![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Химический состав рельсовой стали
РЕЛЬСОВЫЕ СТАЛИ В СССР рельсы тяжелых типов (Р75, Р65 и Р50 длиной 25 м) изготовляют из высокоуглеродистой стали с повышенным содержанием марганца (табл. 36.1). Такое содержание углерода характерно для рельсовой стали США и Канады. В других странах оно несколько ниже, например в Англии 0,50—0,60 %, в Японии 0,60—0,75 %, в ФРГ 0,40—0,60 % при повышенном содержании марганца (до 1,2—1,3 %). За рубежом рельсовую сталь выплавляют в мартеновских печах (США, Канада), кислородных конверторах (Япония, ФРГ, Англия), электропечах (ФРГ), томасовских конверторах (Франция). При выплавке рельсовой стали в конверторах качество рельсов понижается из-за повышенного содержания вредных примесей (до 0,07 % Р и 0,06 % S). На протяжении многих лет совершенствование химического состава рельсовой стали шло по следующим основным направлениям: 1. Уменьшение содержания вредных примесей (серы, фосфора, кислорода, водорода) в рельсовой стали с целью повышения ее чистоты и металлургического качества. 2.Увеличение содержания в стали углерода для устранения в ее структуре мягкой составляющей — феррита и увеличения количества твердых частиц второй фазы — цементита, входящего в состав тонкопластинчатого перлита. С повышением содержания в рельсовой стали от 0,5 до 0,8 % С существенно росли ее прочность, сопротивление износу и смятию.
Таблица 36.1
3.Легирование рельсовой стали, т. е. повышение содержания в ней более 1,0 % Мп, более 0,4 % Si и введение в ее состав таких элементов, как Сr, Ni, Mo, V, Nb, Ti и др. Сюда же относятся попытки повысить комплекс свойств рельсовой стали за счет модифицирования и микролегирования, сводящегося к добавлению в нее небольшого количества таких элементов, как Mg, В, Се и редкоземельных элементов. Содержание углерода в настоящее время доведено в рельсовой стали до эвтектоидного, при превышении которого образуется структурно свободный цементит. Одно из перспективных направлений модифицирования, рельсовой стали ставит своей задачей повышение верхней допустимой границы содержания углерода в рельсовой стали до 0,85—0,87 % без выделения структурно свободного цементита. Лучшие варианты нетермообработанных рельсов из низколегированной стали позволили повысить их эксплуатационную стойкость на отечественных железных дорогах не более чем на 25 %. В горячекатаном состоянии (температура конца прокатки 1000—1050°С) величина зерна в рельсовой стали соответствует 2—3 баллу по ГОСТ 5639—65, после закалки (температура нагрева 830—850 °С) она соответствует 7—8 баллу. Структура рельсовой стали в горячекатаном состоянии представляет собой сорби-тообразный мелкопластинчатый перлит, иногда с отдельными тонкими выделениями феррита. Прокаливаемость рельсовой стали невелика: при определении ее методом торцовой закалки (ГОСТ 5657—69) она составляет 4—6 мм. В СССР рельсовую сталь в основном выплавляют в большегрузных мартеновских печах емкостью 380—450 т на Кузнецком металлургическом комбинате (КМК), Нижнетагильском металлургическом комбинате (НТМК) и заводе «Азовсталь». Частично ее выплавляют в бессемеровских конверторах на Днепровском металлургическом заводе им. Дзержинского (ДМЗ). Схема технологического процесса производства рельсов на четырех отечественных рельсопрокатных заводах представлена на рис. 36.3. Из нее видно, что при производстве железнодорожных рельсов применяют три вида термической обработки [9]: противофлокенную термическую обработку; термическое упрочнение концов; термическое упрочнение по всей длине.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 5110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |