Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность и жизнь Федорова




В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 17г с. 210.

братского всеединства человечества — и защита уто­пического, идеализированного самодержавия; утвержде­ние равенства всех, решительное неприятие национа­листических предрассудков, любой национальной ис­ключительности —- и идеализация патриархального бы­та России.

Федоров — идеалист в понимании общественных яв­лений: его социологические построения страдают умо­зрительностью, утопическим характером, отсутствием адекватного представления об основных законах исто­рического развития, его произведения перегружены религиозной символикой. Вместе с тем в федоровской мысли ценны требование трудовой активности челове­ка, выдвижение роли практики, призыв к сознательному овладению природными процессами. Он решительно от­вергал агностицизм как в явных, так и в скрытых его формах; более того, мысль Федорова отличает гносео­логический оптимизм, вера в творчески-преобразова­тельную деятельность человечества (он пишет о пре­вращении в будущем гносеологии в «гносеоургию»)· Необходимо также подчеркнуть, что активно эволю­ционные взгляды и естественнонаучные представления Федорова, выразившиеся в проекте «регуляции при­роды» и овладения космосом, содержат стихийно-мате­риалистическое начало.

В учении Федорова сказались влияния, идущие от различных, часто противоположных традиций — от ес­тественнонаучного позитивизма до религиозно-фило­софских концепций. Это учение несет в себе черты общественно-исторических противоречий своего време­ни. Не уделив ему внимания, мы существенно обедним наше понимание идейной атмосферы второй половины XIX в., в которой преобладали острокритическое отно­шение к окружающему, жажда перемен, поиски путей к преобразованию жизни. Один из таких путей пред­лагает и философское учение Федорова.

Николай Федорович Федоров, незаконнорожденный сын князя П. И. Гагарина, в 1849 г. окончил Тамбов­скую гимназию и затем до марта 1852 г. учился в Ри­шельевском лицее в Одессе, где проявил блестящие способности. Однако, вступив на выпускных экзаменах в резкий спор с одним из преподавателей, Федоров сам оставил лицей. Тем не менее образование — результат прежде всего его собственного постоянного труда — Николай Федорович получил превосходное. В воспоми­наниях о Федорове все отмечают его поразительные, поистине энциклопедические познания в самых разных областях жизни, науки, искусства. К тому же он в совершенстве знал не только основные европейские языки, но и хорошо разбирался в ряде восточных, одно время сильно увлекаясь китайским.

В продолжение четырнадцати лет, с 1854 по 1868 г., Федоров работает в уездных училищах средне-рус­ской полосы. Предмет его преподавания — история и география. Долго задерживаться на одном месте ему не дает его непримиримое отношение к местным по­рядкам: за это время он меняет семь городов. К сере­дине 60-х годов относится знакомство Федорова с Н. П. Нетерсоном, бывшим студентом Московского университета и учителем одной из яснополянских школ Л. Н. Толстого. Петерсон увлекается идеями Федорова и на всю жизнь становится их последователем. Из его свидетельств известен нам образ жизни Федорова в эпоху его преподавания: суровое ограничение себя только самым необходимым, исключительная принци­пиальность, постоянная защита интересов учеников, помощь самым бедным из них.

Сам его метод преподавания истории и географии, предметов, которые, по мнению Федорова, должны дать первые и важнейшие сведения учащимся, был необыч­ным. Он стремился осуществить принцип активного участия всех детей в познавании, которое должно было стать одновременно их нравственным воспитанием. Учебники он не считал основной формой обучения. Ма­териал знаний добывался учителем вместе с ученика­ми, его сотрудниками, из непосредственного изучения родного края, его географических особенностей, расти­тельного и животного мира, его истории, запечатленной в памятниках, из наблюдений звездного неба, опы­тов в самой природе. Такая система наталкивалась на непонимание и противодействие со стороны высшего начальства, и в этом была одна из причин частой смены Федоровым мест преподавания.

По свидетельству Петерсона, учение Федорова в основных чертах сложилось гораздо раньше их ветре­чи, еще в 50-х годах, и было постоянным предметом их бесед, все время дополняясь и развиваясь. Сам Федо­ров дает точную дату возникновения своей основной идеи — осень 1851 г., т. е. последний год его пребыва­ния в лицее. В 1903 г., незадолго до смерти, в одной из последних записей, Федоров подтверждает эту дату: «Пятьдесят два года исполнилось от зарождения этой мысли, плана, который мне казался и кажется самым великим и вместе самым простым, естественным, не выдуманным, а самою природою рожденным! Мысль, что чрез нас, чрез разумные существа, природа достиг­нет полноты самосознания и самоуправления, воссоз­даст все разрушенное и разрушаемое по ее еще сле­поте...» 1

Весной 1866 г. Федоров был арестован по делу Ка­ракозова из-за знакомства с Петерсоном, который был привлечен к следствию как бывший активный член ишутинского кружка. Через три недели Федоров был освобожден, а Петерсон осужден на 8 месяцев в Петро­павловскую крепость. Боровское уездное училище ста­ло последним в преподавательской работе Федорова. Когда настали летние каникулы 1867 г., он отправился в Москву, причем проделал весь путь пешком. Откры­вался новый период жизни и деятельности мыслите­ля — московский.

В Москве Федоров сначала работает в Чертковской библиотеке, затем с 1874 г. в продолжение 25 лет — библиотекарем Румянцевского музея и, наконец, в по­следние годы жизни — в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. Его библиотеч­ная деятельность получает широкую известность и признание, и прежде всего среди тех ученых и писате­лей, которым он в силу своих глубоких и поразительно многосторонних познаний, своего самоотверженного сверхурочного труда оказывал неоценимую помощь. Федоров первым составил систематический каталог книг Румянцевского музея, выдвинул предложение о международном книгообмене. Его называли «ге­роем и подвижником в области книговедения» 2, в ко­торое он внес много новых идей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.