КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современная философия накануне нового жизненного выбора 3 страница
Для философов в этом случае возникает реальная возможность понять «разрыв» позитивно – как «просвет» в развитии Культуры, что, естественно, предполагает решимость не только самим войти в этот просвет, но и сделать этот выбор приоритетным ради того, чтобы прояснить себе и другим значимость и реальные преимущества нового пути в неизведанное. Для такого радикального поворота в переориентации философствования должны быть, однако, более серьезные основания, немели одна решимость даже при наличии Догадки о том, что впереди налицо действительный, а не иллюзорный «просвет». Но у философии есть и такие основания. Для того чтобы эти основания обнаружить, необходимо разобраться в ситуации постмодернизма. Ни для кого нет секрета в неоднозначном отношении современных философов к постмодернистским идеям и установкам. Многие в принципе не принимают таковых, другие ограничиваются простым признанием их права на существование, для третьих постмодернистский тип «бессубъектного философствования» кажется единственно приемлемым и возможным. К сожалению, ни одна из этих позиций не является достаточно продуктивной. Поясним эту мысль. Среди концептуальных идей постмодернизма важнейшее место занимает, например, идея интертекстуальности. Позиция радикального плюрализма выражена здесь попыткой, представить в качестве текста не только литературу, но и всю культуру, социум и самого человека. Радикализм подобного рода, конечно, неприемлем, поскольку с утратой способности онтологического различения вещей и идей, телесного и словесного, реального и воображаемого исчезает всякая надежда выбраться из лучины мировой бессмыслицы. Более умеренным, но тоже вызывающим резкую критику является вывод об отсутствии границ между сферами духовной культуры, видами знания (научного и обыденного), уровнями искусства («высокого» и «китча») и типами идеологий. Неприемлемым здесь является отождествление всей духовной культуры с анонимным, безличным «интертекстом». Совсем неслучайно в литературе последних десятилетий все чаще и все настойчивее звучат констатации о «смерти автора», «смерти субъекта» и «смерти человека», то есть о замещении таковых безличными структурами. Но неприемлемо и огульное отрицание самой идеи интертекстуальности, поскольку реальная и вполне жизненная проблема в этом случае попросту обходится, и «разрыв» между Жизненными мирами индивидов и Большим миром совокупного человечества еще более возрастает. Чтобы понять жизненный смысл и фактичную значимость идеи интертекста, обратился поначалу к аналогичной ситуации. Еще совсем недавно в космологии было распространенно мнение, будто межзвездная среда представляет собой пространство, заполненное одним водородом с невероятно малой концентрацией и температурой около абсолютного нуля. Новейшая революция в космохимии радикально изменила эти представления. Оказалось, что химический состав межзвездной среды включает не только многие простейшие неорганические молекулы, в том числе H2О, но и сложнейшие органические соединения, включая случайные смеси биогенных атомов. В метеоритах найдены даже непосредственные предшественники нуклеиновых кислот (аденин и гуанин), а также простейший предшественник хлорофилла – порфирин. В итоге казавшиеся прежде неодолимыми границы между живыми и неживыми системами стали гораздо понятнее, хотя сами эти границы отнюдь не исчезли. Мимоходом заметим, что в проблеме так называемого «антропного принципа» космология все ближе подбирается и ко второй космической границе – к пониманию санной возможности человека. Haщупав эти границы, естествознание обнаружило наконец реальный «просвет» в решении загадок космического происхождения элементарной Жизни Человека как Микрокосма. Столь же эпохальные открытия совершаются ныне и в сфере гуманитарного знания. Лингвистика и структурализм, постструктурализм и постмодернизм наполнили гениальную идею Витгенштейна о языке как границе нашего Мира конкретным и весьма богатым содержанием. Язык и речь, словесность и дискурсивные практики все более осознаются не только в качестве универсальных средств взаимодействия между людьми, но и как место, в котором Мир открывается человеку. Открыв, в частности, феномен «интертекста», гуманитарное знание вышло к границе, отделяющей (и соединяющей) уже не элементарную, а предельно развитую, доисторическую Жизнь с Родовой историей человечества. Исторически интертекст – это мифологический слой языка от его зарождения в знаковой форме до появления нового, символического языка, функцией которого становится организация межгрупповых взаимоотношений между людьми. Как свет далекой звезды, этот язык дошел до нас, оставаясь в своей глубинной сущности инкорпорированной в непосредственное общение индивидов совокупностью знаков, архетипически оформленных желаний, «вещих» снов и пробуждающихся интуиции. Онтологически интертекст – это еще и тот пласт словесности, который достался ныне живущим поколениям в наследство не от ближайших по времени, а от чужедальних, давно ушедших в небытие поколений. Этот второй слой исторически следует за мифологическим, но в отличие от него складывается не столько на знаковом, сколько на символическом основании и потому может быть назван «археосимволическим». В этом слое мы найдем затертые временем символы; высказывания, утратившие первоначальный смысл; фрагменты культурных кодов, былая целостность которых никак не может быть дешифрована; неподдающиеся реставрации идиолекты древних художественных творений; алхимические рецепты и всякие иные обрывки и осколки духовной культуры прежних цивилизаций. Вся эта утратившая внутреннюю логику «смесь» и образует тот стихийно сложившийся, непреднамеренный «смысловой хаос», который пытаются ныне намеренно имитировать писатели постмодернистских направлений. В своем фантасмагорическом сплетении оба эти слоя – мифологический на археосимволический – и образуют тот феномен пограничной интертекстуальности, который «склеивает» друг с другом все наличные формы духа, проникая во все «щели» между ними и тем самым придавая призрачный эффект безличной одинаковости и фрагментарной бессмысленности самим этим формам. Долгое время этот интертекст либо вообще не привлекал внимания, либо становился источником, например, поэтического вдохновения, либо воспринимался в целом как некая Ничья земля. Ныне этот эффект стал явным, и первыми его заметили и стали воплощать в своем творчестве представители искусства и гуманитарного знания. Но сам по себе этот «эффект обнаружения» порожден не искусством и даже не Духом как таковым, а вполне закономерным, сочетанным следствием двух объективных тенденций – выхода на арену истории «массового человека» и возникшего в ХХ веке «разрыва» между Жизненными мирами индивидов и отчужденным от них Большим Миром техногенного социума. Для философии, стоящей в нерешительности перед новым «просветом» на долгом пути в неизвестное, открытие феномена интертекстуальности меняет если не все, то очень многое. У нее появляется, говоря метафорически, твердая опора (интертекст) для «спуска в зияющую бездну»: «локальный дискурс» создает возможность для того, чтобы, освободившись от изживших себя идеологических стереотипов философствования; начать широкий и свободный поиск таких форм дискурса, которые смогли бы наполнить духовным и вместе стен самым сокровенным смыслом «жизненные миры индивидов». У нее появляется, во-вторых, принципиальная возможность для того, чтобы возродить традиции философствования прошлых эпох и, восстановив забытые культурные коды и усилив тот потускневший «свет», который идет от самых глубоких истоков Духа, сделать их значимыми, родовыми, для каждого индивида. У нее появляется наконец еще и тот способ организации философских текстов, который одновременно делает индивида деятельным и мыслящим существом, способным к пониманию наличных родовых нужд всех других людей, предмет его размышлений – универсально значимым, а сам текст – эталоном, ориентируясь на который другие люди оказываются способными пробуждать в себе глубинные творческие интенции. Таким вечно возрождающимся к духовной жизни способом, организации философского дискурса и является Жанр. Таковы те исторические обстоятельства и те реальные условия, которые делают жизненно необходимым особый разговор о многообразии жанров философского дискурса. Возрождение мифологических и древних символических и сопутствующее этому процессу пробуждение целостного понимания Духа во всем разнообразии его наличных форм и с учетом избирательного отношения к ним индивидов нуждается в адекватном способе взаимосвязанного моделирования и структурирования. Жанр и является таким востребованным самой жизнью способом. Все его отмеченные выше качества проверены во времени, в опыте многих поколений творчески мыслящих индивидов, на всем пространстве искусства. Вопрос заключается лишь в том, правомерно ли выводить жанр за пределы сферы искусства, той сферы, с которой он органически сплавлен? Но на этот вопрос ответ дан самой жизнью. Феномен жанра давно уже вышел за пределы искусства и столь же давно обосновался в сфере философского знания. Тот факт, что сами философы обращались (и до сих пор обращаются) к его анализу в редчайших случаях, объясняется двумя обстоятельствами – кажущейся чужеродностью темы и непониманием ее эпохальной значимости, до самого последнего времени феномен жанра казался темой, относящейся к проблематике одного лишь искусствознания и эстетического анализа. Между тем в самой эстетике признается, что вопрос о наличии «общих для всей сферы художественного творчества оснований жанровых членении» остается «абсолютно неясным», да и само понятие «жанр» обладает «наибольшей неопределенностью»8. Что же касается исторической стороны проблемы, то о ней; характеризуя диалогичность духовной культуры итальянского Возрождения, прекрасно сказал Л. М. Баткин. «Как это ни странно, - пишет он, -в необозримо-огромной литературе о гуманистах Кватроченто, и в частности об их диалогических сочинениях, самому диалогу как жанру, как некой эстетико-интеллектуальной реальности посвящено, если я не ошибаюсь, разве что несколько беглых и частных замечаний. Проблема в целом никогда, по существу, не ставилась»9. Теперь само время настойчиво требует от философов ответа на самые злободневные для жизни людей вопросы, среди которых на первом месте стоит вопрос о том, куда мы идем и что ожидает нас на том пути, на который мы уже встали, - ужас бездуховности или новый расцвет духа? Феномен жанрового многообразия философского дискурса неожиданно, но вполне закономерно оказывается в эпицентре мировоззренческой проблематики конца второго тысячелетия новой эры.
Глава 13
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |