КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феномен жанра в целостном контексте духовной культуры 2 страница
Устойчивость темы и ее содержания, конечно, относительна. Она зависит от обстоятельств и внешних условий, в которых происходит дискурс. В изменившихся условиях претерпевает изменения и сам дискурс. Но если условия всегда остаются внешними, то есть такими, которые участникам дискурса приходится лишь в той или иного мере учитывать, то изменения, происходящие с самим дискурсом, напротив, всегда инициированы субъективно и потому остаются внутренними, имманентными для содержания темы. Тематизация и есть такое функциональное отношение между локальным дискурсом и темой, в котором формируется хронотоп содержания, выходящий за пределы каждого из этих элементов, взятых в их обособленности. Когда заходит речь о локальном дискурсе или даже о ведущей теме некоторого разговора, за тем и за другим феноменом всегда подразумеваются его конкретные участники. В процессе тематизации изменяется все. Конкретная сопричастность индивидов, чувственно переживающих некоторое событие, становится здесь глубинным контекстом, а сама тема превращается в текст, кажущийся абсолютно безличной упорядоченностью знаков, слов и символов. Меняется и отношение индивида к интересующей его теме. Теперь от темы его отделяет плотный и практически непроницаемый текст, сплетенный из множества других, близких или весьма отдаленных тем, от которых индивиду приходится абстрагироваться. Погружаясь в этот вязкий текст, интерес обыденного сознания к отдельной теме рано или поздно угасает, потому обязательным условием дальнейшей тематизации в углубляющемся противостоянии индивидуального интереса и кажущегося безличным текста становится овладение специальным знанием и органически связанное с ним проектирование. Природа специального знания независимо от того, в какой области оно возникает и умножается, внутренне противоречива. С одной стороны, оно всегда вырастает из обыденного сознания с его устойчивым интересом к жизненной проблематике. С другой стороны, как это ни парадоксально, свою органическую связь с повседневностью специальное знание не осознает даже при постановке своих проблем. Обычно мы называем проблему как таковую «знанием о незнании». Наше внимание при этом сразу приковывается к содержательному анализу границы между сферами известного и неизвестного, к поиску гипотезы, позволяющей проникнуть в неизвестное, к способам ее проверки и т.д. Но, как правило, мы даже не задаемся вопросом о том, как в принципе становится мыслимым само «знание» о незнании и что такое догадка в нее родовом, онтологическом смысле. Объясняется это амбивалентностью специального знания. За невидимым фундаментом здания современной науки, искусства или политической деятельности всегда скрывается оптический жизненный опыт, но сам нынешний специалист живет и работает в надземных этажах уже построенного здания, попадая «наверх» с парадного крыльца (при посредстве профессионального обучения). Лишь в исключительных ситуациях он сам спускается «вниз», в тускло освещенные подвалы с их системами глубинного жизнеобеспечения, без которых немыслима ни целостность всего «здания» духовной культуры, ни смысл бытия самих ученых, композиторов или политиков. То, что мы называем «догадкой» в психологическом смысле или «первичным знанием» в гносеологическом отношении, в онтологическом плане представляет собой рафинированный, то есть очищенный от случайностей и побочных тупиковых вариантов, родовой опыт на пути продуктивного решения жизненных задач. Термин «жизненность» в этом случае имеет прямой и единственный смысл – значимости для непосредственного выживания всего множества индивидов (а потому и рода). Такой же родовой смысл приобретает и термин «продуктивность». Первичное знание и догадка о выходе из очередной затруднительной ситуации сохраняют исторически изменяющийся людской род, пролонгируют его существование и создают эффект открытости в будущее. Генетически проект и есть тема выживания рода, взятая вместе с глубинным смыслом локального дискурса – поиском совместного пути в будущее и потому ставшая содержанием первичного знания. Но актуально, по отношению к каждому отдельному живому индивиду, взятому в наличных условиях его социального существования, этот проективный смысл нуждается в дополнительном разъяснении. Формально тема есть «то, относительно чего» нечто в дискурсе утверждается или отрицается. Этот формальный момент интересен для лингвиста, социальной задачей которого является создание абстрактного дискурсивного алгоритма. Такой алгоритм необходим и для другого специалиста, например, для педагога, который озабочен задачей трансляции знания и соответственно необходимостью выработки оптимального алгоритма для своей специализированной сферы социума. Но за пределами специальной сферы все заботы индивида связаны с конкретными жизненными ситуациями, когда на первый план выходит не формальная, а содержательная сторона любой волнующей его темы – то, что имеет отношение к его непосредственным жизненным планам. Надеясь прояснить свое желанное будущее, индивид обращается к специальному знанию, но, встретив частокол формализаций, в панике отступает. Теперь индивиду остается только одно – обратиться к предшествующему опыту, в том числе к жизненному опыту других людей, и находить решение, удовлетворяющее здравому смыслу. Учесть многообразие повседневных намерений, интересов и планов каждого индивида, конечно же, невозможно; а сводить проективный смысл индивидуального существования к одному лишь опыту выжигания было бы пустой вульгаризацией. Тогда не оказываемся ли мы в тупике, надеясь осмыслить феномен проектирования для уровня повседневного бытия и обыденного сознания? Если на пути специального знания неодолимым препятствием являются формализация и абстрагирование от реальной жизни индивидов, то на пути обыденного сознания столь же неодолимыми оказываются уже неповторимая содержательность и наличная конкретность индивидуальных желаний. Принципиальную возможность выхода из тупика создает опять таки философия. В ее распоряжении в настоящее время появилось такое мощное оружие, каким является понимание и основной путь реального приближения к нему – герменевтический круг. Предельное абстрагирование от особенностей специального знания во всех его модификациях выводит философию к понятию культуры как универсальной формы родовой жизнедеятельности людей. И наоборот, предельная конкретизации неповторимых по своей глубинной сущности интуитивных желаний и явных намерений, чувственных влечений и рациональных устремлений каждого отдельного человека приводит к пониманию их содержательного смысла в качестве проектирования как уникального по своему содержанию отношения индивида к культуре. Подведем предварительный итог. Стадией проектирования структурное оформление философски модифицированного жанра завершается. Проектирование, с одной стороны, замыкает стихийно формирующуюся динамику зарождения и последующего сцеплении тех компонентов и вырастающих на этой взаимосвязанной основе функций, которые составляют самодостаточную структуру жанра. С другой – оно же открывает новые возможности для своего развития во времени и в пространстве духовной культуры. Локальный дискурс всегда разворачивается между индивидами. Но «то, о чем» разговаривает каждый участник дискурса, волнует и заботит, прежде всего, его самого и только во вторую очередь осознается, что без соучастия «другого» индивида, без совместного воздействия на внешнюю, но исключительно важную для них жизненную ситуацию последняя не может быть освоена и пролонгирована во времени. Локальный дискурс; тематизация и проектирование создают, таким образом, реальную возможность связать пространственный «локус» речевого дискурса между индивидами с конкретным смыслом их отношения к духовной культуре в контексте основных модусов времени – прошлого, настоящего и будущего. Тем самым жанр как единое целое становится не только способом исторического обновления духовной культуры (например, возникновения киноискусства как уникального родового феномена во временном измерении духовной культуры), но и реальной формой его специфической (видовой) организации в актуально расширяющемся, текстуальном пространстве этой же духовной культуры. Нашей задачей становится теперь типологический анализ наличной множественности жанров и их роли в целостном пространстве духовной культуры. Основной задачей типологического подхода является аналитическое расчленение формальной целостности знания и последующий концептуальный синтез его наиболее устойчивых частей и внутренних связей в единство нового рода, а говоря точнее, в содержательную целостность. Конкретной единицей такого анализа является методологическое понятие «тип», опосредствующее отношение между логическими понятиями «род» и «вид». Логически и семантически схватывая функциональные связи элементов знания, категория «тип» позволяет сократить до минимума видовое многообразие, а внутри родового единства увидеть его собственную уникальную структуру. Обязательным условием и основной скрытой трудностью типологизации как логико-методологической процедуры является включение познающего субъекта в целостную структуру исследуемой сферы. Это условие, как правило, либо бессознательно опускается (предполагается, что это и без того очевидно), либо намеренно не допускается (предполагается, что тем самым якобы обеспечивается «объективность» знания). На самом деле без этой процедуры содержательная целостность знания (а это требование для типологического анализа является исходным и безусловным) не достигается в принципе. Введение концепта «познающей субъект», с одной стороны, позволяет реальному, живому исследователю корректно войти вовнутрь исследуемой сферы, а с другой – достроить эту сферу до уровня целостности. Классическим эталоном творческого решения этой задачи является опыт М. М. Бахтина: все многообразие художественной реальности свернуто им в теоретически осмысленное «целостное основание», включающее четыре концептуальных компонента – «автор – художественный мир – герой – читатель (или зритель)». Все множество жанров, сложившихся к настоящему времени в целостном пространстве духовной культуры, тоже может быть сведено в четыре существенно отличающиеся друг от друга группы, которые и могут быть обозначены в качестве особых «типов». Основанием для утверждения о наличии четырех и только четырех типов жанрового многообразия является не только опыт других аналитиков. Есть, во-вторых, формально-логическое основание: всякая целостность аналитически может быть представлена через органическое отношение единичного, особенного, общего и всеобщего. И, наконец, есть еще и конкретно-содержательное основание, опирающееся на факты и их теоретическое осмысление. Анализ показывает, что целостное описание и объяснение сферы жанром может быть вполне обеспечено самодостаточным минимумом трех компонентов (локального дискурса, телам и проекта) и их структурного сцепления, создающего эффект всеобщности и потому нуждающегося в особой процедуре методологии синтетического понимания. Самая большая в количественном отношении, наиболее богатая в содержательном смысле и крайне разнородная по способам своего оформления группа жанров наличествует в сфере искусства. Чаще всего этот тип жанровой группировки называют художественным, подразумевая под этим именем творческую деятельность в сфере искусства. Сложившись стихийно на знаково-символической основе и потому оформившись раньше двух других типовых групп, художественный жанр продолжает и поныне бурно обновляться и множиться. Как писал в свое время Поль Валери: «Слово «искусство» первоначально означало способ действия и ничего больше. Это безгранично широкое понимание вышло из обихода»2. Для концептуального понимания природы и сущности жанров искусства обе эти затертые временем идеи являются особо значимыми. Искусство и жанры как спонтанно формирующиеся способы его реального воплощения образуют самый глубокий уровень духовной культуры. Жанр рождается здесь в результате свободной игры творческих сил индивидов, высвобождающих скрытые потенции так называемой «мертвой» природы. Преобразование живой и неорганической природы в культуру и непрерывное обновление границы между ними составляет суть и родовой смысл этого типа жанрового многообразия. Стремление выразить свою творческую индивидуальность интуитивное желание воплотить себя в предметном мире с помощью слов и звуков, пластики движений и гармонии цветовых эффектов, увековечить свои чувства и мысли в мраморе, на бумаге, в манифестации себя другим индивидам – все это в своей изначальной вариативности и есть жанровый дискурс. Семиотически всякий дискурс расположен между языком, обладающим региональной и эпохальной (и в этом смысле формальной) устойчивостью, и речью, индивидуальное и повседневное содержание которой всегда крайне изменчиво. Жанровый дискурс сферы искусства соединяет речь и язык необычным способом, в одних случаях (например, в музыке) временно замещая речь чувственно организованным переживанием, в других – метафорически кодируя текучее содержание речи, в третьих – придавая знаковым системам языка жизненно символический вид и смысл. В метафизическом отношении назначение искусства и его жанров заключается в сохранении и обновлении ориентации на культуру не только всего человеческого рода, но и каждого индивида. Вот почему жанры искусства обладают предельной устойчивостью, гигантским видовым многообразием и беспредельностью своих инновационных возможностей. Вторую группу жанров, существенно отличающуюся от первой как в количественном, так и в качественном отношении, можно обнаружить в сфере исторического сознания. Отличия эти можно зафиксировать по всем параметрам. Термин «жанр» применяется здесь очень редко, формируется только в сфере сознания и используется исключительно в тек ситуациях, когда современному историческому мышлению оказывается тесно в рамках «строгой» науки. В таких ситуациях историки все чаше обращаются к нарративу, к ментальности прошлых эпох, где и открывают те предшествующие науке «точки роста», в которых прежде историческое сознание пробуждалось и оформлялось. Расширение и углубление исторического горизонта, и свою очередь, порождает и у современных мыслителей стремление к околонаучным способам выражения своих идей, например, к жанрам исторического эссе и научно-художественной биографии. Именно этот род исторической литературы становится все более популярным, все более основательно входящим в состав современной духовности, отнюдь не заменяя собой науку истории как специализированную форму общественного сознания. Жанровое многообразие исторического сознания отличается и по существу. Жанры искусства рождаются в процессе свободного творчества и «алогичны» по способам обновления, они разнородны и настолько непохожи друг на друга, что это делает каждый из них подлинной уникальностью. Жанры исторического сознания, напротив, относительно однородны. Все они объединены темой прошлого в его актуальном отношении к наличному бытию людей, озабоченных своим будущим. Их тематическое сходство закрепляется еще и внутренней, логически детерминированной взаимосвязью. Их множество становится мыслимым только в контексте времени, а явным – лишь в текстах, представляющих духовную культуру своей эпохи. И, наконец, все они рано или поздно становятся неявными, погружаясь н пучину времени, становясь; по видимости, неактуальными, но по существу связывая временной вертикалью все пласты духовной культуры единого человеческого рода. Мифы о начале всех времен, исторические легенды и эпические тексты, наподобие «Илиады», сменяются жанра ми летописей, хроник и летописных сводов. Вместе с логической необходимостью при обработке этих сводов, а в последующем и при создании мемуарной литературы, в их содержательный смысл врываются политические интересы, и исторические тексты становятся полемическими, апологетическими и даже жанрами исторической фальсификации. Исторической науке приходится непрерывно очищать себя от этих инородных наслоений, отличая себя не только от идеологических «аномалий», но и от иных модификаций исторического сознания, наподобие жанров историософской теологии, исторического романа, исторического бытописания, спекулятивных рассуждений о прошлом и исторической альтернативистики. Только в ХХ веке, начиная с исследований исторической школы «Анналов», между жанровым многообразием исторических пластов духовной культуры прошлого и современной исторической наукой наметились точки концептуального сцепления. Наличие единого тематического инварианта, воплощающегося в исторически вариативных (единичных) текстах, вынуждает относить этот тип жанра к сфере особенного, но отнюдь не уникального. Третий тип жанрового многообразия складывается в сфере словесности. Жанры словесности в первую очередь необходимо четко отделить от жанров художественной литературы как составной части искусства (в терминологии ХIХ века - «изящной словесности»). Конечно, в реальной жизни каких-то жестких перегородок между ними нет. Словесность всегда была и остается поныне огромным полем всевозможных преобразований языкового материала, из которого литература непрерывно извлекает речевые обороты, выразительные интонации, образцы юмора, образы страсти и многое другое. Называя писатели «говорящим человеком», Ж.-Л. Сартр поясняет: «Говорящий человек находится в определенной ситуации внутри языка: со всех сторон его обступают слова; слова становятся продолжениями его чувств, его клешнями, его щупальцами, оптическими прицелами: он управляет ими изнутри, ощущает их как свое собственной тело. Почти не отдавая себе в том отчета, он окружен словесным телом, позволяющим расширять поле его воздействия на мир»3. И все-таки каждый ощущает и понимает разницу между словесностью, вплетенной в непосредственное повседневное бытие живых людей, и словесностью, извлеченной из этого бытия и воплощенной в книгу, в актерское мастерство или киносценарий ради того, чтобы воспитать у читателя (зрителя) умение видеть действительность глазами других людей. Под жанрами словесности мы, вслед за М. М. Бахтиным, понимаем те речевые жанры, которые непрерывно и непосредственно складываются и трансформируются в социальной среде, там, где слово выступает в своем «социальном вездесущии». Этот тип жанрового бытия не менее, а пожалуй, даже более многообразен, нежели в сфере искусства, но люди живут внутри него, привыкают к нему и перестают его замечать, как не замечают воздух, которым они постоянно дышат. Лишь попадая в непривычную среду, например, в тюрьму или в религиозную секту, и обнаружив, что люди, живущие в ней, ведут себя и говорят совсем по-другому, можно почувствовать реальность этой разновидности жанра. Наиболее важным признаком этого типа жанрового многообразия является сплав социального и речевого поведения людей в становящихся условиях их повседневного бытия. Констатируя, что слово пронизывает собою все области социального общения, М. М. Бахтин особо подчеркивает: «Вполне понятно, что слово будет наиболее чутким показателем социальных изменений, притом там, где они еще только назревают, где они еще не сложились, не нашли еще доступа в оформившиеся и сложившиеся идеологические системы. Слово – та среда, в которой происходят медленные количественные накопления тех изменений, которые еще не успели...породить новой и законченной идеологической формы. Слово способно фиксировать все переходные, тончайшие и мимолетные фазисы социальных изменений»4. Другим, существенно важным, отличительным признаком речевых жанров является их прямая зависимость от места и институционального способа бытия социального общения между индивидами. Люди не только по-разному ведут себя на рынке, в храме, на стадионе или в здании суда, но и говорят на «разных» языках. Конечно, с точки зрения литературного языка, блатной язык является всего лишь жаргоном, а с точки зрения разговорного языка, вообще не имеет никакого значения, для каких целей, где, с кем конкретно и с помощью каких слов реализуется клевета, донос или объяснение в любви и заверения в вечной преданности. Но без таких заверений социальное и речевое поведение, например, во дворце столь же немыслимо, сколь и поведение верующего в храме без соучастия в ритуальной службе и молитвы. Феномен речевых жанров оказался в поле исследовательского интереса еще позднее, чем даже жанры исторического сознания. Результаты пионерских исследований М. М. Бахтина, изданные в 1929 году, ради конспирации под чужим именем (В. Н. Волошинова), начали переиздаваться и более или менее свободно комментироваться только в 70-е годы. Оригинальных же работ в этой наиважнейшей сфере исследования и в настоящее время еще очень мало5. Анализ жанров искусства, исторического сознания и речевых жанров нуждается, конечно, в осмыслении не только со стороны их специфики, но и в контексте общего. Одной из важнейших проблем, требующих самого тщательного изучения, является, в частности, проблема стиля в его отношении к феномену жанра как такового. Но эта проблема относится скорее к техникам владения словесностью, к индивидуальным способам и средствам достижения художественной выразительности социально значимого видения действительности. При всей своей важности эта тема предметом данного исследования не является. Четвертый, наиболее важный для нас тип жанрового многообразия складывается в сфере философского постижения действительности.
Глава 14 Жанр как способ не-сокрытого бытия философии и проблема смысла индивидуальной жизни
Исторически процесс становления жанрового многообразия в сфере философского сознания начинается еще в античности, творчески обновляется в каждую последующую эпоху, но метафизического осмысления не получил и поныне. Количество жанров здесь тяготеет к оптимуму, но их качественная, собственно философская определенность кока вообще не обсуждается. Даже в последние десятилетии ХХ века, когда в поле внимания философов, наконец, оказалась проблема особенностей философствования, теоретический разговор идет вокруг феноменов индивидуальной манеры и специфического стиля, а тот феномен, который способен их концептуально соединить (таковым и является жанр), упорно не замечается. У всех этих странностей есть три причины, каждая из которых нуждается в объяснении. Одна из этих причин имеет идеологическую природу. Значительная часть философов все еще продолжает мыслить политически (или как минимум социологически прямолинейно), требуя обязательного участия философии и философов в идеологической борьбе или в такой социальной работе, которая приносит ближайшую и незамедлительную пользу. Тезис о том, что нельзя жить в обществе и быть свободным от общества, в этом случае явно или неявно истолковывается в контексте либо политического («классового») противоборства, либо социального крохоборства вокруг приоритетов некоторых частных идей и личных заслуг. Тревога о судьбах всего человеческого рода в этом случае уходит куда-то на второй план, а иногда и вообще исчезает из поля зрения философии. Анализируя родовидовые характеристики своего знания, эта часть философов предпочитает обозначать их в терминах «направления», «течения» и «школы». Необходимость в термине «жанр» и наличной практике такого рода философствования фактически и никогда не появляется. Другая причина концептуальна, и в этом ее безусловное преимущество. По своему характеру она противоположна первой, но порождает одинаковые последствия в ее отношении к феномену жанров. Речь идет о пост- структуралистском отказе от всякой «логоцентристской традиции» и о попытке радикального переосмысления категории «различие». Стремление освободить понятие «различия» от его связи с традиционными (классическими) категориями «тождество», «подобие», «противоположность» создает эффект сложнейшей запутанности и даже хаотичности различий (метафора «ризомы» у Делеза и Гваттари) и тем самым создает концептуальную основу для ухода от недопустимой идеологической и социально-политической ангажированности. Но в лабиринте хаотически сплетенных «различий» «все кошки становятся серыми», и феномен жанра эту участь тоже разделяет. Знание, освобожденное от «универсальных различий», становится ничьим, а на почве, которая либо никем не культивируется, либо кем угодно и как попало: как известно, рано или поздно верх берут сорняки. Метафора, конечно, может высвободить мысль из оков как политического, так и философского догматизма, но вывести из лабиринта различий могут только новые идеи, новые понятия и заново осмысленный путь. Третья причина является наиболее сложной, и поскольку в основаниях теоретической позиций этой группы философов лежат («покоятся»!) универсалии, постольку и сама эта позиция может быть названа универсальной. Дело в том, что далеко не все философы занимают ныне крайние позиции: есть еще и своеобразная «партия золотой середины». От идеологических крайностей эту позицию спасает социально-политическая толерантность, а от крайностей пост- структурализма – явное нежелание «входить в лабиринт» глобальных бесструктурных преобразований, не имея в своем распоряжении ни элементарной ясности в том, имеется ли из него какой-нибудь выход, ни хотя бы некую нить Ариадны, чтобы вовремя вернуться назад. Опора на универсалии, казалось бы, создает для философов, относящихся к этой группе, принципиальную возможность для выхода к проблеме жанра как особой формы философствования, но эта возможность почему-то тоже не реализуется. Более того, в целом ряде случаев философы непосредственно исследуют жанровую специфику текстов с явным философским содержанием, но признать феномен жанра формой философствования все равно не решаются. В третьем варианте отношения к жанрам, когда в них признается в качестве философской стороны только содержание, а форма остается не узнанной, «чужеродной», следует разобраться особо внимательно. Прежде всего, необходимо отличить отношение к жанрам со стороны философии, погруженной в целостную атмосферу духовной жизни своего времени и зависимой от нее, от отношения к жанрам той формы философского сознания, которое намеренно дистанцируется от всех иных форм духовной культуры и потому обретает относительную свободу. В первом случае обращение к термину «жанр» происходит лишь там и тогда, где и когда философское сознание встречается с сознанием иного типа либо непосредственно, либо на основе некоторого универсального механизма. Когда такая встреча имеет непосредственный характер, например, в жанре философского романа, то у философов и литературоведов создается общее впечатление о том, что мы имеем дело с бытием философии на базовой основе одного из жанров литературы. Если же ситуация «встречи» усложняется, и анализировать приходится разные тексты, содержательный смысл которых относится к нескольким (трем и более) формам общественного сознания, например, религиозному, художественному и философскому, то в основании родовидовых отношений оказывается текст. И тогда феномен жанра оказывается (и называется) уже особой разновидностью «словесности». В результате таких бесхитростных, чуть ли не автоматизированных логических трансформаций появляется возможность формально объединять, например, исповеди Августина, Руссо и Льва Толстого, уходя от обсуждения философского смысла этой разновидности жанра и его принципиального отличия, например, от религиозной исповеди. Что же касается тех случаев, когда авторство в возникновении некоторого жанра без каких бы то ни было сомнений принадлежало философу (например, авторство Монтеня в создании жанра эссе), то в качестве «объяснительного концепта» у приверженцев универсалий всегда оставался еще один спасительный аргумент – «концепт гениальности». Попутно заметим, что в прошлые эпохи, создавая свои труды, например, в жанрах апологии, диалога или афористики, сами философы – ни Платон, ни Марсилио Фичино, ни Шопенгауэр – о специфике этих жанров ничего не писали. Они просто творили, мыслили, оформляли свои тексты, а точнее – философствовали в том или другом жанре. Создается впечатление, что в прежние времена даже у величайших творцов философии жанр рождался сам собой, где-то на интуитивном уровне их сознания. Ситуация коренным образом изменяется, если философское сознание задумывается не только над содержанием, но еще и над той формой, в которую оно намерено воплотить свой замысел. Для этого оно обязано дистанцироваться от всех иных форм общественного сознания, соотнести их с собой и благодаря этому обрести относительную свободу от духовной атмосферы своей эпохи. Необходимость в термине «жанр» вместе с тем смыслом, который в нем заключает, как свидетельствуют все без исключения факты, появляется у философов в тех случаях, когда они выходят к границе, за которой начинается сфера влияния принципиально иных форм общественного сознания. Но проблема демаркации значима и для этих «иных форм» в их актуальном (внутреннем) противостоянии философии – в одном случае для политического сознания, в другом – для религии, в третьем – для нравственного сознания и т.д. Говоря иначе, феномен границы двусторонен и потому нуждается не только во временном, но еще и в «пространственном», онтологическом измерении. Границей между всеми формами общественного сознания служит не столько текст, сколько интертекст, приводимый в движение дискурсивными практиками. Чтобы преодолеть обе эти исторически сложившиеся границы и пройти по «ничьей» земле, нужен не индивидуальный гений, а опыт особого рода, говоря словами братьев Стругацких, чутье и опыт «сталкеров». Философский жанр это не продукт воображения отдельного мыслителя, даже если этот мыслитель гениален. Философский жанр рождается в интуитивном поиске идеализированного алгоритма для сравнения жизненных, то есть найденных в мыслительном опыте частных образцов внутри каждой формы общественного сознания. Философский жанр – это универсальный эталон, порождаемый целой эпохой и предназначаемый для преодоления той «пограничной полосы», за которой скрываются все иные формы общественного сознания. Этот универсальный образец вырабатывается усилиями множества мыслителей и потому сохраняется во времени, становясь всеобщим достоянием духовном культуры человечества.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |