КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феномен жанра в целостном контексте духовной культуры 3 страница
Жанр философской апологии рожден не только реальной жизнью и смертью Сократа и не только авторским гением Платона, создавшим текст «Апология Сократа». Он рожден необходимостью защиты жизненной значимости философской мудрости для обыденного и политического («полисного») сознания античной эпохи, начинающей переживать кризисные времена. Эту задачу реализовать не удалось, поскольку надежда на мудрость граждан полиса оказалась призрачной. Вся последующая история жанра философской апологии направляется поэтому на поиск более прочных основании для самой философии. Но, как известно, и эта задача успехом не увенчалась: на первое место среди форм общественного сознания вышла религия. Принципиально таким же образом возникают и другие жанры философского дискурса. Жанр философского диалога создан не столько Платоном (диалог Платона «Пир» в действительности предельно монологичен) и даже не столько всей античной эпохой. Его создает эпоха Возрождения, историческая необходимость примирительного спора между античностью и христианством, а в пределах всей средневековой эпохи – между философией, с одной стороны, и филологией, теологией и нравственным сознанием – с другой. Начиная свой «Комментарий на «Пир» Платона о любви», Марсилио Фичино, прозванный современниками «вторым Платоном», говорит о необходимости восстановления давно забытой традиции платоников устраивать аналогичные «пиры». Традиция возрождается, но в радикально преобразованном виде. Она становится теперь столкновением разных духовных позиций, устремленных к единой цели и потому в равной степени заинтересованных в выработке единого образца, свободного от жесткой монологичности. Не будем продолжать разговор об исторических корнях каждого из жанров философского дискурса. Это задача особого рода и, скажем с уверенностью, задача благодарная, требующая тщательного анализа, множественных усилий и предельной самоотдачи. Но кроме множества частных аспектов, историческая сторона этой проблемы, нуждается в логическом завершении и целостном понимании. Факты говорят, что современная философия встречается со всеми иными формами общественного сознания. Встречается как непосредственно, так и опосредованно, будучи погружена в самые многообразные контексты и причудливые сплетения единого общечеловеческого Текста. С исторической точки зрения современная ситуация оказывается поэтому весьма странной и парадоксальной не в частных ее аспектах, а в целом. Казалось бы, сама элементарная логика требует от философии всестороннего анализа всей совокупности жанров – жанров искусства, жанров литературной словесности, жанров исторического сознания. Даже вне зависимости от отношения к феномену философского жанра жанр как таковой инвариантен и существует во множестве своих вариативных воплощений. Странное безразличие философии к проблематике жанра в целом нуждается в понимании с точки зрения основных этапов развития философии от ее возникновения до настоящего времени. Чтобы реализовать эту задачу предельно кратким способом, введем одну-единственную, но наиболее важную точку отсчета, а именно точку зрения свободы. Рождение философии было связано с ее высвобождением от господства мифологической формы сознания, универсальной для людей первобытной эпохи. Результатом этого сложного процесса стало формирование не только философии, но и всех других форм общественного сознания, каждая из которых на различных ступенях развития цивилизации занимала доминирующую позицию. На восходящей стадии каждой такой эпохи философия в немалой степени способствовала обоснованию универсальности того эталона, вокруг которого формировалась очередная доминанта. Для античности в роли доминирующего образца выступал эталон прекрасной гармонии, без которой казались немыслимыми ни благо, ни истина, ни мудрость. Для средневековья доминирующей формой сознания стала религия и вера как ее основной эталон. В новое время на первый план выходит наука и ее главный образец – истина. И, наконец; в ХХ веке доминантой становится политическое сознание и его определяющий ориентир – власть. На всех этих ступенях развития цивилизации на долю философии приходилась главная задача – проверка на универсальность каждого очередного доминирующего эталона. Философия могла реализовать эту свою историческую функцию, поскольку в ее распоряжении находились такие мощные средства, как категориальный анализ и концептуальный синтез, ориентированный на отношение между универсалиями. Как известно, вслед за восходящей стадией в развитии каждой эпохи наступала нисходящая стадия, органически сопровождаемая упадком господствующего типа духовности и сменой доминирующей формы общественного сознания. Вполне понятно, что в переходе от одной эпохи к другой, решающая роль принадлежала сложнейшей совокупности социальных факторов, сил и обстоятельств. Но вплоть до конца ХIХ века все эти социально-политические факторы и силы были локальными, разрозненными и потому остро нуждающимися в правовом обосновании и духовной поддержке. Без философских универсалий также перемены в воззрениях людей были немыслимы. В этих условиях философия продолжила сохранять свою ведущую роль в мировоззренческих трансформациях эпохи. Теперь ей приходилось дополнять свою исторически первую функцию новой, оценочной, - критической по отношению к старым эталонам, не выдержавшим испытания на универсальность, и позитивной по отношению к новым. Но для этого ей приходилось каждый раз настойчиво обосновывать свое право на критику. Это право могло быть обосновано только манифестацией собственной самодостаточности и концептуальной исключительности, то есть свободы. В XX веке историческим притязаниям философии на самодостаточность и свободу был положен конец. Мир социального бытия людей впервые стал глобально взаимозависим, и на его Олимп взошла политика с ее практически ничем не прикрытой ориентацией на тотальную власть. Отныне политическое сознание перестает нуждаться в правовом обосновании своего эталона. Более того, философия с ее претензией на строгую и абсолютную научность стала опасным конкурентом не только политического сознания, но и самой реальной власти. У философии приходилось отнимать ее ореол былой «властительницы умов», что и было сделано с помощью самой грубой и циничной силы. Начался долгий и мучительный процесс «кризиса духовности» и осознания реальной беспомощности философских идей. Крах наиболее откровенных тоталитарных режимов избавил философию от унизительной роли самой жалкой служанки по отношению к власть ищущим, но призрачность философского свободомыслия обнаружилась и в иных, вполне респектабельных формах. По инерции и поныне философы озабочены, прежде всего, обоснованием уникальности и самодостаточности той познавательной сферы, в которой они работают. Но факты свидетельствуют, что ныне философы занимаются всем вообще и ничем в особенности. Всем – поскольку всеобщее и является единственным предметом их познавательного интереса, а ничем – поскольку все особенное давно уже стало предметной областью искусства, науки, религии, политической идеологии и т.д. Закономерным следствием этой ситуации является тотальная служебная функция философии по отношению ко всему множеству специализированных сфер общественного сознания. Одни философы заняты выработкой эталонов академического профессионализма для науки как таковой (аналитическая философии и философия языка). Другие разрабатывают методологический аппарат для более эффективного воздействия социологии и политологии на гражданскую жизнь и повседневное бытие людей (социальная философия и философия политики). Третьи – противопоставляют философской методологии и изощренному академизму экзистенциальную проблематику, помогая искусству осмыслить его глубинные корни. Четвертые ищут наиболее убедительные аргументы для оправдания жизненности религиозной формы мировоззрения (философия религии и трансцендентализм). Во всех этих ситуациях философ в состоянии оправдать значимость своих усилий их безусловной полезностью, но отнюдь не самодостаточной ценностью самой философии в целом, как это бывало прежде. Еще тревожнее выглядит концептуальная позиция философа, когда он пытается определить родовую принадлежность той предметной сферы, внутри которой он работает. Подавляющее большинство философов ХХ века родовое основание своей формы знания видит в мировоззрении. Разногласия начинаются с попыток найти и сформулировать видовую специфику философского мировоззрения в сопоставлении с иными видами мировоззрения – мифологическим, религиозным, научным и т. д. Сомнение в этом случае вызывает не только абстрактный смысл феномена «мировоззрение», понятого в качестве родового основания, но еще и неискоренимая удаленность его философской разновидности от человеческих реалий. Мировоззрение, построенное из универсалий и предельно общих категорий (а ничего иного современная философии предложить пока в принципе не может), становится предельно абстрактной рамкой, конфигурацию которой можно до бесконечности варьировать в зависимости от того, какая категория будет выполнять в ней роль исходного и конечного концепта. Такая «мировоззренческая форма» грозит превращением и уже потихоньку начинает становиться своеобразной «игрой в бисер». Современная философия стала предельно специализированной, элитарной формой общественного сознания, крайне далекой от повседневной жизни индивидов, озабоченных своим будущим. Подавляющее большинство философов принимают этот исторически сложившийся статус без размышлений как наличный факт, как следствие общественной необходимости в профессионалах особого рода, готовых к анализу любых проблем, относящихся к моделированию пограничных ситуаций. В ряде случаев это фактичное своеобразие философского мировоззрения даже объявляется его достоинством. Например, В. Н. Финогентов, сопоставляя типы мировоззрений, поясняет, что «религиозное мировоззрение знает не только элитарный уровень, но и «народный», повседневный. В отличие от него философия в принципе лишена последнего. Это означает, и частности, что философию нельзя принять на веру или заучить»¹. Есть, конечно, и такие мыслители, которые, напротив, настроены резко критически к отрыву современной философии от тревог и забот повседневности. «Трагедия современной философии в ее бесплодности; - пишет, например, Пол Куртц, - очень часто она пренебрегает интеллектуально важным и социально значимыми проблемами. Она размышляет над формальными вопросами, лишенными реального содержания и связи с жизнью»². Вину за это, по мнению Куртца, несут сами философы, погрязшие в академизме и постмодернистском снобизме. Наиболее глубокие мыслители XХ века понимали, что ни сама по себе элитарная позиция одной части философов, ни беспечное согласие с нынешним статусом философии других мыслителей, ни оценочный путь третьих, сколь критичным и разноречивым он бы ни был, не дают реального выхода из кризиса духовной ситуации нашего времени. Только концептуально осмысленная идея и перспективно продуманные на ее основе способы воздействия на улан людей могут изменить кризисную ситуацию. О необходимости радикального обновления («катарсиса») духа говорил Й. Хейзинга, с сожалением замечая, что где и когда начнется это очищение, предвидеть трудно³. О глубокой деморализации нашего мира писал Ортега-и-Гассет, прозорливо подчеркивая, что человеческая жизнь – это не только борьба с материей, но и борьба со своим духом4. Констатируя факт глубинной связи между кризисом европейских наук и кризисом философии, Э. Гуссерль выдел выход из этого кризиса в решительном отказе от мировоззренческой направленности философских исследований. Только один путь - превращение философии в строгую науку – способен, по его мнению, «найти истинные начала в свободном исследовании самих проблем»5. Хорошо понимая, что «наука... безлична», Гуссерль полагал, что «ее работник нуждается не в мудрости, а в теоретической одаренности. Его вклад обогащает сокровищницу вечных значимостей, которая должна служить благополучию человечества»6. Напротив. К. Манхейм, оценивая реальные условия и альтернативы общественного «планирования ради свободы», призывал вернуться к истокам христианских ценностей и с учетом этого создать цельную картину всего общества. «Именно здесь теолог, философ и социолог, задача которых думать о человеке и его жизни в обществе, могут дополнить работу государственных служащих и социальных работников»7. И все-таки наиболее интересны и показательны, для понимания статуса и перспектив современной философии идеи М. Хайдеггера. По мнению М. Хайдеггера, «философия – ни наука, ни мировоззренческая проповедь». Ее можно определить «только через саму себя и в качестве самой себя – вне сравнения с чем-либо». «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Она есть философствование, то есть вопрошание, охватывающее целое и захватывающее «заодно и понимающего человека и его бытие». Вместе с тем философия в ее существе двусмысленна. Она «как бы прячется, не обнаруживает себя напрямую... Философия выступает и выглядит как наука, не будучи таковой. Философия кажется похожей на мировоззренческую проповедь, тоже не будучи ею... Философия фигурирует на рынках в разнообразных обманчивых видах или еще и надевает маски»8. Во всех этих вариантах понимания статуса современной философии привлекает явное стремление приблизить философию к реальной лизни людей, но смущает и отталкивает пафос понимания этого статуса, далекий от внутреннего, последовательно проведенного историзма, взятого в совокупности с его наличными ожиданиями. Человек всегда выступает исходной точкой отсчета для философии, но чаще всего эта исходная позиция философии была не явной, обнаруживающейся лишь к концу той или иной эпохи в развитии человеческого рода, когда привлеченные для его понимания универсалии обнаруживали свою историческую ограниченность. Непреходящую трудность для философии всегда вызывала двойственная сущность человека – идея его сотворения Макрокосмосом, Небом, Богом, Природой, Материей и его же способность творить самого себя как уникальный Микрокосм, как существо, творящее по «Небесному мандату», как подобие Бога, как творец Культуры, как монопольный носитель Разума и т. д. Вплоть до ХХ века основные усилия философии приходилось предпринимать для обоснования переходов от одной универсалии к другой, и на этом пути она сумела в конечном счете добиться должного, хотя и далеко не абсолютного, признания со стороны иных форм общественного сознания. Но другая, собственно творящая сторона человеческой сущности каждый раз оставалась недодуманной и сокрытой в своем реальном содержании. Иначе не могло и быть, поскольку непосредственно, без некоторой совокупности воображаемых допущений, вывести из обозначенных выше универсалии уникальную природу человека в принципе невозможно. Все это вместе взятое и порождало ограниченный потребностями своей и только своей эпохи историзм того духовного основания, газ которого вырастала философия. Выдающиеся мыслители прошлого выводили философию из того духовного основания, которое было господствующим для своей эпохи. Сократ считал философию «высочайшим из искусств»; Фома Аквинский - «преамбулой веры», автономия которой по отношению к религии основана на разуме; Фихте видел в философии «науку о науке» и т.д. Говоря иначе, не следует видеть в родовом основании философии нечто неизменное, тождественное для всех эпох. Если искать абстрактное родовое основание философии, то таковым всегда была, есть и останется духовная культура, но это основание трансформируется как от эпохи к эпохе, так и в пределах одной эпохи. В античности философия и в действительности была особым родом искусства – искусством обнаружения и обобщении опыта людской мудрости, превосходящей не только житейскую повседневность, но и обыденную политическую практику. Философ не был мудрецом, но им руководила любовь ко всему многообразию опыта житейского хитроумия, поиска начал природного и социального бытия, нахождения политических компромиссов, языческой веротерпимости и т. д. Исторически изменялась эпоха, и в соответствии с ней изменялось то духовное основание, на котором философия теперь заново возрождается, становится необходимой, умножается в своих реальных видах, трансформируется в функциях и, наконец, высвобождается из текстовой «плоти» устаревшего духовного основания. Новое основание «впитывает» в себя духовные завоевания предшествующей эпохи, что-то использует из него непосредственно, а что-то переводит в «подтекст», предавая долгому забвению его «несвоевременные» мысли и образы. Невозможно, например, представить религиозный тип духовности всей средневековой эпохи без античного искусства и античной философии, но искусства, обогащенного новыми смыслами, и философии, открывающего новые горизонты, духовное основание каждой новой эпохи становится поэтами все более сложным и многослойным в текстовом воплощении, обогащаясь множеством контекстов и коннотаций, подтекстов и скрытых смыслов. Возрождаясь на этой обновляющейся духовной основе, философии каждый раз приходится сталкиваться с необычной ситуацией и необычным выбором. Суть необычной духовной ситуации, сложившейся к началу третьего тысячелетия нашей эры, связана с возникшим в ХХ веке и все более разрастающимся разрывом между Жизненными мирами индивидов и Большим Специализированным Миром совокупного человечества. Общее состояние духовности оказалось ныне существенно ослабленным. Как и в прежние времена, большинство индивидов ориентируется на привычные ценности, помогающие им обрести «специальность» - фермера, врача, художника, научного работника и т. д. Но целостный смысл индивидуальных усилий оказался утраченным. В мире, переполненном актами насилия и злобы, геноцида и алчности, у индивида неизбежно возникает вопрос, стоит ли такая бесчеловечная жизнь его особых усилий, направленных на благо других людей в ущерб собственному благосостоянию. В мире, где торжествуют демагогия и наглый обман, откровенный цинизм и пустая реклама, у индивида неизбежно ослабляется, а зачастую и утрачивается та общечеловеческая ориентация, которую каждый индивид ощущает и осознает как смысл своей жизни. В таком мире основным вопросом становится вопрос о том, куда идет весь Род человеческий и где выход из того кризиса духовности, дальнейшее углубление которого угрожает гибелью всей Земной культуре. Помогает ли современная философия найти ответ на этот основной вопрос нашего времени? Имеется ли у нее самой принципиальная возможность для духовного возрождения в качестве самостоятельной формы свободного поиска и творческого созидания эталонов нового типа, ориентированных на будущее? Таковы два вопроса, каждый из которых нуждается в прямом и недвусмысленном ответе. На первый вопрос, к сожалению, приходится давать отрицательный ответ. Современная философия стала органической частью большого Специализированного Мира, элитарной формой общественного сознания. Фактический статус философии крайне далек от непосредственных жизненных интересов подавляющего большинства индивидов. Но на второй вопрос ныне, на рубеже третьего тысячелетии новой эры, впервые появилась возможность ответить положительно. С исторической точки зрения к настоящему времени сложилась настоятельная необходимость проверки всех без исключения специализированных форм общественного сознания на предмет их соответствия базисным аксиологическим критериям Культуры – исходному Благу и конечному Смыслу. Первый из этих критериев был рожден спонтанно еще на заре родовой жизни людей и с тех пор сохранялся на уровне бессознательно переживаемого влечения к Культуре, исторически видоизменяясь или ослабевая в зависимости от характера и степени удовлетворения индивидуальных ожиданий. Способом исторического или регионального обнаружения интуитивно переживаемого блага всегда было чувство прекрасного, а индикатором усиления или ослабления ожиданий блага были перемены в соотношении добра и зла как этических регулятивов практической жизни людей. В своих истоках духовная культура и была, говоря современным языком, органическим, а потому и весьма ранимым, индивидуально переживаемым синтезом этического, эстетического и символического отношения людей друг к другу, к культуре и к тем смысловым приращениям, которые складывались вокруг интуитивного понимания ими блага. Но обязательным условием реализации индивидуальных ожиданий блага всегда был и навсегда останется групповой эффект, то есть такой результат соединения людских устремлений и усилий в некоторое упорядоченное целое (социум), который зависит еще и от внешних, в том числе собственно природных обстоятельств. Способ социального упорядочения и степень зависимости социума от чисто природных сил требовали уже не интуиции, а ясного общественного сознания. Духовная культура и Общественное сознание, будучи двумя сторонами одного и того же рефлексивного процесса – присвоения индивидами коллективного опыта, с самого начала существенно различались друг от друга по своей направленности. Духовная культура была всегда доверительной, основанной на доброй вате индивидов и ориентированной на внутреннюю согласованность индивидуальных чувств, желаний и мыслей, независимо от их предметного содержания. Ее содержание поэтому всегда тяготело к единению и уникальности. Напротив, общественное сознание было всегда критическим, а нередко принудительным по отношению к индивидуальному сознанию. Оно с необходимостью было ориентировано на внешнюю согласованность социально значимых поступков, намерений и идей, и потому нуждалось в строгом оформлении своего предметного содержания. Интегральный эффект взаимодействия внешних и внутренних реальностей в этом случае выражался уже в тенденции к многообразию форм общественного сознания и в стремлении к универсальности их содержания. В условиях первобытности во взаимодействии духовной культуры и зарождающихся форм общественного сознания преобладала тенденция к их мифологическому (духовному) единению. Переход к цивилизации и связанный с ним кризис мифологии, напротив, вывел на первое место общественное сознание и породил конкуренцию среди его многообразных форм в их состязании за влияние на реальную жизнь социума. Во всех этих переменах на долю философии достается роль амбивалентной духовной силы, порожденной внутренней, родовой необходимостью интегрировать разнонаправленные тенденции в историческом развитии форм общественного сознания. От распадающейся первобытной мифологии философия наследует ее универсальную функцию, но делает ее уже не интуитивной, а осознанной. Зарождающееся античное научное знание философия «склеивает» таким (отчасти «мифоподобным», а отчасти «искусственным») способом, что идея о происхождении науки из нерасчлененного знания доходит до наших дней. Взяв на себя функцию проверки на универсальность всех форм общественного сознания, философия и сама попыталась выступить в этой роли. В XIX веке Гегель попытался отождествить философию с саморазвивающимся «абсолютным духом», но это лишь завершило ее превращение в одну из самых «специализированных» форм общественного сознания. В ХХ веке философия снизила свои притязания. Опираясь на такие мощные средства, как категориальный анализ и концептуальный синтез, ориентированный на строго логическое отношение между универсалиями, философия попыталась стать «строгой наукой», но это привело лишь к дальнейшему ослаблению ее собственного глубинного основания – духовной культуры. Когда-то в давние времена философия была без остатка погружена в духовную атмосферу, которая объединяла в непосредственном речевом общении свободных граждан полиса и философа как человека, озабоченного их единой судьбой и потому ставшего искателем мудрости. Теперь во всем множестве Жизненных миров, сложившихся вокруг индивидов, озабоченных собственной судьбой, места для профессиональной философии практически не осталось; а житейское философствование повседневным сознанием воспринимается иронически и чаще всего именуется мудрствованием. В противоречивой ситуации ХХ века с ее эпохальными открытиями, глобальными кризисами и кажущимся историческим тупиком остался, пожалуй, всего один вопрос, продолжающий непосредственно соединять жизненные устремления индивидов и профессиональный интерес философии – вопрос о смысле жизни каждого человека и родового бытия в целом. Вопрос о смысле как таковом и о смысле человеческой жизни, в частности, современной философией рассматривается с разных сторон. В контексте логики и лингвистики смысл осознается в качестве языкового выражения, выступающего в роли средства логического прояснении мысли. Для философов, работающих в традициях онтологии и гносеологии, смысл есть понятие, ставшее способом сознательной оценки целей жизни человека. В аксиаологии, понятой и качестве «науки о ценностях», смысл становится регулятивом, способным соединять внутренние потребности человека с внешними, социальными нормами и предписаниями, а ближайшую практическую пользу – с ценностями как универсалиями смысла. Специфика всех этих способов понимания смысла порождена некоторой профессиональной точкой зрения, хорошо отработавшей умение и навык связывать логически «родовое» с «видовым», рационально особенное с всеобщим, социально значимое для «любого» человека с универсально значимым. Но человеческая уникальность из всех этих философских дефиниций ускользает бесследно. Реальному индивиду, перед сознанием которого в какой-то переломный момент его жизни вдруг со всей остротой возникает вопрос о смысле его и только его жизни, все эти оттенки истолковании смысла просто не нужны и не интересны. Ему нужен прямой ответ, стоит ли ему жить дальше, если та ценность, ради которой он жил прежде, вдруг исчезла. Традиционная религиозная философия смысл понимает как предмет веры, а смысл жизни истолковывает в качестве непостижимой с тонки зрения рассудка сверхчувственной связи человеческой души с Богом. Рационалистически ориентированные варианты отпета на вопрос, ради чего можно и нужно жить страдающему индивиду (ради детей, ради счастья будущих поколений, ради всеобщего блага), религия превосходит, указывая, во-первых, на факт неизбежности конца посюсторонней жизни всех людей, а во-вторых, опираясь на интуицию наличия в мире некоего сверх жизненного духовного начала. Это начало религия и абсолютизирует, создавая образ единого и всеблагого Бога. Надежда на справедливое воздаяние за страдания в земной жизни и вера в бессмертие души и божественную благодать придают религиозной трактовке смысла жизни несомненные преимущества. Индивида, переживающего личное горе, такая вера спасает от импульсивных, гибельных для него решений. Но двадцатый век сделал точное горе не только массовым, но еще и беспросветным. Индивидам, пережившим ужасы концлагерей, двух мировых войн и постоянную угрозу ядерной катастрофы, прежние, благостные ориентиры ни прояснить что-либо, ни тем более принести утешение уже не могут. Не случайно внутри теологии второй половины нашего столетия начинают появляться и множиться идеи о необходимости антропологической переориентации религии, о «неомодернистской христологии» и даже о «религии без бога». По мнению американского теолога Х. Кокса, трансцендентальный бог – это «мертвый бог»; современной теологии нужен образ «живого бога», который может присутствовать в любой человеческой деятельности. Антропологическая ориентация в понимании смысла жизни захватила и философию, наиболее сильно затронув такие ее направления, как «философия жизни» и экзистенциализм. Начиная с Ницше фокусом осмысления становится индивид, но уже не в качестве абстракции, встроенной в некоторую рационально упорядоченную систему; а в качестве «живой отдельности», самодостаточный смысл которой можно выразить лишь непосредственно, вживаясь в нее в жанре философской афористики. Именно Ницше впервые со всей беспощадной остротой выдвинул две идеи, определившие поисковую перспективу в решении проблемы смысла жизни. Он заявил, во-первых, что смысл нельзя задать умозрительно или теоретически; он должен либо быть, либо не быть в самой жизни. И если следовать этим путем поиска смысла, то приходится констатировать, что «животное человек не имело до сих пор никакого смысла. Его существование на земле было лишено цели»9. Второй идеей, существенно дополняющей первую, было указание на то, что «проклятием, тяготевшим до сих пор над человечеством», было не страдание, а «бессмысленность страдания». А поскольку «любой случайно подвернувшийся смысл таки лучше полнейшей бессмыслицы», христианство и культивируемый им аскетический идеал создает спасительную для человечества иллюзию смысла, а вместе с ней – необходимость постоянной переоценки всех ценностей. Экзистенциализм подкрепил философские прозрения Ницше анализом трагического опыта социальных потрясений ХХ века. Иллюзорность смысла, а следовательно, и призрачность его ценностных универсалий, делает реальную жизнь абсурдной, злодейство – допустимым, а массовую бойню – даже социально оправданной. С утратой ценности индивидуальной жизни даже самое бессмысленное убийство становится этически возможным. Из этой абсурдной ситуации светская ветвь экзистенциализма делает вывод о роковой обреченности индивидов на свободу, а религиозная – о необходимости возврата к религиозной вере. Круг замкнулся: теология вынуждена искать выход из духовного кризиса в реалиях земной жизни индивидов, а философы обращают взоры индивидов, утративших смысл своей жизни, либо к стоицизму, либо вновь к религиозной вере. Краткий обзор современных, кажущихся тупиковыми, представлений по вопросу о смысле жизни настоятельно требует ясности в онтологическом понимании всей совокупности аксиологических отношений. Не упадок веры, а абсолютное непонимание индивидами реального смысла их собственной жизни и смерти породило духовный кризис и общечеловеческую трагедию ХХ века.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |