КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феномен жанра в целостном контексте духовной культуры 4 страница
Но из этого трагедийного итога со всей непреложностью следуют и позитивные выводы. Первым из них является необходимость ясного осознания того факта, что Род человеческий обязан своим появлением на свет Культуре как космической формообразующей силе. Этот вывод радикально изменяет всю ситуацию, сложившуюся вокруг вопроса о смысле вообще и смысле жизни человека, и частности. Смысл как таковой может быть осознан только в контексте проективного отношения всего Человеческого рода к будущему культуры. Но поскольку сам по себе Род реально существует только через вес множество живых индивидов и никак иначе, постольку смысл жизни имеет не одно, а два измерения – универсальное и уникальное. Подавляющее большинство современных философов оказалось ориентированным на осмысление всех других форм общественного сознания, в первую очередь науки, религии, искусства и политического сознания, в их отношении к своей собственной, философской форме сознания. Их заботы и судьбы органически сплелись с заботами и судьбами людей, занятых созиданием Большого специализированного Мира. А и этом мире исторически и актуально востребованным оказалось только одно из этих измерений – философские универсалии. Да и это измерение оказалось лишенным его конечного смыслового ядра. В начале и в конце человеческого способа бытия родовой и индивидуальной жизни людей стоят не абстракции «бытия», «жизненного порыва», «материи» или «универсума», и вполне реальная культура. Обращенные к вечности и бесконечности Универсума философские универсалии сами по себе никакого смысла не содержат. Только тогда они обретают смысл, когда через них начинает «просвечивать» пространственно-временной континуум Культуры как тиковой и в зависимости от него – Человеческого рода, общественное сознание которого начинает устремляться в Космос, мечтать о нем, искать в нем иные Миры, бояться «пришельцев» из его глубин и изобретать способы его освоения. Другое измерение смысла – измерение его уникальности – практически совсем исчезло из исторической памяти и актуального внимания современной философии. Речь идет именно о забвении этого измерения нынешним поколением философов, занятым рутиной профессиональной работы – преподаванием, использованием приобретенного знания в сфере политики, бизнеса, организации научных исследований и т. д. Необходимы интенсивные историко-философские исследования, чтобы извлечь из забвения память о том уникальнейшем опыте, в процессе которого рождалось философское творчество. И не только у таких философов, как Боэций, Паскаль или Бердяев, но и многих других. Опыт осознания мыслителем тех своих личностных переживаний и душевных побуждений, которые поднимают индивидуальную биографию до предельных высот духовной культуры исторически развивающегося человечества, еще не стал предметом целостного понимания. И все же к одной исторической стороне проблема уникальности смысля жизненных ориентации индивидов никак, конечно, не может быть сведена. Осознание уникальности смысла жизни каждого индивида детерминировано обозначившимся в ХХ веке разрывом между их, индивидов, Жизненными мирами и Большим Миром совокупного человечества. До этого времени индивид принимал свое отношение к совокупному человеческому миру как данность, не задумываясь над теми различиями, которые не только казались ему естественными, но и по существу были таковыми. Жизнь индивида была детерминирована традицией, его социальный статус был, как правило, устойчив, а сами перемены, происходящие вокруг, носили частный, внешний и временный характер. В качестве жизненных ориентиров индивидуальной жизни каждого индивида выступали либо традиционные ценности, либо некоторая очевидная польза, либо, наконец, интуитивно осознаваемое общественное благо. В этих условиях вопрос о смысле жизни и смерти, если и возникал, то причиной его было стечение таких же временных житейских обстоятельств личностного бытия индивида. Вполне понятно, что ни сама обыденность такой жизни, ни различие ценностных ориентиров, в соответствии с которыми жили индивиды, особого интереса у философов не вызывали. Все радикально переменилось в ХХ веке. Традиции стали обновляться или даже исчезать на протяжении жизни одного и того же поколения. Социальные перемены приобрели глобальный характер, а средства массовой информации сделали всех индивидов как минимум постоянными свидетелями этих перемен. Поскольку перемены затрагивали условия человеческой жизнедеятельности в целом (экологический кризис, демографический «взрыв», превращения локальных войн в мировые и т. д.), постольку отношение к ним стало внутренним, затрагивающим весь эмоциональный мир индивида. Жизненный мир индивида стал не устойчивым и, что особенно важно, стихийно противостоящим Большому Миру. Прежде государство вносило в индивидуальную жизнь людей элементы порядка. Можно было по-разному оценивать эти властные устремления, но рано или поздно с ними приходилось считаться. Теперь власть стала тотальной, вторгающейся в Жизненный мир индивида с самых разных сторон и потому деструктивной по отношению к нему. Прежде возрастающее единение науки и техники вызывало во внутреннем мире индивидов сложную гамму ответных реакций, среди которых преобладали восхищение, мысленная эйфория и энтузиазм. Теперь, когда наконец техника и наука неразличимо сплелись, в аналогичной амальгаме чувств, мыслей и ожиданий простых людей на первый план вышли тревога, подсознательный негативизм и откровенный страх. И что особенно важно – в выборе ориентиров стало невозможным полагаться ни на традицию (они бурно обновляются), ни на привычные эталоны: понимание веры, истины, красоты, справедливости и даже блага стало неоднозначным. Индивид в прямом смысле этого слова оказался обреченным на свободу выбора по отношению к острейшей необходимости организации своего и только своего Жизненного мира. Поиск принципиально нового ориентира для реализации этой новой цели и приводит его к необходимости понять смысл своей собственной жизни. Смысл жизни индивида в принципе не может быть обнаружен и осознан ни в каком ином контексте, кроме духовной культуры, и ни с какой иной точки отсчета, кроме той, которой является сама неповторимая человеческая индивидуальность с ее особым жизненным миром. Такой подход открывает для философии не только новые и в буквальном смысле этого слова – необозримые перспективы, но еще и ее собственную, строго определенную предметную сферу, открытую для понимания каждым индивидом. Бесконечные споры о том, имеется ли у философии, независимо от времени ее возникновении, региональных особенностей бытования и специфики отношения к Миру, единый предмет, проходят через всю историю философии вплоть до наших дней. Эти споры, однако, нельзя считать бесполезными. Из философов самого последнего времени наиболее четкий ответ на этот вопрос дали Ж. Делез и Ф. Гваттари в книге «Что такое философия?». По их мнению, «философия – это искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты». Определение философии как познания посредством чистых концептов», по их мнению, «можно считать окончательным», поскольку только философия «имеет исключительное право на создание концептов». Правда, как замечают Делез и Гваттари, в этом своем стремлении создавать концепты философия встретила много соперников. «Сначала подменить ее желали гуманитарные науки, особенно социология», а в последнее время дело дошло «До полного позора», когда самим словом «концепт» «завладели информатика, маркетинг, дизайн, реклама – все коммуникационные дисциплины». Виновницей этого была сама философия, которая «все больше пренебрегала задачей творчества концептов, стремясь зарыться в универсалиях». Под концептами Делез и Гваттари понимают «сгустки смысла», не дискурсивные сложные образования, «которым незачем быть последовательными; в них все перекликается, вместо того, чтобы следовать или соответствовать друг другу. В «универсалиях» эти философы в одних случаях видят «последнюю стадию концепта», а в других случаях (в частности, Универсалии созерцания и Универсалии рефлексии) - «иллюзии, через которые уже прошла философия в своих мечтах о господстве над другими дисциплинами»10. Изложенная выше версия предмета философии имеет очевидный постструктуралистский характер, поскольку благодаря переходу с уровня универсалий на уровень концептов философия обретает, по признанию самих авторов этой версии, вид и смысл «недифференцированной целостности». Сам по себе этот, впервые провозглашенный возврат на «концептуальный» уровень может быть оценен положительно, но, на мой взгляд, только при условии понимания того, в каком и направлении необходимо идти дальше и каким конкретно должен быть следующий шаг. Считать концептуальный уровень окончательным и претендовать на исключительность своего права на конструирование концептов означает и остановку в развитии (постмодернистский вариант «конца философии»), и очередное притязание на элитарность философии, и очередной самообман. Безусловно, эвристична у Делеза и Гваттари идея концепта как «точки сгущения» смыслов, но суть этой прекрасной идеи осталась весьма туманной. Среди иллюстраций, призванных прояснить идею концепта, называются и аристотелевская субстанция, и декартовское cogito, и кантовское априори... Говоря иначе, в роли концептов могут выступать и универсалии, и принципы, и идеи, и категории, лишь бы все они обладали первичным смыслом, некоторым набором составляющих, фрагментарной целостностью и вариативностью, порождающей целый пучок проблем. Все это очень хорошо, но одно неясно – откуда во внутреннее пространство концепта приходят смыслы, кто (или что) их порождает и какая сила вынуждает философов непрерывно обновлять «уникальную, исключительную связь» «составляющих» своего концепта? Судя по тексту, ецинствеиными творцами смыслов, по Делезу и Гваттари, являются только философ (автор концепта) и его предшественники. Согласиться с этим невозможно ни с исторической, ни с актуальной точкои зрения. Если внимательно присмотреться к тому необычному, смысловому своеобразию, которое объединяет все жанры философского дискурса (те, которые представлены в первом разделе данной монографии), то таковым в концептуальном плане будет отношение уникального к универсальному. Под уникальным не следует понимать индивидуальное как таковое, поскольку последнее может переживаться даже на подсознательном уровне. Не следует отождествлять уникальное и с личностным, которое осознается через его отношение с общественным. Уникальное может быть только мыслимым, имманентным, глубоко пережитым и многократно продуманным под углом зрения родовой и в этом смысле универсально значимой судьбы индивида. Универсальное, в свою очередь, не совпадает ни с беспредельностью космоса, ни с природным околосолнечным пространством, преобразуемым в процессе научно-технической деятельности людей, ни с абстракцией Рода. Оно тоже может быть только мыслимым, но уже трансцендентным, сопоставляемым с хаотичностью как таковой, независимо от того, в какой сфере космического, общечеловеческого или индивидуального бытия, появляются и нарастают симптомы тревожной неупорядоченности. Смысл как таковой рождается благодаря предельному сближению этих двух рядов мыслимого – индивидуального и родового, имманентного и трансцендентного, уникального и универсального. Философ – это не творец смыслов, это человек, который в итоге интенсивных раздумий вырабатывает в себе способность соединять две независимые от него разновидности мыслимого своей собственной мыслью и тем самым делает феномен смысла очевидным для всех других. На протяжении всей истории духовной культуры человечества творческий гений вглядывался не только в «звездное небо над головой», вырабатывая для этого свои умозрительные вехи, - универсалии, категории и принципы, но еще и прокладывал трудные пути к сердцам людей. Жанр философского дискурса и был той исторически возрождающейся формой, в которой философия открывала себя каждому индивиду, волновала его душевный мир идеей духовной близости всех индивидов и пробуждала его творческую фантазию. Но в те времена создание жанровых образцов философского дискурса было исключительно редким, интуитивно осознаваемым видом духовного творчества. Ныне потребность в этой форме философствования стала родовой необходимостью. Необходимостью для возрастающего множества индивидов, погруженных в неустойчивое по своему социальному статусу повседневное бытие и потому остро нуждающихся в духовном обосновании. Необходимостью и для самой философии, переживающей критический период в своей истории и потому остро нуждающейся в радикальном обновлении. Основная и простительная ошибка Делеза и Гваттари выразилась в отождествлении целостной предметной сферы философии с ее ядром – концептом как таковым. Но ядра без оболочки и организма без среды, в которой и за счет которой он живет, не бывает. Так и концепт немыслим без своей периферии, границы которой определены отношением уникального к универсальному. Это отношение представляет собой совокупность прямых и обратных связей, и задачей философа является не только «познание посредством чистых концептов», но и прокладывание путей от универсального к уникальному и обратно. Трудно связать, какая из двух основных задач является для философствования наиболее трудной – формирование новых концептов или прокладывание путей к новым смысловым горизонтам. Скорее всего, все зависит от времени и наличия или отсутствия опыта в решении той или иной задачи. По крайней мере, в настоящий момент максимум трудностей сосредоточен на том участке пути, который расположен между феноменом уникальности, который философия может понять только непосредственно, через интуицию или сопереживание, и феноменом первичных смыслов, без которых невозможно само начало концептуальной работы. Уникальный характер феномена «Жизненный мир индивида» может быть осмыслен только с философской точки зрения. Феномен человеческой уникальности с его генетически случайной формой появления на свет и неповторимостью жизненного пути находится вне сферы возможностей науки и искусства. Наука работает в сфере особенного. В лучшем случае она способна лишь зафиксировать некоторое единичное событие, описать его и, встроив в систему общих зависимостей, обнаружить в нем повторяющиеся черты. Искусство в состоянии реконструировать феномен человеческой уникальности, но только с помощью художественного воображения, то есть субъективно. Даже генетическая инженерия, понятая с точки зрении ее предельных возможностей, сможет лишь клонировать индивида. Но воссоздать Жизненный мир его прототипа она никогда не сможет. В отличие от науки философия не имеет ни парадигмальной, готовой к частным модификациям системы общих зависимостей, ни предельно устойчивого основания. Свое основание она и сейчас вынуждена каждый раз строить и перестраивать заново (иначе с концептами работать невозможно), и в будущем, моделируя Жизненные миры индивидов, ей придется делать то же самое. Но работать философу придется уже с новым инструментарием – с так называемыми уникалиями. Само по себе понятие «уникалия» философии известно давно, но в последнее время использовалось оно крайне редко и притом исключительно и гносеологическом плане. В настоящее время на первый длин выходит потребность в онтологической и аксиологической интерпретации этого термина. Феномен человеческой индивидуальности должен быть осмыслен не только с точки зрения неповторимости ее жизненного пути, но и в качестве составной части целостного мира исторически развивающейся духовном культуры. В отличие от искусства философия для моделирования Жизненного мира нуждается не только и даже не столько в художественном воображении. Жизненный мир индивида может быть представлен только путем осознании культурного смысла всей совокупности общечеловеческих реалий – социума и политики, права и нравственности, мифологии и искусства, гражданского мира и межгосударственных войн – в их отношении к индивидуальному бытию человека. Например, в политике насильственный способ разрешения больших и малых межчеловеческих конфликтов постоянно возрождает у индивидов чувство абсурдности власти, созданном людьми, казалось бы, во имя всеобщего блага, но благодаря насилию всякий раз порождающей людское горе и зло. Ситуация вселенского абсурда достигает своего пика, когда освенцимы стали гигантскими экономически безотходными и технологически совершенными фабриками по переработке миллионов людей в пепел, используемый для удобрения капусты, котором можно кормить очередных заключенных, предназначенных к уничтожению. Вот почему последняя четверть двадцатого века ознаменовалась пробуждением вначале политологического, а к настоящему времени и метафизического интереса к феномену делегирования. Рождается массовая интуиция, чти именно в забвении сути и смысла делегирования скрыта роковая тайна власти и вырастающего из нее ничем не ограниченного насилия. И, наконец, в отличие от генетическом инженерии философия в принципе не может быть ориентирована на кажущуюся социально приемлемой, но грозящую очередным вселенским абсурдом практику моделирования человеческой индивидуальности. Ее функция ограничивается задачей духовного обогащения моделей Жизненных миров, благодаря поиску и обнаружению оптимального соответствия уникальных запросов личности и универсальных устремлений Человеческого рода, выраженных в духовной культуре. Что же касается практической реализации уникальных запросов индивида, то выбор тех ценностей, ради которых можно и нужно жить, преодолевая любые страдания и трудности, относится, конечно, исключительно к свободной воле самого индивида. Жанр как открытая форма, в которой философствование может концептуально возрождаться практически в каждой точке непосредственного отношения уникального к универсальному, создает для этого необходимые возможности.
Заключение Тема жанрового бытия философии открывает перед исследовательской мыслью перспективу целостного понимания проблемы, имеющей значение не только для нашего времени, но и для будущего. Речь идет о соотношении философии и философствования. Что роднит их и что вынуждает ныне все более тщательно различать те смыслы, которые с ними связаны? Когда философия находилась на стадии своего возникновении и становления, вопрос о ее отношении к философствованию практически не стоял: результат и процесс, ведущий к нему, еще не отделялись друг от друга ни в каждом отдельном случае, ни во всем множестве вариативных воплощений. Причин этого было много, но главной среди них была невероятно сложная картина цивилизационного способа бытия человеческого рода, нуждающегося в целостном самосознании на принципиально ином, нежели миф, духовном основании. Характерная, для мифа «логика воображения» (Я. Э. Голосовкер) и ее способность «связывать все со всем» - природу с культурой, культуру с общинной формой совместной жизни, а эту последнюю с минимальной самодостаточностью жизненных потребностей индивидов – хорошо работала только на едином, внутренне непротиворечивом знаковом основании. Пока каждый индивид был без остатка погружен в свой малый социум, а культура как орудийный способ совместного бытия людей внутри природного биоценоза еще не отгородилась от природы, такой знак успешно справлялся со своей двоякой функцией – быть носителем и «внешних», и «внутренних» значимостей. Для первобытных охотников знак был способом культурной маркировки того природного пространства, через которое они прокладывали свой путь в неизвестное. Но одновременно этот же самый знак был основной составляющей их индивидуальной (временной) памяти, воспроизводимой в родовых ритуальных процедурах, закрепляющих успех в прошлом и предваряющих его повторение в будущем. Для практической жизни людей в условиях цивилизации с ее искусственной средой обитания и сложной системой опосредствующих звеньев, не столько соединяющих, сколько обособляющих друг от друга природу и культуру, одной логики воображения было уже мало, - слишком уж разительно они, эти сферы, стали отличаться. Возникает настоятельная необходимость в двух относительно независимых друг от друга типах мышления мифопоэтического и дискурсивнологического. Социум, сплетенный из множества межгрупповых связей, в свою очередь, был жизненно заинтересован в многофункциональности индивидов, в их способности брать на себя не только мыслить. Интуиция амбивалентной близости культуры, данной в непосредственном опыте каждого индивида и недосягаемой в ее границах даже для общечеловеческого опыта, не только заставляла, но и позволяла мысленно разбираться в вечной тайне бытия, перед которой оказался человек, нашедший свою жизненную нишу на границе Природы и Культуры. Именно эта тайна, - то необычайно сложное сплетение случайностей, обстоятельств и иных связей, из которых складывается реальная жизнь людей, рождает (и возрождает поныне) феномен философствования. Индивидам, вступающим на этот путь, волей – неволей приходилось связывать воедино свою чувственность, организуемую логикой воображения, и свою дискурсивную способность, контролируемую логикой рассудка, и на этой основе гармонизировать как свой собственный психический мир, так и мир родовой культуры в целом. Эта внутренняя, требующая полной сосредоточенности и предельного внимания работа порождала необходимость в знаках еще одного рода – концептах, способных связывать любые знаки и символы и на этой основе организовывать вокруг себя Смысл, т.е. не только свой мыслительный опыт, но и рефлексивный опыт других людей. Возникая в качестве итога интенсивной умственной деятельности индивида, концепт с самого начала был ориентирован на осмысление целостности культуры как таковой. И это понятно, поскольку именно она и скрывалась за опытом преобразования природы, за опытом общения, за изменяющейся психикой каких угодно индивидов, за становлением и развитием самого языка и даже за тем безумием, которое охватывало индивида при встрече с ее устрашающей непостижимостью. Ближайшая природная стихия, в значительной мере уже покоренная культурой, неизмеримо проще, нежели стихия социальных Отношении, поддавалась логике воображения, а потому и искусству догадки, умозрению или поэтическому творчеству. Именно это обстоятельство объясняет тот непреложный факт, что первые результаты философствования оформлялись вокруг природных стихий – воды, воздуха, огни и земли – и только затем, благодаря непрерывным размышлениями над трудностями понимания Космоса и Логоса, начинают оформляться вокруг значимости социальных феноменов. Концепт как сгусток смыслов («вода» у Фалеса, «апейрон» у Анаксимандра и т.д.) был, а в значительной степени и поныне остается основным предметом философствования, но не философии. Даже множество концептов; каждый из которых остается предметом отдельного размышления и показательного обсуждения, еще не становится философией. Философствование находит свое внутреннее выражение не в законченном учении, содержание которого нуждается всего лишь в изложении, а в непрестанном смысловом поиске. Свое внешнее проявление оно ищет и находит в поступке, противоречащем обыденной жизни своей духовной насыщенностью, а не в социальном приспособлении к ней. Самый поразительный образец философствования мы находим у Сократа, вся сознательная жизнь которого была непрерывным размышлением над тем, что отличает действительный смысл таких феноменов, как добродетель, любовь, единое и т.д., от ходячих, порожденных видимостью, обманчивых представлений о них. Философия начинает складываться только тогда, когда, во-первых, появляется сообщество мыслителей, обсуждающих отношение близких по смыслу концептов, и философствование перестает быть делом обособленных друг от друга одиноких мыслителей; когда, во-вторых, возникает некоторое самодостаточное множество концептов, схватывающих основные сферы человеческого бытия; и наконец, в-третьих, когда появляются принципиально новые языковые средства, способные соединять, сопоставлять и упорядочивать множества самих концептов. Такими новыми средствами становятся универсалии – символы особого рода, позволяющие выходить непосредственно на границы, соединяющие культуру с природой, обществом и языковой реальностью в целом, и одновременно отличать их друг от друга. Один из самых древних и наиболее ярких образцов философии как таковой можно найти у Платона. Именно Платон не только различил два плана бытия – чувственный (физическую реальность) и сверхчувственный (умопостигаемую реальность), но и ввел идею их высшего связующего начала – Единого, функциональным аспектом которого является Благо. Единое, манифестирующее себя как Благо, тем самым становится одновременно и началом бытия для всего множества вещей, и принципом истинности, и ценностным эталоном, к которому устремляется человек в своих желаниях. С формальной стороны философия становится системой относительно устойчивых концептов, внутренне структурированных с помощью универсалий. В социально содержательном плане философия начинает все более претендовать на роль института, назначением которого является создание Единой Модели целостного континуума человеческой жизнедеятельности. Ее носителями становятся многочисленные школы, проповедующие самые разнообразные учения, соперничающие между собой из-за влияния на общественную жизнь. Эти школы объединяются друг с другом в особые направления или же, наоборот, идеологически обособляются от всех иных, («враждебных») течений и иных мировоззренческих форм. Социальная ангажированность философии вынуждает мыслителей конструировать теперь абстракции особого, всеобщего рода – Категории. Для оперирования абстракциями, понятиями и категориями создаются такие же всеобщие правила – Принципы, способные активно контролировать духовную жизнь людей и через нее властно манипулировать усложняющейся практикой социального бытия и общественного сознания. В семиотическом плане философия становится специализированной наукой, то есть профессионально организованной машиной, обучающей новые поколения индивидов особым знакам (всеобщим принципам, категориям и соединяющим их универсалиям), позволяющим аккумулировать, транслировать и модифицировать некоторый общечеловеческий опыт. Такой же знаковой фигурой становится и философ, уже не свободный искатель мудрости, выстраданной в самих глубинах повседневного бытия людей, а всего лишь знаток философии, специалист по универсалиям, ученый, профессия которого создает ему некоторую дополнительную автономию по сравнению с представителями всех других наук. С момента возникновения первых философских систем начинает изменяться и философствование. Оставаясь всегда индивидуальной мыслительной деятельностью, философствование раздваивается как по форме своего существования, так и по типу мышления. Одна из форм возникает внутри того сообщества единомышленников («школы»), которое складывается на основе уже сложившихся философских систем, направлений и течений. По сути дела, эта форма философствования (назовем ее классической) становится одной из разновидностей общественного разделения труда, главной функцией которого является разработка тех частностей и нюансов, от которых в значительной мере зависит устойчивость концептуального ядра каждой философской системы и экстенсивное расширение сферы ее влияния. Основным отличием этой формы философствования становится тот прагматически детерминированный путь, началом которого является либо универсалия, либо некоторая совокупность концептов, внутренняя связь которых находится под жестким контролем вполне определенных универсалий. Практические нужды социума придают этой форме философствования вид господствующей мыслительной парадигмы, вырастающей на основе рассудочно-логического типа мышления, непосредственно обслуживающей политический и научный дискурс и способствующей бурному подъему «новой технократической волны» в современном мире. Истоки другой формы философствования (будем называть ее неклассической) скрываются, как и прежде (во времена зарождения философских идей), в поиске смысловой связи между своим собственным местом и внутренне переживаемой личной судьбой, с одной стороны, и судьбами человеческого рода в целом – с другой. Разрывы, с неизбежностью рока возникающие внутри Культуры, становятся для этой формы философствования основным, а нередко и единственным предметом ее тревоги, заботы и мучительных раздумий. Ориентация на мифопоэтический тип мышления создает здесь возможность для своего глубокого погружения в сферу духа, для одиноких медитаций и творческих размышлений, свободных от концептуального давления со стороны социально ангажированных философских систем. Стремление отстоять свое право на творчество, не зависящее от господствующих форм философствования, опирающихся на рассудочный тип мышления, проявляется в поиске не только новых концептов, но (что особенно важно) еще и принципиально иных, нежели универсалии, начал, ведущих к этим концептам. Так зарождаются новые жанры философствования, способные успешно конкурировать с устаревающими философскими системами и приходить им насмену в кризисные для общественной жизни людей эпохи. Со времен античности обе формы шли и развивались относительно независимыми путями, иногда сплетаясь, но чаще решительно отмежевываясь друг, от друга. Традиция мифопоэтического философствования, начавшись с поэм Парменида, диалогов Сократа и «поисков человека» Диогеном, нашла свое дальнейшее продолжение и выражение в творчестве Петрарки и Пико делла Мирандолы, Монтеня и Паскаля, Новалиса и Гете, Достоевского и Розанова. Традиция классического философствования, в основе которого лежал дискурсивно-логический тип мышления, имела неизмеримо больше последователей, поскольку его образцами были основательно разработанные метафизические или же целостные социально-философские системы Платона и Аристотеля, Августина и Фомы Аквинского, Декарта и Лейбница, Канта и Гегеля, Маркса и Макса Вебера. И тем не менее, двадцатый век начался с идей Ницше о необходимости радикальной переоценки не только всех ценностей, но и всей классической философии. И хотя на протяжении последнего столетия были созданы новые основополагающие системы идей Гуссерля и Витгенштейна, Николая Гартмана и Хайдеггера, век этот завершается идеей грядущей «смерти» всей классической философии и феноменом возрастающей популярности постмодернистских идей Фуко, Делеза, Ролана Барта, Дерриды, Батая и многих других.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |