что с самого начала и до конца она насыщает конкретикой переживания его дискурсивную плоть и кровь. Теоретическое осознание специфики тематизации философского дискурса как того основания, которое связывает его разнообразные практики, немыслимо без учета конкретной картины сохранения и относительной устойчивости границ одной и той же предметной темы в некотором множестве жанровых модификаций. И, пожалуй, наилучшие возможности для анализа этой стороны проблемы процесса тематизации философского дискурса предоставляет одна из самых трудных в философии тем (впрочем, как и один из самых сложных феноменов жизни), какой является любовь. В комментарии любви задействована большая доля воображения. Любовь как философская тема – это не только «калька» с человеческих переживаний. Чтобы концептуально представить пережитое, «поймать феномены за хвост» и кристаллизовать их в формальную структуру порядка, который дискурсивен, ей требуется не теоретическое оформление, а философское освидетельствование. В реальной жизни каждого человека тема любви возникает с тем, чтобы закрепить «комплекс переживаний» как «территорию» ее дискурса и локализовать «игру» дальнейших идентификации. Такова одна из важнейших функций локализации – как «разметки» дискурса любви. В результате тема имеет вид фрагментов ее различных переживаний. «Переживание есть единственное свидетельство», - писал в «Политике переживания» Р.Д. Лэнг7. В перспективе дискурса любви нечто свидетельствует только в связи с его тематизацией. Но о челм еще может свидетельствовать исследуемая тема, как не о ряде переживаний любви, в которых имеется определенный порядок? Порядок в любви свидетельствует о присутствии в дискурсивных практиках ее присвоения таких имманентных «тематических структур», которые в конечном итоге и интендируют смысл-интенсионал. Дискурс любви есть то, что задается в ней как внутренний закон, как скрытая «сеть», согласно которой соотносятся друг с другом различные формы и виды любви, и одновременно – это то, что существует только проходя сквозь призму чувства, взгляда, внимания и языка. Перефразируя Фуко, скажем, что порядок любви есть порядок того дискурса, в котором она существует как тема. Метафизика порядков любви всегда обнаруживалась в неразрывной связи с историческими кодами тех культур, в рамках которых возникали философские теории, их описывающие. Феномен любви историчен, и его метафизическое понимание было призвано это отразить. Выражаемые в дискурсе любви коды в конечном итоге управляли фрагментами речи, формами комментариев к ней, а также продуктивностью любовных техник и иерархией исторических практик. Явление «порядковых» тем – явление эпохальное. Выражаясь языком Дж. Холтона, тематическими элементами темы любви стали образчики философских идей ее «порядка» и «переживания», которые хранились веками, передаваясь из поколения в поколение и подвергаясь различным трансформациям в структуре жанра. Так, в течение многих эпох философская тема любви кристаллизовалась, образуя жесткие структурные пласты. Исторически складывавшееся комментирование порядка и переживания в их отношении к любви началось еще со времен античности. И в последующих философских теориях идея упорядоченности повторила знаменитые «ступени» иерархической «лестницы любви», известные из уст Сократа. Цитируя мудрую речь мантинеянки Диотимы, женщины очень сведущего, и в этом и во многом другом, Платон говорил о последовательных этапах и различных стадиях Эроса. «Вот каким путем нужно идти в любви, - читаем мы в «Пире», - самому или под чьим либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх – от одного прекрасного тела к двум, от двух – ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это - прекрасное» 8. Начиная с греков, порядок любви – это порядок «эроса», более того, это философский медиатор, «голос», который опосредует, структурирует и связует различные элементы знания. Греческий Эрос – это недостаточность – в – обладании, начало динамическое, завоевывающая и возвышающая сила. Можно сказать, сама любовь является для греков ярчайшим выражением идеи порядка. Ее мифологическим эквивалентом Платон определял Эрота – этого великого демона, чье промежуточное положение превращало его в посредника. Любовь – медиум, «мост» между смертным существом и бессмертием, среднее звено в цели мудрости и невежества. Вот ведь что являет собой любовь: Эрот, великий демон и противоречивый спутник богини Афродиты, в силу своего древнейшего происхождения первый устанавливает людям закон (строй и порядок любви). Тематическая рамка степеней совершенствования давала пищу для вариаций жизненного блага, дефиниции которого, по сути, оказывались комментариями к теме универсальности любви. Так что, восхваляя божественность Эроса, Платон, в сущности, славил его Порядок. По его стопам пошли все последующие теории, развивавшие эту тему. В истории философской мысли складывались различные «порядки» - «eros», «philia», «аgаре», «storge» и, наконец, «sex». Что же касается современности, систематизация любви в ХХ веке обязана своими достижениям и целой плеяде замечательных мыслителей, включая Э.Гуссерля, М. Шелера, З. Фрейда, Ж. Лакана, Ж. Делеза, А. Лоуэна, Р. Мэя, В. Райха, Ж. Батая, М. Фуко и Ю. Кристеву. Постмодернистский дискурс любви особенно «фрагментарен». Но тем не менее это не мешает ему сохранить свою классическую основу и никогда не устаревающий приоритет.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |