Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жанр в духовной ситуации конца XX века




До сих пор нашей задачей было осмысление и описание истори­чески детерминированного опыта жанровых форм философии и тео­ретический анализ основных компонентов философского дискурса.

В последнем случае нас особо интересовал феномен предельного минимума тех условий и компонентов, от которых непосредственно зависит сама актуальная возможность философство­вания. Первым таким условием может быть только та текстуальная «почва», от которой зависит и на которой реально развертывается любая духовная жизнедеятельность людей. Но эта «почва», а точ­нее, ее очищенное от всякой содержательности место, всего лишь открывает реальную возможность для начала содержательно­го разговора о проблемах, волнующих философию. Как показыва­ет практика философских исследований, любой конкретный пред­мет, попавший в орбиту философски осмысленного интереса, порож­дает множество дополнительных вопросов, разрастаясь в целое «де­рево проблем». Вот почему приходится искать не только минималь­ное условие для начала философского дискурса, но еще и ту компо­ненту философствования, которая отвечает за какие угодно транс­формации одного и того же предметного разговора, от его зарожде­ния вплоть до исчерпания к нему живого интереса, в том числе исто­рически детерминированного. Ясно, что эта вторая компонента дол­жна быть понята, так сказать, «изнутри» и притом в своем макси­мально мыслимом, самодостаточном виде. Но тогда возникает еще один, совершенно естественный вопрос – умирают ли философские проблемы или же они в состоянии порождать какой-то дополнитель­ный эффект, конечный только в частном, узко предметном смысле, но отнюдь не в том, который связан с духовными исканиями челове­ческого рода, сохраняющими саму способность к обновлению, вплоть до самого радикального и неожиданного.

В качестве такого минимума были представлены локальный дис­курс вместе с его сущностным свойством (пограничностью); тема с ее ведущей функцией (тематизацией) и проект с его интенцией на во­ображение и прогнозирование будущего.

Но каждый из этих компонентов был представлен феноменологи­чески в его теоретически мыслимой фактичности и предметной обо­собленности. Нашей очередной задачей становится теперь осозна­ние перспектив жанрового бытия философии в наличных условиях реальной жизни людей, озабоченных своим будущим. Современная ситуация настоятельно требует от современной философии поиска путей преодоления кризиса духовной культуры в целом и такого пе­реосмысления границ своей собственной предметной сферы, которое сумело бы вобрать в себя и творческие интенции философской клас­сики, и эвристический смысл перемен, происшедших на протяжении всего ХХ века. Для понимания этой ситуации феномен философство­вания должен быть осмыслен в его отношении к жизненному миру, духовной культуре и возможностям радикального жанрового обнов­ления. Для этого компоненты жанра необходимо осмыслить в их орга­нической взаимосвязи. Вне такой связи не могут быть поняты ни мес­то, ни типология, ни роль возрастающего множества жанров на всем пространстве духовной культуры.

 

 

Глава 12




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.