Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические отношения между США и Украиной




В значительной степени украинско-американские экономические отношения в процессе своего становления и развития прошли тот же путь что и отношения политические, испытывая на себе влияние тех же факторов, переживая периоды спада и подъёма.

Имея отличные стартовые условия, при получении независимости, по истечению 25-и лет Украина остаётся одной из беднейших стран Европы. В частности низкими остаются темпы экономического роста на Украине не позволяющие ей догнать соседей и создать условия для роста благосостояния во всех регионах или по крайней мере, в большинстве из них.

"Оранжевая революция", на которую возлагались большие надежды, в плане приобщения страны к благам рыночной цивилизации, совершённая с помощью США и при их непосредственном участии привела к спорным результатам с точки зрения совершенствования политической системы и точно не повлекла за собой создание предпосылок для устойчивого экономического роста. Кратковременный подъем 2003-2007 гг. имел в своей основе увеличение экспорта в Россию при резком наращивании внешнего долга.

Однако в результате воздействия на экономику кризисных явлений кризиса 2008-2009 гг. экономике страны не удалось выйти на траекторию устойчивого подъема. ВВП на душу населения остается практически на уровне начала 1990-х годов. В 2013 г. подушевой ВВП составлял 3,9 тыс. долл. в текущих ценах по номиналу и после девальвации в начале 2014 г. сократился почти в 1,5 раза. Это уникальная ситуация для страны с переходной экономикой в Европе с такими исходными ресурсами и ожиданиями граждан.[148]

Конечно, причины столь плачевного положения следует искать в первую очередь в самой Украине. Взваливать груз ответственности за положение дел в украинской экономике на США малопродуктивно и неправильно в принципе.

Но верно так же и то что сотрудничество Украины и США в экономической сфере никоим образом не способствовало решению экономических проблем, поскольку, как представляется, это сотрудничество в общей структуре отношений, как в рассматриваемый период, так и сейчас играет подчинённую роль по отношению к сотрудничеству политическому. Именно с этих позиций следует рассматривать предоставление Украине статуса страны с рыночной экономикой со стороны США, отмену поправки Джексона-Вэника, подписание двустороннего протокола по ВТО, а также участие Украина в программе получения помощи "Вызов тысячелетия» и прочие практические шаги Вашингтона в содействии нынешнему курсу нового государства. Поэтому и экономический эффект от принимаемых в рамках этих отношений мер, несмотря на победные реляции украинского руководства, мягко говоря оставляет желать лучшего.

Так, например, комментируя действия США, направленные на содействие Украине, в процессе вступления в ВТО Ющенко заявлял, что это вступление повлечёт рост товарооборота (на 10%) и ВВП (в пределах 1,5-1,9%) в течении непродолжительного срока. Вторя ему, украинское Министерство экономики, прогнозировало удвоение товарооборота с США, до $ 3 млрд. в год с отменой поправки Джексона-Веника, должен удвоиться.[149] Однако уже в то время эксперты к подобным прогнозам относились с большой долей скепсиса, полагая, что "шаги навстречу Украине не несут для США никаких материальных последствий, полагая, что вступление Украины в ВТО, никоим образом не отразится на ее присутствии на американских рынках (в особенности – после повышения цен на газ). С поправкой Джексона-Веника ситуация аналогичная: США все равно каждый год, с начала 90-х продлевали мораторий на ее действие. С формальной её отменой ничего не изменится".[150]

Возвращаясь к сказанному ранее о приоритетах, определявших отношения между Украиной и США в 2009 году, полагаем уместным раскрыть содержание некоторых из них, реализуемых в рамках экономических отношений.

К таковым в частности в рассматриваемый период были отнесены заключение соглашения с МВФ, реформирование энергетического сектора, усиление деловой составляющей американо-украинских отношений

В рамках реализации первого из них – заключения соглашения с МВФ – Х. Клинтон в декабре 2009 г. на первом заседании Комиссии выразила надежду на возвращение миссии МВФ в Украину.[151] Д. Рассел в выступлении на заседании Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе 16 марта 2010 г. заключение соглашения с МВФ рассматривал в качестве вклада в демократическое развитие Украины и оздоровление экономики.[152]

Реформирование энергетического сектора подразумевает диверсификацию источников и маршрутов поставок энергоносителей с целью обеспечения независимости Украины от России в энергетической сфере. В этом отношении в качестве базовых принципов рассматриваются прозрачность, конкуренция, реалистическое ценообразование. Одна из задач, решаемых администрацией Б. Обамы, как и администрацией Дж. Буша-мл. на этом направлении, – интеграция Украины в европейские энергетические структуры. Для ее реализации Соединенные Штаты продвигали вопрос о вступлении Украины в Европейское энергетическое сообщество, членом которого Украина стала с февраля 2011 г.

Наряду с интеграцией в европейские энергетические структуры одной из реализуемых задач американской внешнеполитической является более эффективное использование Украиной энергоносителей. "Украина, – подчеркнул Д. Рассел, выступая на заседании Комиссии по безопасности и взаимодействию в Европе, – в три раза менее эффективно использует энергоносители по сравнению со среднестатистическими показателями ЕС: государство потребляет на 50-60 % больше газа, чем ему следовало бы».[153] Реализация данной задачи связывается с привлечением инвестиций в энергетическую сферу, проведение внутриполитических и внутриэкономических реформ.

Еще одной задачей, решаемой Соединенными Штатами на этом направлении, является развитие энергетического сектора Украины.[154]

Это связывается с развитием Украиной собственных ресурсов.

Д. Рассел в упомянутом выступлении отметил: "Украина является одним из самых крупных государств Европы, по размеру приблизительно равняется Франции с 45 млн. человек. Она служит транзитным маршрутом, по которому в Европу поступает около четверти импорта газа, и она могла бы стать более самодостаточной в энергетической сфере, если бы ее природные ресурсы были полностью разработаны».[155] Исходя из выступлений госсекретаря США Х. Клинтон, раскрытие энергетического потенциала Украины предполагается через развитие ядерной промышленности, обслуживающей гражданские цели, разработку месторождений шельфового и метанового газа.[156]

Инвестирование в энергетический сектор рассматривается в качестве лучшего способа оказания содействия Украине. "Мудрый подход» США к вопросу обеспечения энергетической безопасности в отношении государств Центральной и Восточной Европы заключается в извлечении максимума из существующей инфраструктуры, разработке новых видов энергоносителей (приоритет отдается шельфовому газу), строительстве интерконнекторов, развитию возможностей по хранению газа, строительстве терминалов сжиженного газа.[157]

Специальный посланник США по энергетике Евразии Р. Морнингстар, выступая 2 июня 2011 г. в Конгрессе с докладом "Европейская и Евразийская энергетика: развитие возможностей для безопасности и процветания» в отношении Украины отметил: "Мы продолжаем поддерживать Украину в принятии необходимых мер для привлечения иностранных инвесторов в ее энергетический сектор, включая обеспечение прозрачности, надлежащего руководства и эффективной законодательной и регуляторной системы. Украина недавно предприняла шаги для усиления своей энергетической безопасности, включая планы по повышению местных поставок из традиционных и нетрадиционных газовых источников. Подписание в феврале 2011 г. американо-украинского меморандума о взаимопонимании относительно нетрадиционных запасов газа является свидетельством углубления нашего двустороннего взаимодействия в энергетической сфере. Следующим шагом будет взаимодействие между геологической разведывательной службой США и Украиной в отношении оценки нетрадиционного газового потенциала Украины и предоставление консультаций по касающимся данного процесса регуляционных вопросов и защиты окружающей среды».[158]

В отношении Украины задача разработки шельфового газа звучала в выступлениях специального посланника США К. Паскуаля 21 ноября 2010 г. в Вашингтоне, и несколько позже, помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Ф. Гордона 6 февраля 2012 г. на пресс-конференции в Киеве.[159]

Задача реформирования газотранспортной системы Украины актуализируется реализацией проекта "Южный коридор».

19 ноября 2010 г. Х. Клинтон, выступая на одном из заседаний американо-европейского Энергетического совета, подчеркнула: "Мы работаем по вопросу обеспечения безопасности новых источников природного газа для Европы посредством расширения взаимодействия с партнерами на Среднем Востоке и в Каспийском регионе, включая Азербайджан; относительно нового маршрута поставок через Грузию, Турцию в Европу. Южный газовый коридор поможет открыть европейский рынок для более разнообразных источников энергии и укрепить европейскую энергетическую безопасность. И мы работаем с Украиной, в то время как она пытается стать более надежным партнером для Европы в энергетической сфере».[160]

О том, что в рамках Энергетического совета США - ЕС в контексте реализации проекта "Южный коридор» ведется работа с Украиной, в официальных заявлениях отмечали госсекретарь Х. Клинтон и специальный посланник США по энергетике Евразии Р. Морнингстар.[161]

Третий приоритет - усиление деловой составляющей американо-украинских отношений - подразумевает актмвизацию инвестиционной деятельности американских компаний в Украине и увеличение объемов американского экспорта в Украину.

Заместитель помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Д. Рассел, раскрывая этот приоритет, в выступлении в Конгрессе 16 марта 2010 г. отметил: "США сохраняют восьмую позицию в списке самых крупных инвесторов Украины с объемом прямого иностранного финансирования 1,4 млн. долл. Мы приветствуем заявления президента Януковича в поддержку создания стимулов для инвесторов, таких как снижение налогов и сокращение задолженности. Наше бизнес-сообщество информирует нас о том, что еще многое должно быть сделано, чтобы сделать Украину более привлекательной для инвесторов, от реформы налогового кодекса до большей прозрачности, от большей защиты власти закона до серьезных мер по борьбе с коррупцией».[162]

Согласно американскому подходу, залогом способности Украины к привлечению иностранных инвестиций является проведение экономической реформы в указанном направлении, т.е. снижение налогов, борьба с коррупцйей, защита интеллектуальной собственности, усиление власти закона.

Привлечение иностранных инвестиций связывается с процветанием Украины. Это утверждение стало одним из ключевых тезисов выступления Х. Клинтон в Киеве 2 июля 2010 г.[163]

В связи со сказанным выше, возникает вопрос о соотношении данного внешнеполитического курса, в основу которого положены названные приоритеты с интересами Украины, а так же о негативных последствиях, которые для Украины принесла реализация некоторых проектов.

В частности, трубопровод Одесса - Броды после завершения несколько лет простаивал, его судьба не решена и в настоящее время. Вместе с тем начато строительство незавершённого участка Одесса - Броды до Плоцка. Бывший президент Л. Кучма в интервью 9 февраля 2010 г., давая оценку вступления Украины в Европейское энергетическое сообщество, отметил, что "идя на такие шаги, Украина, очевидно, рассчитывала на поддержку Европы в модернизации своей газотранспортной системы и обеспечении ее загрузки на перспективу, а также на переговорах с Россией по пересмотру газовых соглашений. Однако эти расчеты пока не оправдались... На модернизацию своей ГТС мы пока не получили от Евросоюза ни копейки, зато усложнили газовые переговоры с Россией».[164]

По оценке советника главы Верховной Рады Украины В.Грановского, данной в августе 2011 г., "после вступления Украины в ВТО в Украину проще импортировать товары, нежели производить их».[165]

В этом контексте значимым представляется мнение ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН И.Куклиной о том, что "использование и востребованность региона диктуется не столько национальными интересами его участников, сколько формирующейся моделью глобализации в ее экономических, военно-политических и даже правовых аспектах».[166]

Это суждение применимо и к вопросу о разработке шельфового газа в Украине. По словам эксперта Центра "НОМОС» Д. Штыбликова, "мировая статистика, доклады ООН, сотни других документов и отчетов убедительно доказывают, что добыча и транспортировка нефти и газа в морях является одним из наиболее экологически опасных видов деятельности. В украинское же законодательство не имплементированы ключевые международно-правовые конвенции в части страхования экологических рисков, т.е. законодательно не регулируются вопросы ответственности компаний».[167]

Обращают внимания некоторые внутриполитические шаги украинского правительства, которые коррелируют с внешнеполитическими подходами США. В частности, в 2010 г. был измен государственный подход в сфере инвестиционной политики: основной акцент был сделан на привлечение иностранных инвестиций и облегчение доступа иностранным компаниям на украинский рынок. Одной из первых мер, принятых в этом направлении, стало принятие в июле 2010 г. Закона Украины "О государственно-частном партнерстве",[168] по которому правительством Украины иностранным компаниям была предоставлена возможность использовать земельные участки Украины, недра, инфраструктуру и др. Формой практического воплощения этих установок стало принятие в июне 2012 г., Закона Украины "Об индустриальных парках",[169] которым иностранным инвесторам была предоставлена возможность в течение не менее 30 лет использовать земельные участки Украины, природные ресурсы, собственность и целостные комплексы собственности для осуществления хозяйственной деятельности.

12 мая 2011 г. вместо Государственного агентства Украины по инвестициям и инновациям было создано Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами, одними из приоритетных задач которого является принятие мер, направленных на улучшение инвестиционного имиджа Украины и поддержка инвестиционного развития регионов Украины.

На сегодняшний день основой инвестиционного развития регионов Украины являются индустриальные парки. На сайте ""InvestUkraine"", подразделения Госинвестпроекта, Украина позиционируется в трех аспектах: государство, занимающее выгодное стратегическое географическое положение (на пересечении путей Европа-Россия-Азия); "идеальное место для производства и экспорта товаров в государства Европы и Азии", ("большой и перспективный рынок"; государство с образованными и конкурентоспособными человеческими ресурсами"). Такое позиционирование совпадает с видением правительством США постсоветского пространства как рынка сбыта для американских товаров и услуг - что неоднократно подчеркивалось американскими государственными деятелями, в частности госсекретарем У. Кристофером.

В целом как представляется итоги сотрудничества США и Украины в экономической сфере в рассматриваемый период и впоследствии, по нашему мнению, нельзя характеризовать как успешные. Если, конечно, под успешностью понимать удовлетворение обеих сторон участвующих в отношениях. И если об удовлетворении интересов США можно говорить, по крайней мере, частично, то говорить о каком-либо выигрыше Украины нет ни малейших оснований.

 

 

Заключение

Первое десятилетие XXI века ознаменовалось не только динамичным развитием отношений Украины и США, как в политических, экономических сферах, но и приходом к власти Януковича, который предоставлялся весьма продуктивным президентом с точки зрения формирования политического устройства Украины. В процессе этой эволюции, начиная с момента рождения независимой Украины, как представляется, можно выделить пять этапов, хронологически (в основном), совпадающих со временем нахождения у власти в США, той или иной администрации, каждая из которых имела свой взгляд по вопросу украинско-американского сотрудничества и в соответствии с этим выстраивала свою политику в отношении Украины. Три из этих пяти этапов приходятся собственно на период с 2000-2010 год.

Подобный подход, в качестве одного из вариантов к этапизации украинско-американских отношений, представляется возможным, поскольку именно США на протяжении всего этого времени задавали этим отношениям тон, определяли их содержание, характер и направленность.

Безусловно, причины сложившейся ситуации следует искать, прежде всего, в самой Украине. Отсутствие чётких ориентиров в выстраивании политической системы, развал экономики, коррупция и междоусобная борьба элит за власть, перекос в национальных отношениях создали предпосылки для усиления внешнеполитического влияния на происходящие в Украине процессы и события, их переход под контроль США.

Как безусловную победу США следует оценивать на президентских выборах в Украине победу В.Ющенко и стоящих за ним прозападно ориентированных элит.

Успех, достигнутый в ходе "оранжевой революции" обеспечил вхождение во власть проамерикански настроенных лидеров и обеспечил США возможность влияния на внутреннюю и внешнюю политику Украины, зачастую используя методы прямого диктата.

В последующем, с приходом к власти в США демократов во главе с Президентом Обамой тон в украинско-американских отношениях несколько изменился. Политика стала более гибкой и менее авторитарной. Некоторые трансформации она претерпела и в части определения целевой аудитории, на которую было направлено основное воздействие и влияние, в целях привлечения на сторону США.

Но в целом курс США в отношении Украины, определявшийся ими по праву сильного оставался неизменным в течение рассматриваемого периода и остаётся таким поныне. Что касается соблюдения интересов Украины, то этот курс и украинско-американские отношения в целом, по нашему мнению трудно назвать успешным и результативным. В частности не была достигнута вожделенная цель Украины, судя по развитию сегодняшней ситуации всё более представляющаяся недосягаемой - вступление в НАТО и ЕС.

Плачевными, имеющими стойкую тенденцию к ухудшению, являются так же экономическая ситуация и перспективы экономического развития Украины.

Повторимся, в значительной мере причины этого следует искать в самой Украине. Однако было бы неправильно преуменьшать роль США в этой не успешности, поскольку они, выстраивая эти отношения, руководствовались исключительно собственным интересом, оценивая через призму этого интереса интересы партнёра.

 


Приложение 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.